Проблема адаптации к школе шестилетних детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 01:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить и изучить особенности психологической адаптации ребенка к школе.
Исследовательские задачи:
Теоретический анализ литературы по данной проблеме;
Изучить особенности психологической адаптации ребенка к школе.
Выявить условия формирования психологической адаптации ребенка к школе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы адаптации детей шести лет к школьному обучению 5
1.1. Специфические особенности адаптации детей к школе 5
1.2. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению 14
Глава 2. Проблема адаптации к школе шестилетних детей 19
2.1. Вопрос адаптации к школе шестилетних детей 19
2.2. Вопрос преемственности дошкольного образования и начального периода обучения школьного типа 25
2.3. Как помочь учителю получить знания о личности и индивидуальности шестилетнего ребенка 31
Заключение 37
Список используемой литературы 39
Приложение

Файлы: 1 файл

Адаптация дошкольников к школе.doc

— 300.00 Кб (Скачать файл)

При изучении мышления у некоторых шестилеток будут выявлены «феномены Пиаже». Причины этого явления многократно объяснялись в литературе по детской психологии [34]. «Хорошее» эмпирическое [наглядно-образное] мышление можно определить на основе успешности выполнения заданий на сравнение, типа «Найди рисунок-двойник...», «Где две одинаковых?», «Пятый - лишний». Надо отмечать и степень интеллектуальной активности ребенка. Если он не проявляет любопытства и интереса даже в отношении выполнения вполне посильных для него заданий, например, при работе с иллюстративным материалом, - это тревожный симптом. Учителю целесообразно обратить внимание практического психолога на этот факт, так как велика вероятность наличия задержки психического развития или интеллектуальная пассивность.

Шестилетки  обычно охотно рассказывают об игре, что дает возможность не только снять напряжение и активизировать внимание ребенка, но и косвенным путем получить информацию о свойствах личности, ее самооценке, уровне притязаний, а также знаниях в области нравственных отношений. Выяснение того, какие игры любит (или не любит) ребенок и почему, может дать информацию о тяготении к тому или иному ролевому поведению, стремлению к доминированию в группе, наличии страхов, половой идентификации и др.

Желательно  в ходе наблюдения фиксировать эмоциональные реакции ребенка, как вербальные, проявляющиеся в интонации, темпе речи, паузах, эмоциональном тоне, так и невербальные (жесты, мимика). Необходимо постоянно следить за настроением ребенка, варьировать вопросы, в случае необходимости предлагая «нормируемую помощь», т.е. пытаться определить границы «зоны ближайшего развития» [15]. Учитывая особенности нервной системы, надо выявить темп, который является оптимальным для конкретного испытуемого.

Для того чтобы результаты были достоверными, желательно подстраховываться, проверяя то, что говорит ребенок о своих математических знаниях, так как может оказаться, что он просто помнит, в каком порядке надо «считать», а не умеет пересчитывать предметы. Если он читает, то проверить наличие «эффекта края», когда ребенок не считывает, а «узнает» слово, ориентируясь по общей ситуации или по первым слогам.

Проведя беседу с ребенком, учитель не подменяет, а лишь дополняет данные психологической диагностики готовности шестилетнего ребенка к школе и потом может неоднократно использовать полученные в ней факты в общении с маленькими школьниками. Этот метод позволит ему сделать первый шаг на пути постижения личностей своих будущих учеников, получить предварительную ориентировку в их ожиданиях и тревогах по поводу новой школьной жизнедеятельности и оказать реальную помощь маленьким школьникам в преодолении нормальных трудностей адаптационного периода к обучению школьного типа.

Поскольку учителей начальной школы привлекают к  организации приема в 1-й класс, целесообразно учитывать их информацию о поведении ребенка и специфические затруднения, выявленных вне процедур психологической диагностики.

 

Заключение

 

На основании  полученных в результате теоретико-экспериментального исследования данных можно сформулировать следующие выводы:

  1. Появление положительной мотивации может появиться лишь в результате стабильного успеха в новой деятельности, которую необходимо формировать специально по такой программе, которая построена с учетом принципа опоры на зону ближайшего развития. При решении раннего начала обучения имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья. У детей не подготовленных к систематическому обучению труднее и дольше проходит процесс адаптации к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.
  2. Если говорить об обучении детей с шести лет, как о свершившемся факте, это должно повлечь за собой определенные изменения в организации работы детского сада и школы, в программах обучения и воспитания дошкольников и младших школьников. Психологам детских садов и школ необходимо сотрудничать с родителями и вести просветительскую работу, которая раскрывает все стороны понятия «Готовность к школе». Существующие методики диагностики классифицируют преимущественно внешние проявления и отдельные симптомы без учета индивидуального развития ребенка, его здоровья, функционального состояния и т.п. Почти никогда не выделяется глубинная (первичная) причина, не разделяются первичные и вторичные дефициты развития, основное внимание уделяется симптомам. Обязательно, также, сотрудничество школьного и дошкольного психологов (как и садов и школ в целом).
  3. Воспитателям необходимо уделять большую значимость подготовки к школе, обеспечивать мотивационную готовность и формировать эмоционально положительное отношение к школе. Сформировать представление о школе можно посредством рассказа (об уроке, учителе, учениках), экскурсии к зданию школы, экскурсии в класс, сюжетно-ролевой игре «Школа», рисунках о школе, проведением досуга совместно с первоклассниками.

 

Список используемой литературы

 

 

  1. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. – М., 1986.
  2. Безруких М.М., Ефимова С,П. Ребенок идет в школу. – М., 1998.
  3. Берштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М., 1991.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968
  5. 7Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990.
  6. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. –М., 1990.
  7. Валеева И.А. Формирование логического мышления младших школьников в коррекционно-развивающем обучении. //Актуальные проблемы социальной и педагогической психологии. – Иваново, 1999.
  8. Венгер Л.А. Психологическая готовность детей к обучению в школе// Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников. – М., 1985.
  9. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: для психологов-консультантов. – М., 1989.
  10. Возрастная и педагогическая психология /под ред. А.В Петровского. – М., 1979.
  11. Возрастная и педагооическая психология / Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной и др. – М., 1984.
  12. Волков В.С., волкова Н.В. Детская психология. – М., 2000.
  13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С-Пб., 2004.
  14. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.-Воронеж, 1998.
  15. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Межличностные отношения ребенка. – М., 1997.
  16. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенков. Как? - М., 2000.
  17. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / под ред. Бугременко, А.Л. Венгер и др. – М., 1993.
  18. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996.
  19. Данилова Н.Н., Крылова А.А. Физиология высшей нервной деятельности. – М.,1997.
  20. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. Мн.: Экономпресс, 1999.
  21. Диагностика готовности детей к обучению в школе / под ред. Ю.А. Дмитриева, Т.И. Ерофеевой и др. – М., 1994.
  22. Диагностика в детском саду. Методическое пособие./ под ред. Ничипорюк Е.А., Посевиной Г.Д., Ростов-на-Дону, 2004.
  23. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова. – М., 1993.
  24. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1988.
  25. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.,1996.
  26. Леви В. Нестандартный ребенок. – М., 1996.
  27. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997.
  28. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
  29. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.,1997.
  30. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М., 1986.
  31. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.
  32. Обучение и воспитание детей с шестилетнего возраста в школе /Под ред. И.Д.Зверева, А.М. Пышкало. –М., 1990.
  33. Петрова Е.Э. Мама, я хочу в школу. – Новосибирск, 1997.
  34. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969.
  35. Подготовка ребенка к школе / Айзман Р.Н., Шарапова Л.К. и др. – М., 1991.
  36. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. М., 2000.
  37. Турчин А.С. Педагогическая психология. – Иваново, 2000.
  38. Эльконин Д.Б. Кп роблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971. №4
  39. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.
  40. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

Приложение

 

Приложение 1

 

Графический диктант, разработанный Д.Б. Элькониным

 

Выявляет умение внимательно слушать, точно выполнять  указания взрослого, ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно действовать по заданию взрослого.

Для проведения потребуется лист бумаги в клетку (из тетради) с нарисованными на нем  четырьмя точками, расположенными одна под другой. Расстояние между точками  по вертикали примерно 8 клеток.

Задание

Перед исследованием  взрослый объясняет: “Сейчас мы будем  рисовать узоры, надо постараться, чтобы  они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно  меня слушать и рисовать так, как  я буду говорить. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен провести линию. Следующую линию рисуешь там, где закончилась предыдущая. Помнишь, где у тебя правая рука? Вытяни ее в сторону, куда она указала? (на дверь, на окно, т.д.) Когда я скажу, что нужно провести линию направо, ты ее проводишь к двери (выбрать любой наглядный ориентир). Где левая рука? Когда я скажу, что нужно провести линию налево, вспомни о руке (либо любой ориентир слева). Теперь пробуем рисовать.

Первый узор – тренировочный, он не оценивается, проверяется, как ребенок понял задание.

“Поставь карандаш на первую точку. Рисуй, не отрывая карандаш от бумаги: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, далее продолжай  рисовать такой же узор сам.” Во время диктования нужно делать паузы, чтобы ребенок успел окончить предыдущее задание. Узор не обязательно продолжать на всю ширину страницы.

В процессе выполнения можно подбадривать, но никакие дополнительные указания по выполнению узора не даются.

“Рисуем следующий узор. Найди следующую точку, поставь на нее карандаш. Готов? Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. А теперь сам продолжи рисовать тот же узор.”

Через 2 минуты начинаем выполнять следующее задание  со следующей точки.

“Внимание! Три  клетки вверх, одна клетка направо, две  клетки вниз, одна клетка направо, две  клетки вверх, одна клетка направо, три  клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо. Теперь сам продолжай узор.”

Через 2 минуты – следующее задание: “Поставь карандаш на нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх, три клетки направо, две клетки вниз, одна клетка налево, одна клетка вниз, три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх. Теперь сам продолжи узор.” Должны получиться следующие узоры:

 

 

Оценка  результатов

Тренировочный узор не оценивается. В каждом последующем узоре рассматривается точность воспроизведения задания и умение ребенка самостоятельно продолжить узор. Задание считается выполненным хорошо, если есть точное воспроизведение (неровность линий, “дрожащая” линия, “грязь” не снижают оценку). Если при воспроизведении допущены 1-2 ошибки – средний уровень. Низкая оценка, если при воспроизведении имеется лишь сходство отдельных элементов либо сходство вообще отсутствует. Если ребенок смог самостоятельно продолжить узор, без дополнительных вопросов – задание выполнено хорошо. Неуверенность ребенка, допущенные им ошибки при продолжении узора – средний уровень. Если ребенок отказался продолжать узор либо не смог нарисовать ни одной правильной линии – низкий уровень выполнения.

Подобные диктанты можно превратить в развивающую  игру, с их помощью у ребенка  развивается мышление, внимание, умение слушать указания, логика.

4. Лабиринт

Подобные задания  часто встречаются в детских  журналах, в рабочих тетрадях для  дошколят. Выявляет (и тренирует) уровень наглядно-схематического мышления (умение пользоваться схемами, условными обозначениями), развитие внимания. Несколько вариантов таких лабиринтов мы предлагаем:

 

 

 

 

5. Тест "Чего не хватает?", разработанный Р.С. Немовым.

Задание Ребенку предлагаются 7 рисунков, на каждом из которых не хватает какой-то важной детали, либо что-то нарисовано неправильно.

Проводящий  диагностику фиксирует время, затраченное  на выполнение всего задания с  помощью секундомера.

         

   

 

Оценка  результатов

10 баллов (очень  высокий уровень) – ребенок  назвал все 7 неточностей менее  чем за

25 секунд.

8-9 баллов (высокий)  – время поиска всех неточностей  заняло 26-30 секунд.

4-7 баллов (средний)  – время поиска заняло от 31 до 40 секунд.

2-3 балла (низкий) – время поиска составило 41-45 секунд.

0-1 балл (очень  низкий) – время поиска больше 45 секунд.

 

Приложение 2

Диагностика по математике в подготовительной к  школе группе

 

1. Умение продолжать  заданную закономерность, найти  нарушение закономерности

2. Умение сравнивать  числа в пределах 10 с помощью  наглядного материала и устанавливать,  на сколько одно число больше  или меньше другого

3. Умение использовать  для записи сравнения знаки  >, <, =

4. Умение выполнять  сложение и вычитание чисел  в пределах 10

5. Умение записывать  сложение и вычитание с помощью  знаков +, ─, =.

6. Умение использовать  числовой отрезок для присчитывания  и отсчитывания одной или нескольких  единиц

7. Умение наряду  с квадратом, кругом, треугольником,  овалом узнавать и называть  прямоугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр, конус

8. Умение по  заданному образцу конструировать  более сложные формы из простых

9. Умение практически  измерять длину и объём различными  мерками (шаг, локоть, стакан и  т.д.)

10. Иметь представление  об общепринятых единицах измерения величин: сантиметр, литр, килограмм

11. Состав числа  в пределах 10

12. Умение решать  задачи на сложение, вычитание

13. Умение ориентироваться  на листе бумаги в клеточку (графический диктант).

Оценка знаний:

  • 1 балл – ребёнок не ответил
  • 2 балла – ребёнок ответи<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'A

Информация о работе Проблема адаптации к школе шестилетних детей