Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:56, контрольная работа
Один и тот же объект может быть предметом различных видов исследования. Разграничение объекта и предмета было намечено Имманулом Кантом.
Под объектом понимается часть объективного мира, а под предметом - то, что подлежит изучению в нём. Понятие объекта шире по своему объему, чем понятие предмета, поскольку предмет - часть объекта. В окончательном виде объекту и предмету можно дать следующие формулировки:
Объект - это фрагмент объективной, т.е. существующей независимо от сознания исследователей действительности.
1 Проблема определения предмета и объекта психологии 3
2 Темперамент, характеристика типов темперамента 6
3 Психологические термины 10
Список использованных источников
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им.А.Н. Туполева - КАИ»
Лениногорский филиал
Кафедра Естественно-научных и гуманитарных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Психология
Вариант 1
|
Исполнитель: |
Т.В. Азабина, студентка группы 28172 направление 080100 |
|
Проверил: |
А.Б. Осипова, ст.преподаватель кафедры ЕНГД |
Лениногорск 2013
Содержание
1 Проблема определения предмета и объекта психологии |
3 |
2 Темперамент, характеристика типов темперамента |
6 |
3 Психологические термины |
10 |
Список использованных источников |
16 |
Один и тот же объект может быть предметом различных видов исследования. Разграничение объекта и предмета было намечено Имманулом Кантом.
Под объектом понимается часть объективного мира, а под предметом - то, что подлежит изучению в нём. Понятие объекта шире по своему объему, чем понятие предмета, поскольку предмет - часть объекта. В окончательном виде объекту и предмету можно дать следующие формулировки:
Объект - это фрагмент объективной, т.е. существующей независимо от сознания исследователей действительности.
Предмет - это специфический для науки угол зрения на объект, аспект самого объекта, специфичный для определённой отрасли науки и задаваемый её категориальным аппаратом, используемыми ею методами исследования.
Что же представляют собой объект и предмет психологии как науки?
В 1912г.
Г.И.Челпанов в учебнике «
В 1926г. К.Н.Корнилов в своём первом учебнике отмечает: «Психология изучает не саму душу, а проявления этой души, психология является наукой о закономерностях психической деятельности человека».
В одном из наиболее популярных учебных изданий «Атлас по психологии» М.В. Гамезо и И.А. Домашенко определяют психологию как науку, которая изучает процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики.
Сопоставляя приведённые определения, можно заметить, что в качестве объекта психологии выступает психика, а в качестве предмета различные её проявления. Поэтому, в более позднее время на рубеже веков появляется следующее определение психологии: психология - наука и система знаний о закономерностях, механизмах, психических фактах и явлениях в жизни человека. В данном случае чётко определён объект психологии - психика, а в качестве предмета выделяются факты, закономерности и механизмы психики.
Среди многообразных проявлений психики выделяют психические процессы, психические состояния, психические свойства личности.
Различают познавательные, эмоциональные, регуляторные психические процессы. Главная функция познавательных процессов - отражение свойств внешнего мира и внутренних особенностей организма. Познавательные процессы информируют о свойствах и явлениях окружающего мира, являются источником разнообразных знаний и помогают открывать законы развития природы и общества. Познание имеет 2 ступени: образную и логическую. Образные познавательные процессы - ощущение, восприятие, представление. К процессам логического познания относится мышление.
В эмоциональных
психических процессах
Основным назначением регуляторных процессов является регуляция поведения и деятельности человека, обеспечивающая избирательный и целенаправленный характер реакции. К регуляторным процессам относятся процессы внимания и воли.
Кроме того, выделяются так называемые интегративные или сквозные психические процессы, которые участвуют в протекании всех психических процессов, к ним относятся: речь, которая выступает в качестве 2 - й сигнальной системы и связывает чувственное и логическое познание и память, которая может быть образной, логической и эмоциональной. Кроме того, память связывает в сознании человека настоящее и прошлое, обеспечивая целостность личности.
Психические состояния - относительно устойчивые явления психической деятельности, характеризующие психику в целом. Их можно рассматривать как фон, на котором протекают психические процессы. Они могут благоприятствовать или не благоприятствовать активной деятельности. Это состояния работоспособности, утомления, стресс, аффекта и др.
Психические свойства - это устойчивые образования, обеспечивающие определённый уровень поведения и деятельности, характерный для данного человека. К психическим свойствам относятся темперамент, характер, способности человека, направленность его личности.
Общая психология - это отрасль психологической науки, которая изучает наиболее общие закономерности, выявляемые психологией, методы исследования, которыми пользуется психология, теоретические принципы, которых она придерживается, основные научные понятия, которые вошли в её обиход.
Предметом изучения общей психологии являются:
Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологическим обусловленным подструктурам личности относится, прежде всего, темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми — различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности.
Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т. п.
В настоящее
время наука располагает
Учитывая все перечисленные свойства. Я. Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента:
Информация о работе Проблема определения предмета и объекта психологии