Проблема человека в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:32, реферат

Описание работы

Для правильного понимания личности человека необходимо рассмотреть более широкий контекст в пространстве которого она существует. Этим контекстом является проблема человека. Б.Г. Ананьев, анализируя особенности развития современной науки, еще в 60-е годы прогнозировал резкое возрастание интереса к проблеме человека. По его мнению, первая из этих особенностей заключается в превращении проблемы человека в общую проблему всей науки в целом. Вторая особенность заключается во все возрастающей дифференциации научного изучения человека, углубленной специализации отдельных дисциплин.

Содержание работы

1.Проблема человека в системе современного научного знания 3
2.Природа человека. Личность в философии, социологии и психологии 5
3. Требования к психологической теории. критерии оценки теории личности 9
4. Философское обобщение знаний о человеке и интеграция научных дисциплин 10
Библиографический список 12

Файлы: 1 файл

проблема человека.docx

— 39.98 Кб (Скачать файл)

Почему же из множества точек зрения на природу  человека мною выбрана эта?

Во-первых, потому, что она диалектична. Неравновесное  состояние, в котором находятся  между собой слабая инстинктивная  детерминация поведения и максимально  развитая мозговая организация - суть противоречие между ними - порождает  принципиально новый вид психической  деятельности, иными словами, - сознание и самосознание, что и обусловливает становление Homo sapiens. Человек как живое существо всегда стремится к установлению равновесия между собой и средой, а также внутри себя. Но постоянное воздействие внешних и внутренних стимулов нарушают это равновесие, которого фактически никогда и не существует. Но именно благодаря этому состоянию динамического неравновесия у человека появляется возможность развития, в том числе и психического.

Следует сказать, что идея динамического неравновесия как источника развития получила широкое распространение и в  биологии, и в психологии. В области  теоретической биологии эта идея согласуется с «принципом устойчивого  неравновесия живых систем», сформулированного  Э. Бауэром в 1935 году. В области психологии - это теория установки Д. Узнадзе, который подчеркивал, «что человек… психически склонен больше к явлениям асимметрии, чем симметрии», а также теория билатерального контура регулирования Б.Г. Ананьева.

Во-вторых, именно Э. Фроммму удалось наиболее выразительно продемонстрировать социальные (культурные) детерминанты личности, не отрывая при этом личность от ее природного индивида. Личность - это продукт динамического взаимодействия между врожденными потребностями и социокультурными влияниями.

В-третьих, идеи Э. Фромма о природе человека, генезисе личности, как мне кажется, довольно близки аналогичным идеям Б.Г. Ананьева, который рассматривал индивида в качестве природной основы личности, а личность как общественный индивид, объект и субъект исторического процесса.

Наконец, в-четвертых, Л. Хьелл и Д. Зиглер, проанализировав наиболее известные психологические теории личности, приводят 9 биполярных шкал, выражающие основные положения о природе человека различных школ и направлений. Ими являются:

1. Свобода - Детерминизм  (ответственность).

2. Рациональность - Иррациональность.

3. Холизм (целостность) - Элементализм.

4. Конституционализм  (биологическое) - Инвайроментализм (социальное).

5. Изменяемость (эволюционизм) - Неизменность.

6. Субъективность - Объективность.

7. Проактивность (внутренние факторы развития) - Реактивность (поведение - реакция на внешние стимулы).

8. Познаваемость  - Непознаваемость.

9. Гомеостаз  (сохранение внутреннего равновесия) - Гетеростаз (личностный рост и саморазвитие).

Приведенные шкалы  представляют собой крайние полюса, которых придерживаются представители  различных психологических теорий личности. При этом эти полюса, как  правило, противопоставляются друг другу, когда одни ученые опираются  на один из них, а другие отстаивают преимущественное значение противоположного. Но возможна иная интерпретация этих шкал в рамках принципа устойчивого  неравновесия.

Генезис собственно человеческого развития обусловлен взаимодействием противоположных  начал. Такое взаимодействие порождает  сложность и противоречивость психической  жизни человека и его поведения. И порождается это взаимодействие состоянием динамического неравновесия, в котором находятся два противоположных  начала, что и обусловливает движение по пути психического развития человека, его целостность и цельность. Можно сказать, что состояние  динамического неравновесия - это  потенциал развития человека.

Кроме того, очевидно, что для понимания человека как  целостного и цельного образования  необходимо обращение ко всем перечисленным  выше шкалам. Вместе с тем очевидно и другое - глубина понимания человека как индивида, личности и субъекта требует последовательного анализа в рамках каждой отдельной взятой шкалы.

Проведенный анализ природы человека позволил выявить  то, что отличает человека от животного. И эта специфика проявляет  себя прежде всего на личностном уровне. Известно, что личность как предмет познания интересует не только психологию, но и другие науки, изучающие человека. Поэтому имеет смысл уточнить представление о личности, сложившееся в этих пограничных дисциплинах.

Личность в  философии выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии - это проблема места, занимаемого личностью в  обществе.

Личность в  социологии - это устойчивая система  социально значимых черт, характеризующих  индивида, это продукт общественного  развития и включения индивида в  систему социальных отношений посредством  деятельности и общения. Очевидно, что  понятие личности совпадает с  понятием индивида и человека.

Нас же интересует прежде всего психологическая трактовка личности. В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа.

Разработка  проблемы личности в общей психологии, как подчеркивает Б.Ф. Ломов, необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых процессах. На личность как высший уровень интеграции системы психических процессов указывает и Л. М, Веккер. Интеграция этих данных необходима для уточнения представлений о сенсорной организации человека, его интеллекте, эмоциональной сфере его личности. Таким образом, личность в общей психологии - это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Дифференциальная  психология делает акцент на изучении индивидуально-психологических особенностях личности и различиях между людьми, а социальная, психология выводит  структуру личности из структуры  ее взаимодействия с другими людьми и социальным целым. Как отмечали Г. Линдслей и Е. Аронсон, задача социальной психологии состоит в том, чтобы «понять и объяснить как актуальное, воображаемое или предполагаемое присутствие других людей влияет на мысли, чувства и поведение индивида». При этом социальная психология изучает статус и социальные роли личности в различных общностях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, связи личностей в совместной деятельности.

Существенный  и ценный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психология труда, психология развития и ряд других.

Прав и Р. Ассаджиоли, констатируя важный вклад в психологию личности таких дисциплин и направлений как психосоматическая медицина (влияние психологических факторов на возникновение и протекание органической патологии), психологии религии (изучение религиозного сознания и мистических явлений), парапсихологии, исследований сверхсознательного (интуиции, озарения, гениальных способностей, творчества) и ряда других.

Тем не менее важно определить предмет собственно психологии личности как самостоятельной отрасли психологического знания. Следует заметить, что в двух

психологических словарях, вышедших последовательно в 1983 и 1985 гг. нет статьи, посвященной психологии личности, где определялся бы ее предмет. Конечно, это отражение кризиса, переживаемого психологией в целом и психологией личности, в частности. Некоторые аспекты предмета психологии личности могут быть высвечены при анализе условий ее возникновения.

Как отмечал Э. Штерн психология личности как наука возникла в ответ на кризис традиционной вундтовской психологии, ставший результатом исчерпавшего себя атомистического (элементного) подхода к объяснению личности человека. «Психология элементов оказалась беспомощной при рассмотрении человеческой личности» - писал Э. Штерн.

Б.Г. Ананьев, так резюмирует изучение проблемы личности в психологии. «Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология) субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии).

Ценность такого многоуровневого психологического изучения личности состоит в том, что все они позволяют раскрыть диалектику общего, особенного и единичного в психологическом складе личности. Важнейшая теоретическая задача такого подхода состоит по мнению Б.Ф. Ломова в вскрытии объективных оснований интегральных психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как субъекта, как личность, наконец, как индивидуальность.

В тоже время  многоуровневый анализ личности требует  максимальной точности анализа ее поведения. Поскольку этот анализ, как правило, проводится в контексте той или  иной теории личности, последняя должна удовлетворять ряду требований, определяющих ее конструктивность, возможность ее широкого применения. Поэтому следующий  вопрос - это вопрос о требованиях  к психологической теории вообще, критериях оценки теории личности, в частности.

3. Требования к психологической  теории. критерии оценки теории личности

Что такое психологическая  теория? Теория - это система взаимосвязанных  принципов, взглядов, представлений  и идей, направленная на истолкование и объяснение каких-либо реальных явлений. Теории личности - это тщательно  выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой  люди, как они себя ведут и почему они поступают так, а не иначе. С одной стороны, теория объясняет  прошлые и настоящие события  в жизни человека, его прошлое  и настоящее поведение, а с  другой - предсказывает будущие. На основе теории мы должны уметь предсказать  определенные изменения в поведении  субъекта (Л. Хьелл и Д. Зиглер).

По мнению Б.Ф. Ломова задача любой психологической теории заключается в выявлении существенного в психике, раскрытии законов психических функций, процессов, состояний и свойств, в демонстрации того, как то или иное психическое

явление возникает  в данных конкретных условиях. Психологическая  теория должна объяснять: 1) источники  реальных противоречий, 2) основания  качественных преобразований в психическом  развитии человека, 3) системный характер психических явлений и их детерминант 4) рассматривать психическое в его сложной динамике.

Тем не менее теории, в том числе и психологические, создаются людьми. Как отмечают Л. Хьелл и Д. Зиглер краеугольные камни теории личности коренятся в базисных представлениях ее автора о природе человека. Исторический опыт развития психологических теорий личности убедительно доказывает это. Примером тому наличие множества теорий личности, покоящихся порой на диаметрально противоположных взглядах ее авторов. Тем не менее «хорошая» психологическая теория должна удовлетворять ряду требований.

Во-первых, теория должна обладать определенной мерой  обобщения, которая должна соответствовать  специфике изучаемых явлений. Это  значит, что, с одной стороны, теория раскрывает общие основания изучаемых  явлений, а с другой - дает возможность  исследовать особенное и единичное.

Во-вторых, «хорошая»  теория строится на добротных, компактных и действенных постулатах. В качестве таковых могут быть и общие  философские положения, и теоретические  выводы, полученные как в самой  психологии, так и в других науках. Примеры таких постулатов приводились  выше в виде дихотомических шкал, объясняющих  природу человека.

В-третьих, теория должна обладать прогностической ценностью, т.е. предсказывать возможное развитие тех или иных явлений.

В-четвертых, теория должна быть проверяема. Хорошая теория та, которую можно проверить при  помощи эксперимента или путем анализа  логических следствий, которые из нее  вытекают.

Наконец, в-пятых, теория должна соответствовать фактам.

Пренебрежение перечисленными требованиями, подчеркивает Б.Ф. Ломов, «оборачивается тем, что психологические задачи берутся решать дилетанты», что составляет сейчас одну из самых серьезных опасностей для психологии.

В свою очередь  Л. Хьелл и Д. Зиглер формулируют специфические критерии оценки психологической теории личности. К ним они относят следующие.

1. Широта охвата  разнообразных феноменов. Чем  большую сферу поведения человека  объясняет теория, тем более она  многостороння. Другими словами,  речь идет о мере обобщения  теории. Другое достоинство всесторонней  теории в том, что она может  служить логическим каркасом  для объединения и интеграции  новых, разрозненных фактов.

2. Экономность  теории означает возможно меньшее число исходных концепций постулатов, требуемых для объяснения каких-либо феноменов. Иными словами, экономная теория та, что не содержит избыточного теоретического багажа.

3. Эвристическая  ценность теории, т.е. в какой  степени психологическая теория  стимулирует других ученых проводить  дальнейшие исследования. Эвристическая  ценность тем выше, отмечают авторы, чем точнее сформулированы рабочие  определения концепций, т.е. с  помощью чего они могут быть  измерены или с какими наблюдаемыми  характеристиками они соотносятся.

Информация о работе Проблема человека в современном мире