Проблема социализации современного подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 23:32, реферат

Описание работы

Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет В этом возрасте происходят важные физиологические изменения ( одно из них – наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появление влечения к противоположному полу, агрессивность, за частую немотивированная, проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности.

Файлы: 1 файл

Проблема социализации современных подростков.docx

— 19.40 Кб (Скачать файл)

Проблема социализации современного подростка.

 

Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от  13  до  19  лет  В  этом  возрасте происходят важные физиологические изменения (  одно  из  них  –  наступление половой зрелости), которые  влекут  за  собой  определенные  психологические сдвиги:  появление  влечения  к  противоположному  полу,  агрессивность,  за частую немотивированная, проявляются  склонность  к  необдуманному  риску  и неумение  оценить  степень  его   опасности,   подчеркнутое   стремление   к независимости и самостоятельности.

Психофизиологические  изменения  не  могут  не  повлиять  на   ход   и содержание социализации. Склонность к инноватике и творчеству,  непризнание всех и  всяких  авторитетов,  с  одной  стороны,  подчеркнутая  автономия  и независимость – с  другой,  порождают  особое  явление,  которое  называется молодежной субкультурой. Она  ассоциируется  с  тремя  главными  негативными чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и  насилием.  Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом».  Его  содержание заключается  в  изменении  поведенческих  характеристик:  от  почти  полного послушания,  свойственного  малым  детям,  юноши  переходят  к   сдержанному послушанию – скрытому не повиновению родителям. Если раньше, будучи  детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то  теперь  они  ведут  как  бы двойной счет: у  подростков  и  юношей  выстраивается  параллельная  система ценностей  и  взглядов  на  мир,  которая  частично  пересекается   позицией родителей,  а  частично  –  с   взглядами   сверстников.   В   этот   период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее  верхние  – мировоззренческие – этажи.     Осознанием своего «Я» происходит  как  осмысления своего места в жизни родителей, друзей,  окружающего  социума.  Одновременно наблюдается  постоянный   поиск   нравственных   ориентиров,   связанных   с переоценкой   смысла  жизни.  Подростки  и  юноши   более   восприимчивы   к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются  одежды,  внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того,  что  составляет социальную   среду   и   социальную   символику   «Я».    Гипертрофированная самостоятельность находит  выражение  в  подчеркнутой  резкости  собственных оценок: для многих подростков «хорошо»  и  «правильно»  только  то,  что  им нравится.

Трудности  социализации  в  этот  период  связаны  с  тремя   главными обстоятельствами: - несовпадением между высоким уровнем притязаний  (стремление  стать героем, прославиться) и низким социальном статусом,  который  задан их возрастом; - несовпадением старого стиля родительства, ориентированного  на  то, что для матери  сын  и  дочь  всегда  остается  ребенком,  и  новых потенциальных     возможностей     подростков,     заданных      их психофизиологическим повзрослением; - противоречие между усилившейся ориентацией на  самостоятельность и усиливающуюся зависимость от мнения и поведения сверстников.

Психофизиологическое  повзросление  практически ничего  не  меняет  в социально-экономическом положении подростков. Социальный  статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы: родители  зарабатывают  на  жизнь,  несут моральную  и  правовую  ответственность  за   детей   и   неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и  производственной  жизни.  Взрослые  – собственники,   распорядители,   опекуны,    производители,    законодатели, потребители, защитники и т.д.  А подростки экономически  несамостоятельны, они  все  еще  требуют  социальной  защиты  и   не   выступают   участниками правонарушений. Их  ролевой  диапазон  крайне  ограничен.  Они  не  являются собственниками,  распорядителями,  производителями,  законодателями.  Они  – лишь потребители. Хотя  в  правовом  смысле  они  могут  принимать  жизненно важные решения, в  психологическом  плане  подростки  созрели  для  них. 

Но родители ограничивают их. В этом и заключается противоречие.

В связи с этим социологи  говорят  о  ролевом  бесправии  подростков  – меньшем объеме прав  и  обязанностей  по  сравнению  со  взрослыми.  Обладая меньшими  возможностями,  подростки   сталкиваются   с   таким   глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами,  которые  в  зрелом  возрасте решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их  совершать  гораздо  больше ошибок, чем  это  делает  взрослые,  дети  или  старики.  Но  главное  не  в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их  последствий:  преступность, употребление наркотиков,  алкоголизм,  половая  распущенность,  насилие  над личностью.  Многие  подростки  бросают  школу,   в   результате   нарушается естественный процесс социализации. Недополучение  знаний  сразу сказывается на экономическом положении, подростки на экономическом положении,  подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке  труда.  В  развитых  странах уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых. Социологи полагают,  что  сексуальная  распущенность,  злоупотребление алкоголем и лихачество – не что иное,  как  попытка  играть  роль  взрослых.

Возможно, что та же самая  причина побуждает  многих  бросать  школу.  Статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует  достижению  жизненного успеха, а вмести с ним и признанию  в  группе  сверстников.  Подростки  ищут признания своей психологической  взрослости  за  рамками  школы  и  семьи  – институтов, где их продолжают считать детьми.

Итак,  мы  рассмотрели  трудности  социализации  в  период  юности   и установили, что главной среди них является  ролевой  конфликт,  или  ролевое бесправие подростков.


Информация о работе Проблема социализации современного подростка