Проблема совмещения домашней и общественной занятости женщины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:42, реферат

Описание работы

Философские и естественнонаучные исследования, литература и публицистика, изобразительное искусство и религиозные трактаты извечно обращались к проблеме женщины, ее общественного и семейного положения. Менялись ее образцы и образы в истории человечества, в восприятии, в психологическом плане, но кажется, что затрагивающим ее проблемам нет конца [9,с.5]. В нашей стране очень прочно закрепилась старая, патриархальная точка зрения на распределение семейных обязанностей, взгляд на домашнюю работу как на специфически «женское дело». В массовом сознании преобладают стереотипы, утверждающие, что место женщины – дом, семья, а основное предназначение – рождение и воспитание детей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..2

Глава 1. Проблема совмещения домашней и общественной занятости женщины………………………………………………………………….3

Глава 2. Функции семьи и роль женщины в ней………………………..8

2.1 Неравноправное распределение семейных функций между мужчиной и женщиной………………………………………………………………….8

2.2 Роль женщины и мужчины в социализации и воспитании детей….11

Заключение………………………………………………………………….15

Список литературы…………………………………………………………..17

Приложение……………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

Женщина и семья.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

 

Иначе говоря, на формирование личности ребенка в семье особое влияние оказывает система ценностных ориентации и норм поведения родителей. В семье именно укрепившаяся связь семьи и общества оказывает главное воздействие на сознание и характер детей, на их образ жизни и поведение.

 

Прямая связь обнаруживается между системой социальных ценностей  родителей и уровнем познавательных потребностей ребенка, так как родители, ориентированные на высокие, социально  значимые цели и нравственные идеалы, уделяют ребенку гораздо больше внимания, чем родители, для которых на первом месте стоят потребительские интересы. Дети, растущие в семьях с высокими общественными идеалами, обычно стремятся к реальным достижениям в учебе и труде, а не к формальным символам успеха. В семьях же с низким уровнем социального и эмоционального воздействия, особенно в так называемых «неблагополучных», «проблемных» семьях, больше оснований для формирования нравственно ущербной личности. Возможность негативного влияния на такого ребенка особенно возрастает в переходный для него период, период полового созревания. Переходный возраст сам по себе часто порождает различные эксцессы в связи с тем, что подросток не в состоянии самостоятельно решить многие сложные нравственные проблемы. Но положение еще больше осложняется, когда родители своим примером или советом не могут подсказать ему правильное решение [4,c.7].

 

Наиболее эффективно домашнее воспитание детей в таких  семьях, которые ориентированы на содержательный профессиональный труд, активную общественную деятельность, на гармоническое сочетание семейных и общественных форм культурно-бытового обслуживания и досуга, на такое распределение обязанностей в семье, при котором главной целью становится формирование и развитие личности всех ее членов. Именно в таких семьях осуществляется подлинное равенство, рациональное разделение и

кооперация труда, что  непосредственно отражается на характере  и содержании семейно-бытовых ролей  и функций женщины, и особенно функции воспитания детей, которую  следует рассматривать как важнейший критерий прогресса семьи и общества.

 

 

Заключение

 

 

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что в современной семье основную, если не всю работу выполняет женщина. Чему во многом способствуют сложившиеся  в обществе стереотипы о предназначении женщины, прежде всего как домашней хозяйки.

 

«Второй рабочий день»  женщин никак не оценивается государством. Более того, в общественном сознании укоренилась мысль, что труд в  домашнем хозяйстве – это проблема семьи, а в конечном счете – личное дело женщины. На домашний труд не распространяются те нормативы и оценки, которые имеются в сфере профессионального труда. Не известно, каковы оптимальные и предельные нормы домашнего труда. Вопрос о том, чтобы каким-то образом оплачивать домашний труд, даже не дискутируется. Женщине предоставлена целая сфера малоквалифицированного труда на безвозмездных началах. И это при том, что она несет на своих плечах наряду с профессиональной деятельностью все возрастающую долю работы, которую должна выполнять сфера услуг.

 

«Двойная занятость» оказывает сильное воздействие  на продолжительность и характер свободного времени женщины. Испытывая  постоянный дефицит в полноценном, разностороннем отдыхе, общении с  детьми, женщины используют те немногие свободные часы, которые выкраиваются после рабочего дня и выполнения необходимых обязанностей по дому, в основном для элементарного восстановления сил и минимального удовлетворения потребностей в новой информации.

 

В результате на лицо грубейшее  нарушение Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой в 1979 году ООН, в которой говорится, что государства–участники принимают все соответствующие меры с целью:

 

А) изменить социальные и  культурные модели поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин;

 

Б) обеспечить, чтобы семейное воспитание включало в себя правильное понимание материнства как социальной функции и признание общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей при условии, что во всех случаях интересы детей являются преобладающими [6,cт.5].

 

Те семейные функции, которые создают простор для самовыражения женщины, формируют ее как личность (воспитание детей, организация свободного времени), необходимо рассматривать как деятельность, органически присущую современной семье и имеющую основания для дальнейшего развития. А те функции, которые, напротив, тормозят процесс формирования личности (обслуживание семьи), необходимо расценивать как бесперспективные. Они должны быть постепенно переданы высокомеханизированным и автоматизированным предприятиям бытового обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Безленкина Л.Ф. Женщины в современном общественном развитии России // Вестник социальной работы. – РГСИ. – 2003 №2.

 

  1. Гендерная динамика в развитии российского рынка труда и перспективы социального партнерства. М.: МЦГИ, 2002.

 

  1. Голофаст В.Б. Функции семьи // Семья и личность. – М., 2004

 

  1. Колесова А., Сучкова В. Женщина и общество: вчера, сегодня, завтра // Правозащита, 2000, №19.

 

  1. Новикова Э. С., Языкова В. С., Янкова З. Л. Женщина. Труд. Семья (социологический очерк). М., Профиздат, 2008.

 

  1. О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: Конвенция ООН 1979г.// Ведомости жизни— 2008.— № 25.

 

  1. Феминология. Семьеведение. Под ред. Шинелевой Л.Т. –Изд. МГСУ «Союз» - М., 2007.

 

  1. Харчев Г.А., Голод С.И. Профессиональная работа женщин и семья. – М.: Наука, 2007.

 

  1. Шинелева Л.Т. Женщина и общество (Декларация и реальность). – М.: Политиздат, 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Таблица 1.Основные функции  современной семьи

Сфера семейной деятельности

Общественные функции

Индивидуальные функции

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство  общества

Удовлетворение потребностей в детях

Воспитательная

Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества

Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях

Хозяйственно-бытовая

Поддержание физического  здоровья членов общества, уход за детьми

Получение хозяйственно-бытовых  услуг одними членами семьи от других

Экономическая

Экономическая поддержка  несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества

Получение материальных средств одними членами семьи  от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги)

Сфера первичного социального  контроля

Моральная регламентация  поведения членов семьи в различных  сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения

Формирование и поддержание  правовых и моральных санкций  за недолжное поведение и нарушение  моральных норм взаимоотношений между членами семьи

Сфера духовного общения

Развитие личности членов семьи

Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских  основ брачного союза

Социально-статусная

Предоставление определенного  социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной культуры

Удовлетворение потребностей в социальном продвижении

Досуговая

Организация рационального  досуга. Социальный контроль в сфере  досуга

Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов

Эмоциональная

Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая  терапия

Получение индивидами психологической  защиты, эмоциональной поддержки  в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви

Сексуальная

Сексуальный контроль

Удовлетворение сексуальных  потребностей


 

 

 

 




Информация о работе Проблема совмещения домашней и общественной занятости женщины