Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:01, курсовая работа
Возрастная психология - это наука.
ВВЕДЕНИЕ
1. Возрастная психология
1.1 Возрастная психология – как сфера науки
1.2 Проблемы возрастной психологии
2. Роль и место формирующего эксперимента в получении психологических фактов
2.1 Понятие позиции
2.2 Понятия как проявление содержания позиции в возрастной психологии
3. Проблема картины мира
3.1 Картина мира – как человеческая позиция
3.2 Обратимость – как важнейшее свойство психической реальности
4. Практическая часть: методика Бине-Симона
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
3.3 Практическая часть: методика Бине-Симона
Назначение теста
Тест Бине Симона первоначально был разработан в еще в 1905 году и использовался для дифференциации развитых и одаренных детей и детей, которые не достаточно развитые для обучения в школах..
Подобный тест должны были успешно решить более 75 процентов детей со средними интеллектуальными способностями. Однако данный тест не позволял точно определить степень понимания и сообразительность учащихся. Именно поэтому, тест Бине Симона был неоднозначно воспринят психологами и педагогами различных учебных заведений. Однако, основная заслуга данного теста в том, что он положил начало оценке интеллектуальных возможностей человека, что позволило применять данный тест при приеме на работу и в психологических исследованиях.
Процедура тестирования
Первый тест для исследования интеллекта, методические принципы которого легли в основу последующих психометрических методик. Шкала состоит из заданий возрастающей трудности, сгруппированных по возрастным уровням. К каждому возрастному уровню относят все тесты, которые выполняют 80 - 90 % нормальных детей. Задачи рассчитаны на исследование основных компонентов интеллекта: способностей к суждению, пониманию, логике, сенсорных и перцептивных процессов. Уровень интеллекта оценивают соотношением фактического "умственного возраста", определенного по шкале, и хронологического возраста.
Оценка
результатов тестирования
IQ
= "Умственный возраст" х
100 / "Хронологический возраст".
Например,
у 5-летнего ребенка, справляющегося с
заданием для 4 детей 4-летнего возраста,
IQ = 4 * 100 / 5 = 80. В норме величина IQ, принятая
за 100, колеблется от 70 до 130; при дебильности
показатели IQ составляют 70-50, при имбецильности
- 50-30, при идиотии - менее 30.
Результаты тестирования
Оппонент | Время тестирования | Результат | Оценка результата |
Аня, 3.5года | 15 мин | 90% | Норма |
Света, 3года | 15 мин | 110% | Норма |
Коля, 5 лет | 15 мин | 70% | Норма |
Вася, 6 лет | 15 мин | 50% | Дебильность |
Ира, 4 года | 15 мин | 30% | Имбецильность |
Вывод: тест Бине-Симона, предложенный в 1905 г. французскими психологами А. Бине и Т. Симоном с целью отсева детей (от 3 до 13 лет) недостаточно развитых для обучения в обычной школе. Задачи, входящие в него, подбирались так, чтобы их могли решить 75% детей соответствующего возраста, интеллектуальное развитие которых можно было бы считать нормальным. Можно догадаться, что тест чувствителен лишь к серьезному отставанию в умственном развитии, выявить же одаренного ребенка с его помощью вряд ли возможно.
В
развитии человека выделяются возрастные
циклы. Это периоды качественных
изменений в психической
Несоответствие возрастов ребенка и взрослого как несоответствие их картин мира является феноменологическим фактом порождения пространства психической реальности, заданного обратимостью разных форм активности ребенка. Каждый из нас знает, что существует какое-то “не могу”.Для каждого свое - от невыносимого скрежета ножа по сковородке до телепередачи, а от нее до глубин переживания – “живу не своей жизнью”, “ненавижу себя”, “не понимаю, что со мной”. Возможность видеть свое Я и не–Я в каждом из нас в той или иной мере задают свои (мои) другие и чужие (не мои) другие через переживание границы нашего Я и нашей психической реальности.
В начале жизни человека это очень важное событие - встреча с другим человеком, событие, определяющее переживание возраста как одного из свойств психического.
В известном смысле можно сказать, что на бытовом уровне возрастная психология существует как переживание людей по поводу воздействия на них других лиц, так как именно эти переживания, как хотелось кратко показать, задают самому человеку роль и место психической реальности в картине мира.
Итак, что такое возрастная психология и каковы её основные проблемы? Ответов пока получилось несколько:
1.
Это наука о фактах и
2.
Это концепция другого
3. Это отношения между людьми разного возраста, которые позволяют каждому человеку переживать наличие своего места в системе отношений, то есть наличие дома для своей души.
4.
Это попытки измерить
5.
Это естественный ход
6.
Наконец, это проекция личного
развития исследователя на
Труд ученого связан с осознанием им средств своего же собственного мышления, он строит понятийную картину мира. Обыватель может при этом руководствоваться не только понятийным мышлением, но и чувствами. Поэтому, узнав одно и то же, они не всегда могут понять друг друга. Тогда появляются особые задачи применения научного знания, это тоновое в отношениях людей, которое появилось в наше время и существует сегодня, например как практическая психология.
Таким
образом, рассмотрены основные вопросы
возрастной психологии - закономерности
психического развития человека в онтогенезе,
особенности психических
Эти
знания помогают выстраивать
более успешные
№ п/п | Понятие | Определение |
1. | Мышление | Важная
ступень человеческого |
2. | Самосознание | Осознание и оценка ребёнка самого себя как личности – своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения. |
3. | Размывание времени | Тип
развития неадекватной идентификации,
при котором подросток |
4. | Картина мира | Особая
форма теоретического знания, репрезентирующая
предмет исследования науки соответственно
определенному этапу ее исторического
развития, посредством которой |
5. | Обратимость | Логический
навык, обладая которым, ребенок
может совершить серию |
6. | Возрастная психология | Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. |
7. | Констатирующий эксперимент | Эксперимент,
устанавливающий наличие |
8. | Контрольный эксперимент | Повторный эксперимент, разработанный для того, чтобы повторить и подтвердить результаты предыдущего исследования посредством специальной оценки влияния переменной. |
9. | Методика | Совокупность
приемов, методов обучения чему-либо,
методов целесообразного |
10. | Метод | совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. |
1. | Абрамова Г.С. Возрастная психология // Издательство: Академический проект, 2003 г., - 704с. |
2. | Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций // Издательство: Эксмо, 2008 г., - 128с. |
3. | Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу // Издательство: Владос, 2010 г., - 368с. |
4. | Гурова Е.В. Психология развития и возрастная психология. Тесты // Издательство: Аспект Пресс, 2005 г., - 176с. |
5. | Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития // Издательство: Академия, 2009 г., - 640с. |
6. | Ножкина Т.В. Возрастная психология: конспект лекций, 2005г. |
7. | Пак Т.С. Психология развития и возрастная психология // Издательство: Человек, 2010 г., - 48с. |
8. | Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспект лекций // Издательство: Юрайт, 2010 г., - 208с. |
9. | Склярова Т.В., Носкова Н.В. Возрастная психология для социальных педагогов // Издательство: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2009 г., - 336с. |
А | Тест
Бине-Симона для детей
Да Нет
Да Нет
Да Нет
Да Нет
Да Нет
Да Нет
Да
Нет Повышенная Да Нет
Да Нет
Да Да
Да Нет
Да Нет
Да Нет
Да Нет
Да Нет
Да Нет
Да Нет
Да Нет
Да Нет
Да Нет |
Информация о работе Проблема развития в возрастной психологии