Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:32, статья
В этой статье говорится, что в настоящие время увеличилось число тревожных детей. Тревожность имеет свою возрастную специфику, для каждого возраста существуют определенные области действительности , которые вызывают тревогу у большинства детей. Главной тревожностью детей является школа потому что познание себя и окружающего мира всегда тревожно. Так же можно сказать что в целом причиной тревоги может быть все, что нарушает у ребенка чувство уверенности, надежность в его взаимоотношениях с родителями. В результате тревог и беспокойства вырастает личность, раздираемая конфликтами.
Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения.
У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряженны. Отвечают на вопросы учителя низким и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает двигательное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.
Тревожные
дети имеют склонность к вредным
привычкам невротического характера:
они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают
волосы. Манипуляции с собственным
телом снижают у них
Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте – неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Так, отвержение, непринятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материнской любви (“Если я сделаю плохо, меня не будут любить”). Неудовлетворение потребности в любви будет побуждать его добиваться ее удовлетворения любыми способами (Савина, 1996).
В тех случаях, когда воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, тревожность может вызываться боязнью не справиться, сделать не так, как нужно. Нередко родители культивируют “правильность” поведения: отношение к ребенку может включать в себя жесткий контроль, строгую систему норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание. В этих случаях тревожность ребенка может порождаться страхом отступления от норм и правил, установленных взрослыми.
Непоследовательный учитель вызывает тревожность ребенка тем, что не дает ему возможности прогнозировать собственное поведение. Постоянная изменчивость требований учителя, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, невозможность решить, как ему следует поступать в том или ином случае.
Следующая ситуация – ситуация соперничества, конкуренции. Особенно сильную тревожность она будет вызывать у детей, воспитание которых проходит в условиях гиперсоциализации. В этом случае дети, попадая в ситуацию соперничества, будут стремиться быть первыми, любой ценой достигнуть самых высоких результатов.
Еще одна ситуация – ситуация повышенной ответственности. Когда тревожный ребенок попадает в нее, его тревога обусловлена страхом не оправдать надежд, ожиданий взрослого и быть ли отверженным.
Можно согласиться с выводом А.М. Прикожан, о том, что тревожность в детском возрасте является устойчивым личностным образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим, когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты при доминировании эмоционального… является производной широкого круга семейных нарушений (Мактанцева, 1998).
http://nsportal.ru/shkola/
Автор Трефилова Ольга Михайловна
Краткая аннотация
В этой статье говорится о тревожности детей , которые переходят из четвертого класса в пятый класс . Главной тревожностью становится программа учебы появляются больше предметов. Дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.
Преемственность при переходе из начального звена в среднее звено
В школьные годы
ребенок переживает несколько
переходных периодов, требующих
от него приспособления к
Четвертый
год обучения в младших
классах завершает первый
этап школьной жизни ребенка.
Четвероклассники – это
К четвертому
классу у большинства детей
уже складывается индивидуальный
стиль учебной работы. Общий подход
ребенка к ее выполнению
Различия в
общем подходе к выполнению
учебной работы связаны с
Индивидуальный
стиль учебной работы
Учиться
всему этому необходимо в
начальной школе, пока объем
учебной нагрузки в
Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.
Основные трудности, которые испытывают дети при переходе из 4-го в 5-й класс
В средней
школе коренным образом
меняются условия обучения:
дети переходят от одного
основного учителя к
системе классный руководитель
– учителя-предметники. И
В 5-м классе
количество предметов
Таким образом,
следует продолжать начатую
в начальной школе работу
по формированию контрольно-
Пятиклассники
— дети особенные. Во многом
— по духу своему, интересам,
манере поведения — они
близки ученикам начальной школы,
а с другой стороны по
своему объективному статусу
стремятся присоединиться к
Первые полгода
обучения в средней школе —
время тоже особенное. Ребята
решают совершенно
Очень важная
задача — выйти на новый
уровень учебной
http://4b1408.ucoz.ru/publ/
Автор: Данилова Ольга Александровна
Как без потерь перейти в 5 класс
Краткая аннотация
В этой статье говорится о пятиклассниках и их адаптации в старшем звене. Так же говорится что у детей меняется поведение и настроение , снижение интереса к учебе, снижение успеваемости , отстранение от взрослых. Часто Родители не понимают что у ребенка есть проблемы по адаптации в школе, ведь переход в пятый класс это так же сложно как и поступление в первый .
Каждый год тысячи счастливых
пятиклашек отправляются «в старшую
школу». Ни они сами, ни их взволнованные
родители не догадываются, с какими
трудностями придется им столкнуться
уже на второй неделе обучения.
«Что происходит с детьми? Они никогда
такими не были!» - говорят учителя, мамы
и папы в конце сентября. Действительно,
спокойные, дружные, умные детки, которые
всех радовали в начальной школе, вдруг
меняются до неузнаваемости.
В начале пятого класса в поведении детей
можно наблюдать многие негативные проявления:
1. Снижение интереса к учебе. Ребенок не
хочет идти в школу, его трудно усадить
за уроки. Многие пятиклассники не записывают
задание в дневник, чтобы родители не смогли
их проконтролировать. Записи в тетрадях
и дневниках становятся небрежными: куда-то
пропадает старательность и аккуратность.
Ребенок, которого было не оторвать от
книги, теперь не хочет брать ее в руки.
2. Снижение успеваемости. Дети допускают
ошибки даже в тех случаях, которые были
хорошо отработаны ранее. Теряются умения
и навыки, приобретенные в начальной школе:
хуже становится техника чтения, пересказы
даются с трудом, ухудшаются вычислительные
навыки и т.д. Многие пятиклассники начинают
хуже запоминать материал урока.
3. Напряженные отношения между детьми.
Еще вчера дружный класс становится просто
группой детей, возникают конфликты, драки,
ссоры.
4. Повышенная тревожность. Психологические
тесты школьной тревожности, проводимые
в пятых классах, подтверждают это. Один
из часто используемых тестов – это тест
школьной тревожности Филлипса. Сейчас
он проводится и в электронном варианте,
что значительно облегчает работу психолога
и педагогов.
5. Непредсказуемые реакции. С этим явлением
постоянно сталкиваются родители и учителя.
6. Отстранение от взрослых. Очень опасный
фактор, который нужно не проглядеть. Часто
свои трудности дети плохо осознают, считают,
что все дело только в них самих, и не делятся
переживаниями с родителями. У родителей
создается впечатление полного благополучия.
Очень важно мамам и папам уловить изменения
в поведении ребенка, понять их причину
и вовремя оказать помощь.
Одна из трудностей адаптационного периода
заключается именно в том, что взрослые
не осознают действительных трудностей.
Проведя анкетирование выпускников начальной
школы и их родителей, мы получили любопытную
информацию. Только 11% четвероклассников
считают, что им легко будет учиться в
5 классе. Такого же мнения придерживаются
уже 25% их родителей. Лишь 18% детей считают,
что они готовы к переходу в 5 класс, из
родителей же 59% заявили, что их дети готовы
к переходу.
Таким образом, ни дети, ни их родители
даже не предполагают, что переход в 5 класс
– это серьезное испытание для маленьких
еще школьников, ничуть ни меньшее, чем
поступление в 1 класс.
Давайте разберемся, какие факторы делают
процесс адаптации пятиклассников таким
непростым. Их множество.
• Смена учителя. В начальных классах
учитель – это вторая мама для детей. Отношения
между учителем и учащимися чаще всего
строятся по принципу домашних, родственных
отношений. Учитель не просто преподает
предметы, он учит обслуживать себя, заботится,
чтобы ребенок был хорошо одет, сыт. Дети,
в свою очередь, чувствуют себя защищенными
со своей первой учительницей. И вдруг
им предлагают «сменить маму».
• Мало того. Теперь появляется множество
разных учителей, каждый со своим характером,
со своими требованиями и привычками.
Часто учителя ждут от детей, что те к ним
приспособятся, никак не облегчая школьникам
процесс приспособления к ним самим.
• Появление новых предметов. Если раньше
ежедневно ученики готовились к 2-3 предметам,
то теперь приходится готовиться к 4-5.
На первых порах появление новых предметов
и новых учителей вызывает интерес у пятиклассников.
Поэтому на вопрос: «Ну, как тебе в школе?»
они часто отвечают: «Хорошо, интересно,
здорово!» Успокоенные взрослые перестают
волноваться слишком рано. По-настоящему
ощутить трудности новых предметов дети
могут только месяца через два, а иногда
и позже.
• Новые требования. И здесь очень показательны
ответы на вопросы анкеты. Выпускники
начальной школы представляют себе, что
новые требования будут заключаться в
том, чтобы «хорошо учиться», «ходить в
школьной форме». На деле оказывается,
что от пятиклассников требуется умение
организовать свою работу на уроке, анализировать,
делать выводы и обобщения, писать рефераты,
работать с дополнительной литературой,
а также владеть еще многими общеучебными
умениями и навыками.
• Отсутствие постоянного кабинета. Взрослым
может показаться, что никаких трудностей
здесь нет. Какая разница, в каком кабинете
проходит урок. Такое мнение возникает
из-за незнания психологии детей. На самом
деле отсутствие своего места, своей территории,
необходимость на каждой перемене сложить
вещи и перейти в другой кабинет, сама
проблема перетаскивания большого количества
вещей с места на место вызывает у школьников
чувство дискомфорта.
• Смена позиции. В начальной школе четвероклассники
– старшие, и дети это ощущают на каждой
перемене, во время проведения совместных
праздников и мероприятий. Попав в старшую
школу, пятиклассники становятся младшими
и сразу чувствуют свою незащищенность.
Это только одни из главных факторов, затрудняющих
процесс адаптации. Можно сказать еще
и о неудобном расписании, увеличении
нагрузки и множестве других более мелких
вещей.
Если не учитывать этих факторов, не смягчать
их определенным образом, то процесс адаптации
детей в 5 классе может стать более сложным
и длительным.
Планируя меры для облегчения адаптации
пятиклассников, следует учитывать следующие
моменты.
Начинать работу нужно еще в 4 классе. Начальная
школа призвана подготовить учащихся
к жизни и деятельности на второй ступени
общего образования. Говоря о психологической
готовности к обучению в основной школе,
можно выделить три ее основных компонента:
• технологическая (операциональная)
готовность – ЗУНы, готовность к деятельности.
• интеллектуальная готовность – сформированность
психических познавательных процессов.
• личностная готовность – необходимые
качества личности.
Во многих школах создана модель (или эталон)
личности выпускника начальной школы,
в которую входит вся совокупность качеств,
необходимых младшему школьнику для успешной
учебной деятельности и общения в основной
школе.
Кроме того, учителям начальных классов
необходимо проводить и работу с родителями:
родительские собрания, консультации,
тренинги.
На сайте для учителей начальной школы
можно ознакомиться с материалами для
родителей пятиклассников и с другими
материалами по адаптации учащихся.
Второй этап работы – это начало пятого
класса. Основные направления работы на
этом этапе – следующие:
1. Организационная работа.
2. Психологическая диагностика.
3. Консультативная работа с педагогами,
учащимися и их родителями.
4. Профилактическая работа.
5. Коррекционно-развивающая работа.
6. Аналитическая работа.
Таким образом, для создания условий успешной
адаптации учащихся при переходе в основную
школу необходимо продумать целый комплекс
специальных мероприятий для учителей,
родителей и учащихся.
http://belayayurta.com/index.
Детский психолог Наталья Иванова
Краткая аннотация
В статье говорится о разных проявлений тревожности например: страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих
Проявление школьной тревожности
Тревожное состояние школьников
проявляется по-разному. Существуют
определенные синдромы (факторы) школьной
тревожности. Как показывают исследования,
большой процент (примерно половина)
учащихся средней школы имеет
повышенный уровень тревожности
по следующим факторам: страх самовыражения,
страх ситуации проверки знаний, страх
не соответствовать ожиданиям
Данное явление довольно распространено и среди взрослых, так как бывает закреплено в подростковом возрасте. Застенчивость, стеснительность, робость – вот черты характера, формирующиеся под воздействием данного страха. А далее развивается и зависимость от окружающих. Как я буду выглядеть? Что обо мне подумают? А вдруг я сделаю и скажу что-то не так? Это обычные вопросы, которые постоянно мучают таких людей.
Страх ситуации проверки знаний.
Показывает негативное отношение и
переживание тревоги в
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Этот синдром характеризуется ориентацией на значимость в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревогой по поводу оценок, даваемых окружающими, ожиданием негативных оценок.
Всему, что бы он ни делал, ребёнок, имеющий данный страх, ждёт оценки от окружающих его людей. Значимость этих людей определяется в зависимости от ситуации: дома, на перемене, на уроке. Каждый из них оценивает, разумеется, по-своему. Поэтому такой подросток всё делает с оглядкой на других. Он не будет, к примеру, высказывать свою точку зрения на уроках, не поступит в той или иной ситуации так, как считает нужным. Как результат – не имеет собственного мнения.