Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 19:33, доклад
Цель работы: Рассмотреть проблему стресса у медицинских работников.
Задачи:
Проанализировать понятие стресса.
Изучить определение профессионального стресса и его причины.
Рассмотреть способы предупреждение профессионального стресса.
Введение
1. Понятие стресса
2. Профессиональный стресс у медицинских работников
2.1 Определение профессионального стресса
2.2 Причины профессионального стресса
2.3 Предупреждение профессионального стресса
Заключение
Список литературы
В настоящее время все большее внимание специалистов привлекают новые технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса. Некоторые из них направлены на адекватное информирование представителей коммуникативных профессий о ранних признаках «выгорания» и факторах риска. Чем раньше и больше узнают врачи о том, как возникает и какими признаками характеризуется этот синдром, тем больше у них возможностей его избежать или снизить выраженность.
Во многих странах специальные курсы лекций и тренинговых занятий по развитию эффективной коммуникации врач-пациент и навыкам преодоления «выгорания» включены в учебные программы последипломной подготовки. В этих моделях проводится поэтапная трансформация субъективного видения и понимания ситуации с использованием различных стратегий преодоления профессионального стресса: эмоциональной (актуализация чувств, снижение эмоциональной напряженности), когнитивной (переоценка ситуации и собственных ресурсов по ее разрешению) и поведенческой (активного целенаправленного изменения ситуации).
Наиболее эффективными являются групповые формы работы: специальные занятия в группах профессионального и личностного роста, повышения коммуникативной компетентности (Балинтовский метод). Человек может переносить значительный стресс без повышенного риска развития психического или соматического заболевания, если он получает адекватную социальную поддержку. Эта точка зрения выдающегося психолога G. Roberts находит подтверждение в практике психопрофилактики и психокоррекции синдрома «выгорания».
Работы по исследованию профессионального стресса, его предупреждения и коррекции у медицинских работников, преподавателей, психологов, менеджеров проводятся в настоящее время кафедрой медицинской психологии МАПО и Санкт-Петербургским Балинтовским обществом.
В 1998 г. на основе широко распространенного в психодиагностике принципа VAS (визуальной аналоговой шкалы) создан опросник для определения признаков профессионального стресса и эффективности его коррекции у лиц коммуникативных профессий6.
Итак, исследования показывают, что синдром «выгорания» сопутствует повседневной, рутинной профессиональной деятельности, часто требующей от врачей достаточно интенсивного, неспонтанного, не обязательно конфликтного, но по разным причинам эмоционально напряженного общения с пациентами, и поэтому он отнюдь не связан с ее экстремальными условиями. Тогда становится понятным, почему у врачей общей практики частота и интенсивность этого синдрома заметно выше, чем у хирургов или травматологов.
Среди характеристик коммуникативных профессий, существенно влияющих на развитие стресса, отмечают: ограничение возможности использования имеющегося личностного потенциала; монотонность работы; высокую степень неопределенности в оценке выполняемой работы; неудовлетворенность социальным статусом. И только после этого в качестве стрессогенных факторов рассматривают низкий уровень оплаты и неудовлетворительные условия труда, считая их важными, но не ведущими, как это часто кажется, источниками профессионального стресса у медицинских работников.
В фокусе проблемы профессионального стресса находится соответствие/несоответствие потенциальных возможностей профессионала и социальных условий его деятельности. Поэтому эта проблема рассматривается в комплексе «специалист коммуникативной профессии - его социальное окружение». Очень важен аспект эмоциональной заразительности синдрома «выгорания», что также подчеркивает его социальную природу.
Профессиональный стресс - это проблема не столько «трудных» людей, сколько «трудных» (неразрешенных) ситуаций во взаимоотношениях и в структуре межличностного взаимодействия, нечеткого обозначения социальных ролей и функций, недостаточной эмоциональной поддержки со стороны коллег и руководства.
Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. - Казань, 1987. - 376 с.
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Просвещение, 1990. - 260 с.
Винокур В.А. Профессиональный стресс у медицинских работников и его предупреждение // Медицинское обозрение. - №11. - 2004. С. 28.
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Просвещение, 1983. - 165 с.
Крылов А.А. Психология. - М.: ПРОСПЕКТ, 2002. - 584 с.
Немов В.С. Основы психологии. Т. 1. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 576 с.
Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Никифорова Г.С. - СПб.: Мир, 1991. - 355 с.
Психология эмоций: Тексты. - М.: Наука, 1984. - 334 с.
Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Наука, 1982. - 221с.
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. - Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2001. - 282 с.
1 Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Никифорова Г.С. - СПб.: Мир, 1991. С. 10.
2 Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Наука, 1982. С. 25.
3 Крылов А.А. Психология. - М.: ПРОСПЕКТ, 2002. С. 443.
4 Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Просвещение, 1983. С. 38.
5 Винокур В.А. Профессиональный стресс у медицинских работников и его предупреждение // Медицинское обозрение. - №11. - 2004. С. 28.
6 Винокур В.А. Профессиональный стресс у медицинских работников и его предупреждение // Медицинское обозрение. - №11. - 2004. С. 29.
Информация о работе Проблема стресса у медицинских работников