Проблема определения предмета и объекта психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:56, контрольная работа

Описание работы

Один и тот же объект может быть предметом различных видов исследования. Разграничение объекта и предмета было намечено Имманулом Кантом.
Под объектом понимается часть объективного мира, а под предметом - то, что подлежит изучению в нём. Понятие объекта шире по своему объему, чем понятие предмета, поскольку предмет - часть объекта. В окончательном виде объекту и предмету можно дать следующие формулировки:
Объект - это фрагмент объективной, т.е. существующей независимо от сознания исследователей действительности.

Содержание работы

1 Проблема определения предмета и объекта психологии 3
2 Темперамент, характеристика типов темперамента 6
3 Психологические термины 10
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический  университет им.А.Н. Туполева - КАИ»

Лениногорский филиал

Кафедра Естественно-научных  и гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Психология

Вариант 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Т.В. Азабина,

студентка группы 28172

направление 080100

 

Проверил:

А.Б. Осипова,

ст.преподаватель

кафедры ЕНГД


 

 

 

 

 

 

 

Лениногорск 2013

Содержание

1 Проблема определения предмета и объекта психологии

3

2  Темперамент, характеристика типов темперамента

6

3  Психологические термины

10

Список использованных источников

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблема определения предмета и объекта психологии.

Один  и тот же объект может быть предметом  различных видов исследования. Разграничение объекта и предмета было намечено Имманулом Кантом.

Под объектом понимается часть объективного мира, а под предметом - то, что подлежит изучению в нём. Понятие объекта шире по своему объему, чем понятие предмета, поскольку предмет - часть объекта. В окончательном виде объекту и предмету можно дать следующие формулировки:

Объект - это  фрагмент объективной, т.е. существующей независимо от сознания исследователей действительности.

Предмет - это  специфический для науки угол зрения на объект, аспект самого объекта, специфичный для определённой отрасли науки и задаваемый её категориальным аппаратом, используемыми ею методами исследования.

Что же представляют собой объект и предмет психологии как науки?

 В 1912г.  Г.И.Челпанов в учебнике «Психология» даёт определение: «Психология есть учение о душе».

В 1926г. К.Н.Корнилов в своём первом учебнике отмечает: «Психология изучает не саму душу, а проявления этой души, психология является наукой о закономерностях  психической деятельности человека».

В одном из наиболее популярных учебных изданий «Атлас по психологии» М.В. Гамезо и И.А. Домашенко определяют психологию как науку, которая изучает процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики.

Сопоставляя приведённые  определения, можно заметить, что  в качестве объекта психологии выступает  психика, а в качестве предмета различные  её проявления. Поэтому, в более позднее  время на рубеже веков появляется следующее определение психологии: психология - наука и система знаний о закономерностях, механизмах, психических фактах и явлениях в жизни человека. В данном случае чётко определён объект психологии - психика, а в качестве предмета выделяются факты, закономерности и механизмы психики.

Среди многообразных  проявлений психики выделяют психические  процессы, психические состояния, психические  свойства личности.

Различают познавательные, эмоциональные, регуляторные психические  процессы. Главная функция познавательных процессов - отражение свойств внешнего мира и внутренних особенностей организма. Познавательные процессы информируют о свойствах и явлениях окружающего мира, являются источником разнообразных знаний и помогают открывать законы развития природы и общества. Познание имеет 2 ступени: образную и логическую. Образные познавательные процессы - ощущение, восприятие, представление. К процессам логического познания относится мышление.

В эмоциональных  психических процессах отражаются отношения человека. Они окрашивают жизнь человека различными оттенками переживаний (положительных или отрицательных). Гамма человеческих эмоций многообразна, это, например, - счастье, удивление, горе, страдание.

Основным назначением  регуляторных процессов является регуляция  поведения и деятельности человека, обеспечивающая избирательный и целенаправленный характер реакции. К регуляторным процессам относятся процессы внимания и воли.

Кроме того, выделяются так называемые интегративные или  сквозные психические процессы, которые  участвуют в протекании всех психических процессов, к ним относятся: речь, которая выступает в качестве 2 - й сигнальной системы и связывает чувственное и логическое познание и память, которая может быть образной, логической и эмоциональной. Кроме того, память связывает в сознании человека настоящее и прошлое, обеспечивая целостность личности.

Психические состояния - относительно устойчивые явления  психической деятельности, характеризующие  психику в целом. Их можно рассматривать  как фон, на котором протекают  психические процессы. Они могут благоприятствовать или не благоприятствовать активной деятельности. Это состояния работоспособности, утомления, стресс, аффекта и др.

Психические свойства - это устойчивые образования, обеспечивающие определённый уровень поведения  и деятельности, характерный для данного человека. К психическим свойствам относятся темперамент, характер, способности человека, направленность его личности.

Общая психология - это отрасль психологической  науки, которая изучает наиболее общие закономерности, выявляемые психологией, методы исследования, которыми пользуется психология, теоретические принципы, которых она придерживается, основные научные понятия, которые вошли в её обиход.

Предметом изучения общей психологии являются:

  1. познавательная и практическая деятельность;
  2. общие закономерности психических процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, психической саморегуляции;
  3. дифференциально-психологические особенности личности человека;
  4. характер, темперамент, преобладающие мотивы поведения и т.д.;
  5. фундаментальные проблемы: сущность и содержание психического, возникновение и развития психики в фило и онтогенезе.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Темперамент, характеристика типов темперамента.

 

Психика каждого  человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями  биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологическим обусловленным подструктурам личности относится, прежде всего, темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми — различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности.

Под темпераментом  следует понимать индивидуально  своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются  в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т. п.

В настоящее  время наука располагает достаточным  количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента по определенной стройной программе. Однако для составления психологической характеристик традиционных 4 типов обычно выделяют следующие основные свойства темперамента:

  1. Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.
  2. Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействий одинаковой силы (критическое замечание. обидное слово, резкий тон - даже звук).
  3. Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).
  4. Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависти деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств, настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.
  5. Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.
  6. Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).
  7. Темп реакций характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума.
  8. Эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает

Учитывая все  перечисленные свойства. Я. Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента:

    1. Сангвиник - человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью, и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов, стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.
    2. Холерик - как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он не обуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.
    3. Флегматик - обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения не выразительны и замедлены, так же как и речь. Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.
    4. Меланхолик - человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен и ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов — интроверты.

 

 

  1. Психологические термины:

 

  1. Абсолютной чувствительности пороги (нижний и верхний) - для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную степень интенсивности. Пороги чувствительности – это ее предельные возможности. Диапазон нашей чувствительности ограничен нижним и верхним абсолютными порогами. Минимальная величина раздражения, необходимая для возникновения едва заметного ощущения, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Например, для возникновения ощущения давления достаточно воздействия 2 мг на 1 мм 2 поверхности кожи. Верхний абсолютный порог ощущений – это максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает болевые ощущения или исчезновение ощущения. Так, сверхгромкий звук вызывает боль в ушах, а сверхвысокий (по частоте' колебаний свыше 20 000 гц) – исчезновение ощущения (слышимый звук переходит в ультразвук). Давление свыше 300 г/мм2 вызывает боль.
  2. Адаптация (англ. - adaptation, нем. - Adaptuerung) - приспособление органа, организма, личности или группы к изменившимся внешним условиям. Адаптация сенсорная (от лат. sensus — чувство, ощущение)— приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя; может достигаться за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности (например, зрительная темновая и световая адаптация). Адаптация  социальная - постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс     активного приспособления индивида к условиям среды социальной.
  3. Акцентуация характера— чрезмерно выраженные черты характера. В зависимости от уров<span class="da

Информация о работе Проблема определения предмета и объекта психологии