Проблема детской агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 11:25, контрольная работа

Описание работы

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка

Файлы: 1 файл

детская агресивность методология Мирошниченко.docx

— 27.23 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Братский государственный университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра психологии и педагогике

Дисциплина «Методология»

 

 

Контрольная работа

Аннотация на исследовательскую работу

Проблема детской агрессивности

 

 

 

Выполнил студент

группы ДОзус – 14

Видишева Г.С.

 

Проверил ст. преподаватель

Мирошниченко Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

Братск 2015

Введение

 

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. В целом же агрессивные проявления или же построенное ожидание подобного от окружающих ограничивает активность ребенка, усиливает его тревожность, формирует заниженную или компенсированную самооценку. Агрессивных детей, равно как и детей, опасающихся агрессии, относят к группе риска. Поведение в детстве позволяет, по мнению многих исследователей, достаточно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Следовательно, коррекция ранних проявлений агрессивности, научение адекватным социальным навыкам межличностного общения является одной из важнейших задач практической психологии.

 

Актуальность данного исследования определена экономическими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашем обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека. Оценка результатов этих социальных изменений неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе.

Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном возрасте.

Именно поэтому исследование особенностей агрессивности детей, разработка способов ее коррекции, а главное - профилактики является одной из самых актуальных задач современной психологической науки. В последние годы существенно возрос научный интерес к проблемам детской агрессии. Учеными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.

В отечественной педагогике и психологии проблемой агрессии занимались: Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, М.М. Кольцова, В.С. Мухина, Т.А. Комиссаренко, Н.Д. Левитон и др.

Большое внимание также уделялось разработке способов преодоления агрессии. Данного вопроса касались: Л.И. Божович, М.М. Кольцова, В.С. Мухина, Т.А. Комиссаренко, М.И. Лисина.

Наиболее полно условия преодоления агрессивного поведения у дошкольников раскрыты в работах Р.В. Овчаровой, Е. Лютовой, Г. Мониной.

Цель данного исследования выявить психолого-педагогические основы преодоления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста и раскрыть способы ее коррекции.

Исходя из цели данного исследования, были поставлены следующие задачи:

- изучить методическую, психолого-педагогическую и специальную литературу по вопросу преодоления агрессивности детей.

- выделить понятия "агрессия" и "агрессивное поведение", рассмотреть основные разновидности агрессии.

- определить причины агрессивного поведения детей дошкольного возраста и особенности детей, склонных к агрессии.

- рассмотреть особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

- разработать рекомендации по коррекции агрессивных проявлений у дошкольников.

Объект исследования поведение детей дошкольного возраста.

Предмет исследования факторы, влияющие на проявления агрессивности и способы коррекции поведения дошкольников.

Гипотеза в качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том, что одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем. Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьёзной и противоречивой задачей: как найти выразительное и пригодное определение основного понятия. Согласно словарю, агрессия - любое действие или ряд действий, непосредственной целью которых является причинение физического вреда или иного ущерба. Агрессия почти всегда классифицируется как антиобщественное поведение и рассматривается как проблема, вызванная биологической неполноценностью, неудачными поисками своего места в обществе или фрустрацией из-за неблагоприятных окружающих условий.

База исследований: исследование проводилось на базе детского сада «Солнышко» п. Улькан Иркутской области, в исследовании участвовали воспитанники подготовительной группы в составе 20 человек в возрасте 6 – 7 лет.

Методы исследования: в данной работе основными методами являются теоретический анализ психолого-педагогической литературы, научно-методической литературы по теме исследования; эмпирическое исследование возможностей диагностики и коррекции агрессивного поведения у дошкольников с использованием наблюдения, беседы, анкетирования, опросов, проективных методик;

Методика исследования: в данном исследовании использовались методика “Тест руки” созданная американским психологом  Э. Вагнером в 1971 г., и проективная методика "Три дерева" созданная немецким психотерапевтом Эдда Клессманном. Так же использовались беседы с воспитателями, наблюдение за детьми во время игры, опросники и анкеты для родителей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на совершенствование программы коррекции и профилактики агрессивности у дошкольников, направленная на оптимизацию межличностных отношений в группе детского сада и предназначенная для оказания психологической помощи агрессивным детям, а также для использования в профилактических целях; исследования могут быть использованы в работе психолога по диагностике и коррекции нарушений в поведении дошкольников.

Научная новизна обоснована множественностью причин проявления агрессивности у детей дошкольного возраста и необходимостью использования значимой для детей деятельности, в частности игры, с целью повышения эффективности диагностики, коррекции, профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста. Рассмотрены и проанализированы наиболее часто встречающиеся в настоящее время формы проявления агрессивности в поведении детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Алфимова, М.В., Трубников, В.И. Психогенетика агрессивности. Вопросы психологии. - 2000.

2. Большая психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо,- 2007.

3. Бэрон, Р., Ричардсон, Детская агрессия - СПб., -1997.

4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. Сред. пед.учеб. заведений/Сост И.В. Дубровина, А. М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Издательский центр "Академия", -1998.

5.   Евсеева, В.П. Детская агрессия - 1000 советов. - 2006. - № 6.

6.   Клюева, Н.В., Филипова, Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет - Ярославль, -2001.

7.   Морева, Е. Детская агрессивность и способы ее преодоления. Воспитание школьников. - 2008. -№ 5

8.   Немов, Р. С.Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. учеб. заведений: В 3 кн. -3-е изд. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, -1999.

9.   Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: Издательский центр "Академия", -2001.

 

 

 


Информация о работе Проблема детской агрессивности