Проблема одиночества в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Опыту переживания одиночества посвящено немало работ и исследований. В современной жизни мы сталкиваемся с переживанием изоляции в весьма разнообразных видах, начиная от психологической изоляции, которую может переживать член группы, воспринимаемый как «белая ворона», завершая изоляцией физической. При такой форме человек может быть заперт принужденно и добровольно, в одиночной камере или вдали от цивилизации, ведя отшельнический образ жизни.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Одиночество как психологическая проблема…………………7
История исследования проблемы……………………………………..7
Основные подходы к психологическому анализу одиночества…...15
Одиночество как психический феномен ……..……………………24

Глава 2. Специфика переживания одиночества в подростковом возрасте...........................................................................................................33
2.1 Общая характеристика детей подросткового возраста......................33
2.2. Особенности переживания одиночества подростками…………….40

Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества………………………………………………………………………55
3.1. Проведение эксперимента…….…………………………………….55
3.2.Результат второго этапа исследования…………………………….59

Заключение………………………………………………………………..66

Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа по проблеме одиночества.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

С переживанием одиночества  часто связаны подростковое отчуждение от мира взрослых, открытие новых возможностей своего «Я», осознание себя как личности и индивидуальности.

На разных стадиях  развития и становления подростка  одиночество может переживаться по-разному и вызывать множество  проблем. Исходы переживаний могут  быть альтернативными, переживаемое одиночество  либо становится побуждением к раскрытию  своих возможностей, ступенькой к поиску себя, либо - обстоятельством, ограничивающим развитие человека и даже иногда подводящим к суициду.

Именно в этот период подростки чаще всего остро переживают одиночество как свою заброшенность, покинутость, непонятость и отверженность. Об этом свидетельствуют обращения подростков на телефон экстренной психологической помощи, в психологические службы для молодежи и подростков, в редакции газет и журналов.

Переживание одиночества  у подростка может перерасти  в устойчивое негативное психическое состояние, накладывающее отпечаток на все остальные чувства и переживания и даже стать препятствием для личностного развития. Чрезвычайно важным является овладение подростками средствами осознанной саморегуляции и рефлексивного управления своей активностью.

Многие исследователи  рассматривают одиночество как  универсальный человеческий опыт, возникающий  из факта человеческого существования. Они выделяют типичные для нашего времени факторы, обуславливающие  содержательные характеристики сегодняшнего одиночества: изменение структуры современной семьи; необходимость высокой пространственной мобильности; расшатывание религиозных традиций; появление недоверия к государственным и экономическим структурам; технологизацию и компьютеризацию современного общества.

Общим компонентом в  переживании одиночества, по их мнению, является недооценка себя и, в связи  с этим появляющееся ощущение собственной  незначимости. Это объясняет тот факт, что одиночество в наше время воспринимается исключительно негативно.

Д.Гэв определяет одиночество как чувство печали и тоски, возникающее в результате невозможности построения желаемых отношений с определенными аспектами окружающего мира. Конструктивной противоположностью одиночества, по ее мнению, является умение быть наедине с собой.

Гэв рассматривает одиночество  с точки зрения различных уровней  его проявления, выделяя два основных: экзистенциальный и патологический (тягостно переживаемый).

Экзистенциальное одиночество (как исходная обреченность на непонимание  другими) является частью человеческого существования. Оно включает в себя осознание своей разделенности с другими, поиски идентичности и смысла жизни. Источником экзистенциального одиночества является факт уникальности и единственности опыта каждого человека, факт человеческой экзистенции. Тягостно переживаемое одиночество (патологическое по Д.Гэв) предполагает часто хроническую разобщенность с самим собой и другими, являющуюся следствием невозможности построения и сохранения желаемых отношений со значимыми другими или результатом фрустрации потребности в социальной включенности.

Тягостно переживаемое одиночество, по мнению Гэв, характеризуется 4-мя компонентами:

1. Отсутствием контакта  с самим собой.

2. Неспособностью к  преодолению эмоциональных барьеров  с другими.

3. Неспособностью и неумением найти свое место в социальном сообществе.

4. Утратой смысла собственной  жизни.

В то же время, по мнению К.Мустакаса - «Одиночество - это условие  жизни человека, опыт человеческого  существования, который дает индивидууму  возможность поддерживать, расширять и углублять его человеческую природу. Человек, в конечном счете, всегда одинок, живет ли он в изоляции или болезни, ощущает ли он утрату после смерти любимого существа или острое чувство радости в триумфе созидания. Я верю, что каждому человеку необходимо признать свое одиночество и четко осознать, что, в конечном счете, в каждый миг своего бытия человек одинок, - ужасающе, совершенно одинок Усилия, предпринимаемые для того, чтобы ускользнуть от экзистенциального переживания одиночества могут привести только к самоотчуждению. Когда человек избегает фундаментальной правды жизни, когда ему удается успешно отрицать ужасное одиночество индивидуального существования, он лишает себя одного из значительных средств своего собственного развития» [5].

В таком понимании  одиночества присутствует известная  доля фатальности и обреченности. Это осознается самими экзистенциалистами. Одни из них при этом ищут выход  в Боге, другие - в стремлении быть сверхчеловеком, третьи - в признании  и принятии этого факта. Нам наиболее близка позиция третьих. Как писал Р.М.Рильке: «Мы одиноки. Можно обманывать себя или делать вид, что это не так. Но насколько лучше признать это и из этого исходить» [5].

Это подводит нас к  мысли, что осознание и признание  своего одиночества можно рассматривать как одно из условий человеческого развития и один из критериев личностной зрелости. Подростки переживают одиночество, приобретая опыт расставания со старыми ценностями, опыт утраты близких взаимоотношений, опыт потери какой-то части себя самого. Недобровольность и вынужденность этого переживания, обостряют чувство бессилия и беспомощности. Часто это приводит к сомнениям в собственной значимости, утрате доверия к миру и себе, к отчуждению и изоляции.

Подростки остро ощущают  ситуацию экзистенциального перелома: они одновременно хотят удовлетворять свои потребности в самостоятельности и независимости, но также и в близости, и социальной включенности и, поэтому остро переживают критические ситуации межличностных отношений (разрыв дружеских связей, непонимание взрослыми и ровесниками).

Переживание одиночества  у подростков связано не только с  ситуацией межличностных отношений, но и с потерей смысла собственного существования и появлением ощущения экзистенциальной разобщенности людей.

Одиночество в этот период часто неприятно для подростков, они жалуются на него, но в то же время часто его сами ищут. Подросток хочет быть собой и, одновременно, боится этого. «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения лишь для того, чтобы оборвать их также внезапно, как и начали. С одной стороны - они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой - они охвачены страстью к одиночеству. Они эгоистичны и материалистичны, и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом

и самым мрачным пессимизмом». [12]

Подростки (почти все) еще не задумываются о смысле жизни. Они чаще раздумывают над тем (чувствуют, прежде всего) любимы они или нет, ценят их или нет и т.д.

Подростков потрясает  осознание одиночества, осознание  того, что они никому не нужны  и нигде не могут найти поддержки. Они чувствуют себя беспомощными и в то же время теряют доверие  к окружающим. Им не к кому пойти, не к кому обратиться, и никто в тот момент, включая их самих, как им кажется, не может помочь им удовлетворить их потребности.

Одиночество, таким образом, часто переживается тягостно и воспринимается как момент остановки собственной  активности, что часто приводит к нарушению привычной жизнедеятельности. Подростки, на наш взгляд, еще недостаточно овладели средствами рефлексивного контроля за своими состояниями и поведением.

По мнению Г.Салливана, именно подростки испытывают одиночество, в своей наиболее завершенной и страшной форме.

Все переживания подростка  находят отражение в картине  его поведения, в импульсивности поступков и слов. Правда, многое еще зависит от природной организации  человека (темперамента).

В целостной же картине  поведения подростка переживания, связанные с одиночеством, попытки любыми средствами преодолеть одиночество часто становятся причиной отклоняющегося поведения, порождают трудности личностного развития.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Опытно-экспериментальное  исследование проблемы одиночества

     3.1 Проведение эксперимента

 

Запланированный эксперимент  отвечает целям и задачам курсовой работы.

Базой для исследования является ГУО «Рязанцевский УПК-ДС-СШ»

Выборку составили учащиеся шестых - десятых классов, всего 134 человек.

                                                                             Таблица 1

Характеристика  выборки

 

Подростки (в процентах)

Контрольная группа

Экспериментальная

группа

Возраст

13 - 14

15 - 16         

 

               47, 4                     

               52, 6

 

50, 0

50, 0

Класс

 

8

9

10

             

                21,0

                52, 7

                26, 3

 

18, 4

55, 3

26, 3

Пол

Мужской

Женский

 

47, 4

52, 6

 

47, 4

52, 6

Успеваемость

Высокая

Средняя

Низкая

 

21, 1

57, 8

21, 1

 

23, 7

63, 2

13, 1


 

Результаты исследования самоотношения подростков по показателям факторов модальности групповых данных имеем следующие:

Самоуважение - 25%

Аутосимпатия - 40%

Самоуничижение - 35%

У испытуемых с высокими показателями по шкале одиночества  результаты исследования самоотношения следующие:

Шкала 1 - Саморуководство- 30%

Шкала 2 - Самоуверенность - 20%

Шкала 3 -  Отраженное самоотношение - 20%

Шкала 4 - Социальная желательность  Я - 40%

Шкала 5 - Самопривязанность - 50%

Шкала 6 - Самоценность - 30%

Шкала 7 - Самопринятие - 40%

Шкала 8  - Внутренний конфликт - 50%

Шкала 9 - Самообвинение - 50%

Высокие показатели по шкале  самообвинение, говорит о том, что  подросток готов винить себя за все  промахи и неудачи, собственные  недостатки. Также это связано о отрицательными эмоциями  в адрес своего «Я».

  Внутренняя конфликтность  хорошо выражена у подростков, испытывающих чувство одиночества, это внутренняя сила, которая заставляет чрезмерно рефлексировать, заниматься самокопанием, постоянно сомнительность, несогласие с собой, что приводит к тревожно - депрессивному состоянию, низкой самооценке, фрустрированности ведущих потребностей, недовольству, появлению комплексов. Также высокие показатели по шкале самопривязанности отражают некоторую регидность «Я»-концепции, нежелание изменяться по отношению к наличному состоянию. Между одиночеством и соответствующим сомоотношением была выявлена положительная корреляция - 0,63 (корреляция Пирсона для дихотомических шкал).

Благодаря сочинениям о  причинах одиночества мы узнали следующее. С точки зрения подростков, основной причиной одиночества является социальное отторжение: около 25% опрошенных ребят ответили, что одинокими становятся из-за других людей (в том числе и родителей), так как другие не поняли, отвергли или забыли этого человека.

На втором месте оказались черты характера (эгоизм, самовлюбленность и т.п.). Как причина одиночества они были названы 20 % подростков. Около 13 % видят причину одиночества в поведении и манере общения человека. 10 % подростков считают, что причинами одиночества являются застенчивость, неуверенность в себе, страх общения и неумение общаться.

Отсутствие круга общения, близких людей и любимых как  причину одиночества рассматривают  только 13 % подростков. На усталость  от общения – 17%. Хотя 60 % подростков сами не любят бывать в одиночестве, они не считают подобное времяпровождение ненормальным. 57 % чувствовали себя одинокими и покинутыми, но большая часть подростков (80%) не испытывали страха, находясь в таком состоянии.

Таким образом, эмоциональные  переживания у испытуемых связаны с ощущением выключенности из атмосферы общения, многие страдают от собственной пассивности, неустроенности. Чаще всего используются такие формулировки, как: «одиночество - когда нет друзей»; «в одиночестве я чувствую себя плохо»; «цвет одиночества – черный».

  Как уже указывалось, для выявления подростков, чувствующих себя одинокими, нами была использована шкала одиночества «UCLA», предложенная Д. Расселом (1980). Всего в исследовании приняли участие 134 школьника 13-16 лет. Положительный результат по тесту (то есть наличие состояния одиночества) был выявлен у 59 (44, 0 %) испытуемых. Из них мальчиков – 22 (37, 3 %), девочек – 37 (62, 7 %).

Из этой группы нами была сформирована выборка на основании  высокого балла по указанному тесту  в составе 38 человек, результаты которых и описываются в настоящем исследовании. Из 38 человек 18 (47, 4 %) мальчиков, 20 (52, 6 %) девочек. Эта группа подростков составила экспериментальную группу.

Информация о работе Проблема одиночества в подростковом возрасте