Проблема личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 00:51, реферат

Описание работы

Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (латинское persona) и личность как его социальный и психологический облик (латинское personalitas)–терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы. Латинское слово persona первоначально обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 33.59 Кб (Скачать файл)

 

Поведение личности детерминируется  не только сегодняшним положением человека, но и его прошлым жизненным  опытом, а также характером усвоенных  им культурных ценностей, в которых  аккумулирована предшествующая история  человечества. Каждый индивид как  личность–это продукт не только существующих отношений, но и всей предшествующей истории, а также своего собственного развития и самосознания.

 

    2. Нравственные  основы личности

 

В процессе приобщения к культуре у человека вырабатываются механизмы  его самоконтроля, выражающиеся в  способности волевым усилием  регулировать широкий диапазон влечений, инстинктов и т. п. Этот самоконтроль по существу является социальным контролем. Он подавляет неприемлемые для данной социальной группы импульсы и составляет необходимое условие жизни общества. Чем более интенсивно развивается  человечество, тем все более сложным  оказываются проблемы образования  и воспитания, формирования человека как личности. Исторически сложившиеся  нормы права, морали, быта, правила  мышления и грамматики, эстетические вкусы и т. д. формируют поведение  и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного  образа жизни, культуры и психологии.

 

    2. 1 Мораль –  социальная основа общества.

 

Мораль - санкционированные  обществом формы индивидуального  и группового поведения, затрагивающего общественные интересы. Предмет морали имеет два аспекта - духовно-идеологический и социально-практический. К первому  относятся общественные нравственные идеалы, нормы, ценности и вырабатываемые на их основе моральные качества, установки, ориентации личности или группы; ко второму– поступки, отношения, в которых объективируется моральная позиция субъекта. Возможность и необходимость выявления такой позиции обусловлены тем, что объективная детерминация человеческого поведения во многих случаях имеет не жесткий, однозначный, а альтернативный характер, предоставляя индивиду относительную свободу выбора и, следовательно, порождая ответственность за этот выбор. Взаимодействие индивидуальной ответственности и общественных требований и есть первоэлемент нравственности.

 

Основная функция морали - обеспечение исторической дееспособности общества, согласование общественных и личных интересов, социальное регулирование  поведения индивидов.

 

Мораль регулирует поведение  и сознание человека во всех сферах общественной жизни–в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых человеку в каждой из этих областей, принципы морали имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих отношений и откладывается в многовековом опыте развития общества. Они поддерживают и санкционируют определенные общественные устои, строй жизни и формы общения в самой общей форме, в отличие от более детализированных, традиционно-обычных, ритуально-этикетных, организационно-административных и технических норм. В силу обобщенности моральных принципов нравственность отражает более глубинные слои социально-исторических условий бытия человека, выражает его сущностные потребности.

 

Мораль принадлежит к  числу основных типов нормативной  регуляции действий человека, таких, как право, обычаи, традиции и другие, пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них. Если в праве и организационных  регуляциях предписания формируются, утверждаются и проводятся в жизнь  специальными учреждениями, то требования нравственности (как и обычаи) формируются  в самой практике массового поведения, в процессе взаимного общения  людей и являются отображением жизненно-практического  и исторического опыта непосредственно  в коллективных и индивидуальных представлениях, чувствах и воле. Моральные  нормы воспроизводятся повседневно  силой массовых привычек, велений  и оценок общественного мнения, воспитываемых  в индивиде убеждений и побуждений.

 

Авторитет того или иного  лица в морали не связан с какими-либо официальными полномочиями, реальной властью и общественным положением, но является авторитетом духовным, то есть обусловленным его моральными же качествами (сила примера) и способностью адекватно выразить смысл нравственного  требования в том или ином случае. Вообще в морали нет характерного для институциональных норм разделения субъекта и объекта регулирования.

 

Моральные нормы выступают  в двояком виде –как элемент моральных отношений и как форма морального сознания. С одной стороны, это форма поведения, обычай, постоянно воспроизводимый в однотипных поступках множества людей как нравственный закон, обязательный для каждого человека в отдельности. Во всяком обществе существует объективная потребность в том, чтобы в определенных, часто повторяющихся ситуациях люди вели себя однотипным образом. Эта потребность и реализуется практически посредством моральных норм. Ее обязующая сила для каждого отдельного человека основывается на воздействии массового примера, общественного мнения, власти коллективной привычки и на других формах практически выраженной воли общества, проявляющейся в сложившихся в данном обществе нравах.

 

 

Моральное требование, выраженное в виде норм, получает отражение  и в моральном сознании в виде соответствующих правил, заповедей. Это уже другая, субъективная, сторона  моральных норм. Моральным сознанием  моральные нормы формируются  в виде повеления, равно обращенного  ко всем людям, которое они должны выполнять неукоснительно в самых  различных случаях. Примером здесь могут служить известные“10 заповедей”, изложенные в Библии, или еще незабытый “Моральный кодекс строителя коммунизма”. Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе, то или иное понимание сущности (назначения, смысла, цели) общества, истории, человека и его бытия. Поэтому господствующие в данный момент нравы и обычаи могут быть оценены моралью с точки зрения ее общих принципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение может находиться в критическом отношении к фактически принятому образу жизни. Вообще же, в морали в отличие от обычая должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не полностью. В любом, в том числе и современном обществе, нормы общечеловеческой нравственности никогда не исполняются полностью, безоговорочно, во всех случаях без исключения.

 

Роль сознания в сфере  моральной регуляции выражается также в том, что нравственная санкция (одобрение или осуждение  поступков) имеет идеально духовный характер; она выступает в форме  не действенно-материальных мер общественного  воздаяния (наград или наказаний), а  оценки, которую человек должен сам  осознать, принять внутренне и  соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем. При  этом имеет значение не просто факт чьей-либо эмоционально-волевой реакции (возмущения или похвалы), но соответствие оценки общим принципам, нормам и  понятиям добра и зла.

 

По это же причине в  морали громадную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и  самооценки), которое позволяет человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать свою линию  поведения в рамках коллектива или  группы. В морали оцениваются не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в моральной  регуляции особую роль обретает личное воспитание, то есть формирование в  каждом индивиде способности относительно самостоятельно определять и направлять свою линию поведения в обществе и без повседневного внешнего контроля (отсюда такие понятия морали, как совесть, чувство собственного достоинства и чести).

 

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов  в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. В отдельно взятом случае практический результат может быть различным, зависящем и от случайных обстоятельств; в общенациональном же масштабе, в  суммарном итоге выполнение моральной  нормы отвечает той или иной общественной потребности, отображенной в обобщенном виде данной нормой. Поэтому форма  выражения нравственной нормы–не правило  внешней целесообразности (чтобы  достичь такого-то результата, нужно  поступать так-то), а императивное требование, долженствование, которому человек должен следовать при  осуществлении самых разных своих  целей. В моральных нормах отражаются потребности человека и общества не в границах определенных частных  обстоятельств и ситуаций, а на основе громадного исторического опыта  многих поколений; поэтому с точки  зрения этих норм могут оцениваться  как особенные цели, преследуемые людьми, так и средства их достижения.

 

 

    2. 2 Религиозная  мораль. Особенности христианской  морали.

 

Религиозная мораль является неотъемлемой частью, а может и  основой, общечеловеческой морали. История  человеческого общества просто не отделима от истории религии: в разных странах и в разные времена трудно найти периоды, когда, так скажем, светскую мораль было возможно отделить от морали религиозной. Как представляется сейчас, и Россия на протяжении веков была страной глубоко верующей и живущей на основе религиозной морали. Российский человек с рождения и до самой смерти был связан с церковью и сверял все свои действия с нормами и правилами христианской морали. Хотя Православная церковь всегда была отделена от государства, ни одно более или менее значительное событие в России не обходилось без ее участия, а все российские правители всегда были людьми истинно верующими. И невозможно сейчас оспаривать утверждение, что и менталитет российского человека сложился во многом под влиянием церкви, и нравственность человека, считающего себя неверующим или даже активным атеистом, является только завуалированным отражением общепринятой религиозной морали.

 

Хотя семь десятилетий  опыта применения “классового подхода”в создании нравственных категорий и оценке духовных ценностей в России привели, кажется, его граждан к полному отсутствию какой бы то не было морали, ни публичность религиозности (или псевдорелигиозности) политиков, ни некоторая политическая ангажированность Русской Православной Церкви не заставляют сегодня думающего человека сомневаться в ценностях религиозных учений. Речь не идет о вере или атеизме. Хотя идеалом любой церкви является человек глубоко верующий, полностью посвятивший себя служению Богу, она на современном этапе в своем стремлении приобщить человека к вере не предъявляет к нему требований, могущих заставить его вступить в противоречие с обществом - не требует отказа от активной жизненной позиции, от планирования своего будущего, от получения материальных благ, от развлечений. Сейчас церковь, скорее, стремится приобщить человека именно к неспецифическим, общечеловеческим нравственным категориям, имеющим непреходящую ценность во все века и при любом политическом строе, обозначенном или не обозначенном в трудах классиков марксизма-ленинизма.

 

Религиозная мораль представляет собой совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Она утверждает, что  нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, и тем  самым провозглашается вечность и неизменность религиозных моральных  установлений, их вневременной, надклассовый характер. При всей широкой возможности оспаривать этот тезис человечество живет с ним тысячелетия, и период в семьдесят лет не способен изменить этого положения.

 

В современной России, на руинах некогда могучего государства, при бессилии политической власти, при полном отсутствии каких бы-то не было ценностей, может быть именно христианские идеи способны объединить нацию и противостоять хаосу и разрушению.

 

Моральный кодекс христианства создавался столетиями, в разных социально-исторических условиях, и поэтом не может быть отвергнут или испорчен после семидесяти лет забвения и искажения. Конечно, в нем можно обнаружить самые различные идеологические напластования, отражающие нравственные представления разных общественных слоев и групп верующих, и он не свободен от внутренних противоречий и явных“неправильностей”, но современная церковь и не требует буквального и бездумного следования всем нормам и правилам, изложенным в священных книгах, которые оставались неизменными на протяжении многих веков.

 

Христианская мораль, прежде всего, находит свое выражение в  своеобразных представлениях и понятиях о нравственном и безнравственном, в совокупности определенных моральных  норм (например, заповедях), в специфически; религиозно-нравственных чувствах (христианская любовь, совесть и т. п. ) и некоторых волевых качествах верующего человека (терпение, покорность и пр. ), а также в системах нравственного богословия или теологической этики. Все вместе перечисленные элементы составляют христианское нравственное сознание. Нравственное сознание христиан является социально и исторически обусловленным отражением их практического поведения в коллективе и обществе. Хотя первоначально христианская мораль, возможно, возникла как отражение бессилия рабов и порабощенных Римом народов в борьбе за свою свободу и счастье, в последующем развитии она приобрела некоторую самостоятельность, проявившуюся в том, что христианское нравственное сознание в своем идейно-образном содержании продолжает существовать вплоть до наших дней. В своем многовековом историческом существовании христианская мораль приспосабливалась к социально-политическим интересам различных классов, воплощаясь, с одной стороны, в свои классовые разновидности: христианско-феодальную католическую и православную мораль, а также христианско-буржуазную протестантскую мораль, с другой - в христианско-демократическую мораль средневековых народных ересей и даже христианско-пролетарскую мораль на ранних этапах развития капитализма (“христианский социализм"). При всем том в христианской морали сохранялось устойчивое религиозно-нравственное ядро, что позволяет выделить христианское нравственное сознание как самостоятельное идеологическое явление, обладающее специфическими особенностями и неоспоримой ценностью.

 

Одной из особенностей христианской (как и вообще всякой религиозной) морали является то, что ее основные положения ставятся в обязательную связь с догматами вероучения. Так как „богооткровенные" догматы христианского вероучения считаются неизменными, основные нормы христианской морали, в их отвлеченном содержании, также отличаются относительной устойчивостью, сохраняют свое влияние в каждом новом поколении верующих людей. В этом заключается консервативность и сила религиозной морали, которая и в изменяющихся социально-исторических условиях способна сохранить неизменными и устойчивыми нравственные основы любого общества.

 

Другой особенностью христианской морали, вытекающей из ее связи с  догматами вероучения, является то, что в ней есть такие нравственные наставления, которые невозможно найти  в системах нерелигиозной морали. Таково, например, христианское учение о страдании-благе, о всепрощении, любви к врагам, непротивлении  злу и другие положения, находящиеся  в кажущемся противоречии с насущными  интересами реальной жизни людей.

 

В самом сжатом виде христианскую мораль можно определить как систему  нравственных представлений, понятий, норм и чувств и соответствующего им поведения, тесно связанную с  догматами христианского вероучения. Поскольку религия есть опосредованное отражение в головах людей  внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, постольку и в христианском сознании отражаются реальные межчеловеческие  отношения в измененном религиозными представлениями виде.

 

Христианская мораль включает в себя совокупность норм (правил), призванных регулировать взаимоотношения между  людьми в семье, в общине верующих, в обществе. Таковы известные ветхозаветные  заповеди, евангельские „заповеди  блаженства" и другие новозаветные нравственные наставления. В своей  совокупности они составляют то, что  можно назвать официальным, одобренным церковью кодексом христианской морали. Христианские богословы считают  библейские заповеди богооткровенными по происхождению и общечеловеческими по их нравственному значению, так как Бог один. Однако христианско-богословское толкование происхождения и сущности нравственных норм может совершенно отличаться от научной точки зрения. Марксизм, например, доказывает социальную обусловленность нравственного сознания людей. Поскольку жизнь общества протекает в условиях классового разделения людей, постольку были классовыми все существовавшие в обществе системы морали и, следовательно, не может быть единого, общечеловеческого морального кодекса. Но дело совсем не в существовании различных моральных кодексов для различных слоев общества. Даже если они и существуют, в основе их лежат общие требования к поведению личности в любом общежитии, простейшие нормы нравственности, без соблюдения которых невозможно существование никакого сообщества людей.

Информация о работе Проблема личности