Проблема изучения характера в психодиагностике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:18, контрольная работа

Описание работы

Проблема, о которой пойдет речь в данной контрольной работе, занимает человечество уже много столетий. Интерес к ней связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологическим обусловленным подструктурам личности относится, прежде всего, темперамент и характер.

Содержание работы

Введение
1. Типология характера Э.Кречмера
2. Типология характера У.Шелдона
3. Типология характера Э.Фромма
4. Типология характера К.Леонгарда
5. Типология характера А.Е.Личко
6. Диагностика акцентуализации характера
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

28. Характер.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма — идеальное состояние человека. Вряд ли кто-нибудь достигал всех характеристик продуктивной личности. В то же время Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре. Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека. Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.

Теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности. Его принципиальный тезис заключался в том, что структура характера (типы личности) связана с определенными социальными структурами.



 

4. Типология характеров К. Леонгарда.

1) Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У такого человека возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьёзного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Из положительных черт: энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Отталкивающие черты: легкомыслие, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, недостаточно серьёзным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
2) Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие. Такие люди являются домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчинятся. Их положительные черты: серьёзность, добросовестность, чувство справедливости. Отрицательные черты: пассивность, замедленность мышления, неповоротливость индивидуализм.
3) Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера общения с окружающими людьми. В период повешенного настроения они являются общительными, а в период подавленного – замкнутыми.
4) Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вебральных и невебральных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных.
5) Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступает инициатором. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берётся. Особо чувствительный к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен, самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и подчиненным на работе.
6) Педантичный тип. В конфликты вступает редко. На службе ведёт себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Положительные черты: добросовестность, аккуратность, серьёзность, надежность в делах. Отрицательные – формализм, занудливость, брюзжание.
7) Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроении. Они редко вступают в конфликты, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Привлекательные черты: дружелюбие, самокритичность, исполнительность.
8) Эмотивный тип. Эти люди предпочитаю общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Обиды носят в себе, не выплёскивая наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга.

9) Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремление к лидерству, жаждой власти и похвалы. Обладает привлекательными чертами: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10) Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. Они привязаны и внимательны к друзьям и близким. Альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.
11) Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью, у таких людей масса друзей, знакомых они словоохотливы до болтливости. Редко вступают в конфликты. В общении с друзьями, на работе и в семье часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени. Привлекательные черты: готовность внимательно выслушать других, исполнительность. Отталкивающие черты: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.
12) Интровертировенный тип. Его отличает очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; редко вступают в конфликты с окружающими. Часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Привлекательные черты: наличие твердых убеждений, принципиальность, сдержанность. Отталкивающие черты: упрямство, ригидность мышления
Данная классификация относится в основном к взрослым людям и представляет типологию характеров преимущественно с точки зрения отношения к людям.
 

5. Типология характеров А. Е. Личко

1) Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они вносят много шума, любят неспокойные компании. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми – родителями и преподавателями – у них нередко возникают конфликты. Имеют много разнообразных увлечений, но как правило, поверхностных и быстро проходящих. Подростки этого типа зачастую переоценивают сои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, произвести на окружающих впечатление.
2) Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где – то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного с периодами примерно в две-три недели.
3) Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении и, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными. Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящие и будущее соответственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь.
4) Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.
5) Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных игр. Они застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они только с теми, кто им хорошо знаком. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. У этих подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживается высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием.
6) Психастенический тип. Характеризуется ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки нередко бывают сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью.
7) Шизоидный тип. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями.
8) Эпилептоидный тип.эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Они любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты – жестокость , властность , себялюбие.

9) Истероидный тип. Главная черта этого типа – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Но не имея настоящих способностей – быть лидером, часто терпят фиаско.
10) Неустойчивый тип. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие –либо серьёзные, профессиональные интересы, почти совсем не думают о своём будущем.
11) Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное подчинение любым авторитетам. Для них главное жизненное кредо – «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку.
 

6. Диагностика акцентуализации характера

 

Наряду с отдельными чертами и качествами характера можно выделить общий способ адаптации личности к социальной среде - социальный тип характера человека. При определении типа характера мы выделяем то, что определяет общий стиль жизнедеятельности индивида, обобщенный способ поведения в социально значимых ситуациях.

На этой основе нами выделяются следующие типы характеров:

1. Гармонически целостный тип - отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособленностью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек.

Люди с гармонически целостным характером сохраняют систему своих ценностей во всех трудных обстоятельствах жизни. Это тип волевого борца за свои идеалы и принципы. Не приспособленчество, а изменение реальности сообразно своим идеалом - таков способ адаптации этих людей.

2. Тип внутренне конфликтный, но внешне согласованный со средой - отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением.

Человек с таким типом характера склонен к импульсивным действиям, однако они постоянно сдерживаются волевыми усилиями. Система его отношений устойчива, но коммуникативные свойства недостаточно развиты. Люди такого типа имеют сложную систему соотнесения своей ценностной ориентации с условиями реальной действительности.

Разлад с внешним миром эти люди преодолевают путем внутренних тактических перестроек, психологической защиты, обесценивая текущие события, не вписывающиеся в их ценностную систему, сохраняя базовые ценности, но не стремясь активно изменить внешние обстоятельства. Это тип отрешенного от повседневной борьбы мудрого созерцателя.

3. Конфликтный тип с пониженной адаптацией - отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств, недостаточной структурированностью самосознания. Отдельные связи с миром у людей данного типа не включены в какую-либо общую поведенческую систему. Жизнь таких людей проходит по упрощенной схеме: их изменчивые потребности должны, по их собственному мнению, немедленно удовлетворяться без особых усилий. Психика таких индивидов не обременена большим опытом, их не заботит и будущее. Они не закалены в борьбе за существование. В детстве они, как правило, подвергались гиперопеке, были окружены чрезмерной заботой окружающих людей. Они отличаются инфантильностью, неприспособленностью к преодолению жизненных трудностей. Основной механизм их жизнедеятельности - удовольствие (гедонизм). Все трудные ситуации люди такого типа воспринимают как остроконфликтные и прибегают к бессознательной психологической псевдозащите - искаженному отражению действительности (капризы, упрямство, уход в мир грез и бесплодных мечтаний).

4. Варнативный тип характера - внешне приспосабливающийся к среде в результате неустойчивости позиций, беспринципности; свидетельствует о низком уровне развития личности, об отсутствии у нее устойчивого способа поведения.

Бесхарактерность, постоянное приспособленчество - суррогат пластичности поведения. Люди этого типа отличаются упрощенностью внутреннего мира; их борьба за существование прямолинейна. Они не проявляют сомнений и колебаний в достижении утилитарных целей, не имеют особых внутренних ограничений. Им известен только один вид препятствий - внешние. Действительность озадачивает их лишь вопросами "технического" характера - как добиться, как достичь возможно большего количества сиюминутных благ. Приспособление, прилаживание, подгонка внутреннего мира к внешним обстоятельствам - таков общий способ адаптации этих людей. Акцептуация - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера гипертрофированны и проявляются в форме "слабых мест" в психике индивида - избирательной ее уязвимости в отношении некоторых воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воздействиям (от лат. accentus - ударение, подчеркивание) (Табл. 1).

Таблица 1. Типы акцентуаций характера

Тип акцентуации характера

Поведенческие проявления

Факторы, содействующие акцентуации характера

1. Возбудимый

Повышенная вербальная и двигательная активность-Стремление к лидерству. Завышенный уровень притязаний. Неусидчивость, недисциплинированность, склонность к делинквентности (мелким правонарушениям), рискованным действиям. Противодействие со стороны окружающих вызывает отрицательную реакцию. Неразборчивость в выборе знакомств; неряшливость: легкость вхождения в асоциальную группу. Стремление к удовольствиям. Склонность к алкоголизму на уровне групповой психической зависимости. Низкий уровень реализации способностей

Гиперопека, "кумир семьи", безнадзорность, неблагополучие внутрисемейных отношений

2. Аффективный

Крайняя эмоциональная неустойчивость. Аффективные вспышки по разнообразным, часто ничтожным поводам, но быстро истощаются и, как правило, не проявляются в грубой агрессии. Иногда возникают реакции аутоагрессии Повышенная смена настроений, суетливость, крайняя несобранность, неусидчивость. Конфликтность, низкая самокритичность. Склонность к делинквентному поведению

Бесконтрольность, попустительство, наличие психотравмирующих обстоятельств

3. Неустойчивый

Неустойчивость поведения: противоречивость поступков, частая смена настроения, астеничность. Озлобленность, подозрительность, мнительность, обидчивость Отношение к людям неустойчивое. Особенности характера не маскируются. Искренни и прямолинейны. Повышенная чувствительность к знакам внимания, сочувствия. Неприятности вызывают тяжелые невротические срывы. Самооценка недостаточная. "Слабым местом" характера этого типа является отвержение со стороны эмоционально значимых лиц. В поисках эмоционального контакта могут входить в асоциальные группы. Эмоциональная неустойчивость.

Эмоциональное отвержение, гипопротекци, семейные конфликты

4. Тревожный

Повышенная тревожность, впечатлительность, боязливость, чувствительность к отрицательным воздействиям, робость, застенчивость. Склонность к депрессивным состояниям в результате завышенных моральных требований к себе, "этическая скрупулезность". Пониженный уровень притязаний, чувство собственной неполноценности, замкнутость. Предрасположенность к фобиям. Склонность к гиперкомпенсации - использование утрированных способов самоутверждения в "зоне слабости". Неделинквентны, но виктимоопасны. "Слабое место" этого характера - неспособность переносить насмешки, унижения, подозрения в неблаговидных поступках. В таких ситуациях возможно неадекватное поведение.

Повышенная требовательность, необоснованные претензии, эмоциональное отвержение


 

Отдельные акцентуированные черты характера обычно бывают достаточно компенсированы. Однако в трудных ситуациях у человека с акцентуированным характером может возникнуть нарушение поведения. Акцентуация характера, его "слабые места" могут быть явными и скрытыми, проявляющимися в экстремальных ситуациях.

Лица с личностными акцентуациями более податливы на острые воздействия среды, более подвержены психическим травмам. И если неблагоприятная ситуация наносит удар по "слабому месту", то все поведение таких лиц резко видоизменяется - начинают доминировать особенности акцентуации.

Типы акцентуированных личностей еще не определены окончательно. Выделяются четыре типа акцентуированных личностей: возбудимый, аффективный, неустойчивый, тревожный. В отличие от психопатий акцентуации характера не вызывают общую социальную дезадаптацию личности.

Интенсивно проявляясь в подростковом возрасте, акцентуации характера со временем могут компенсироваться, а при неблагоприятных условиях - развиться и преобразоваться в "краевые" психопатии. (Акцентуация граничит с различными видами психопатий, поэтому при ее характеристике, типологизации используются психопатологические схемы и термины.)

Заключение

 

Теперь мы знаем что характер – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретёнными в течении жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми тактичными или наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым видом темперамента. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию – структуру характера. Мы рассмотрели разные типы характеров, составленные различными психиатрами и ознакомились с их точкой зрения.
Рассмотрели и то как формируется характер. Человек сам участвует в выработке своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек нравственного поведения, которые он у себя вырабатывает, от дел и поступков, которые он совершает.
Исследование характера и его формирования продолжаются до сих пор. Продолжается изучение проблемы перехода ситуационно, стечением обстоятельств порожденных мотивов в устойчивые личностные побуждения. В педагогическом плане определяется и основная линия воспитательной работы по формированию характера. Исходное здесь – отбор и прививка надлежащих мотивов путём их генерализации и стереотипизации, перехода в привычки.

 

Список используемой литературы


1. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс. – 2007.
2. Рубиншейн С.П. Основы общей психологии: учебное пособие. – СПб.:Питер. – 1999.
3. Немов Р.С. Психология: пособие для учащихся. – М.: Просвещение. – 1995.
4. Немов Р.С. Общая психология: учебник для вузов. Кн 1. – М.: ВЛАДОС. – 1997.

Информация о работе Проблема изучения характера в психодиагностике