Проблема суицидального поведения при профессиональном отборе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 05:48, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы состоит в том, что - суицид - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек. Самоубийство, как считают исследователи, явление сугубо антропологическое.
Актуальность настоящего исследования подчеркивается также и тем, что ситуации, которые толкают человека на самоубийство, имеют чрезвычайно широкий диапазон от обыденных и банальных до глубоко трагичных. Покушению на свою жизнь также могут предшествовать события разной степени серьезности.

Содержание работы

Введение 3
1 Проблема диагностики риска суицидального поведения личности в научно-психологической литературе 6
1.1 Суицидальное поведение: понятие, структура, признаки 6
1.2 Диагностические методы выявления риска суицидального поведения 15
1.3 Роль диагностики риска суицидального поведения в процессе профотбора 24
2 Исследование проявления риска суицидального поведения при проведении профотбора 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 34
Заключение 39
Глоссарий 41
Список использованных источников 46
Приложение А 50
Приложение Б 56
Приложение В 57
Приложение Г 60
Приложение Д 61
Приложение Е 70

Файлы: 1 файл

научно - исследовательская работа.doc

— 593.50 Кб (Скачать файл)

 

       Анкета  “Прогноз-2” (В. Ю. Рыбников). 

       Она предназначена для определения  уровня нервно-психической устойчивости (НПУ) у военнослужащих и позволяет  выявить отдельные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность возникновения нервно-психических срывов. Качественный анализ ответов позволяет уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности человека в различных ситуациях.

       Методика  содержит 86 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ "да" или " нет". Результаты обследования выражаются количественным показателем (в баллах), на основании которого выносится заключение об уровне нервно-психической устойчивости и вероятности нервно-психических срывов.

       Для проведения обследования необходимо иметь  текст опросника и регистрационные  бланки. Обследование длится около 20 минут.

       Инструкция  обследуемым:

       "Вам  предлагается ответить на 86 вопросов, направленных на выявление некоторых  особенностей вашей личности. Будьте откровенны, долго не раздумывайте над содержанием вопросов, давайте естественный ответ, который первым придет вам в голову. Помните, что нет "хороших" или "плохих" ответов. Если вы отвечаете "Да", поставьте в соответствующей клетке регистрационного бланка знак "+" (плюс), если вы выбрали ответ "Нет", поставьте знак "- " (минус). Внимательно следите за тем, чтобы номер вопроса анкеты и номер клетки регистрационного бланка совпадали (Приложение Г). Не пропускайте высказываний".

       "Ключ" для обработки данных по методике "Прогноз-2"

       Наименование шкал        Содержание 

       ответов

       Порядковые  номера высказываний, соответствующих  шкале
       Шкала

       искренности

       Нет

       (-)

       1,6,10,12,15,19,21,26,33,38,44,49,52,58,61
       Шкала 

       нервно-психической  устойчивости

       Да 

       (+)

       2,3,5,7,9,11,13,14,16,18,20,22,23,25,27,28,29,31,32,33,34,36,

       37,39,40,42,43,45,47,48,51,53,

       54,56,57,59,60,62,63,65,66,67,68,69,70,71,72,

       73,74,75,76,77,78,79,80,81,82,83,84,85,86

                Нет 

       (-)

       4,8,17,24,30,35,41,46,50,55,64

       Обработка проводится с помощью "ключей", которые изготавливаются в количестве трех штук из прозрачной пластмассы (пленки). На пластмассу наносится сетка, совпадающая с сеткой регистрационного бланка. Прорези в каждом из "ключей" должны соответствовать номерам высказываний, сгруппированным в шкалы. Один "ключ" готовится для подсчета баллов по шкале искренности, два - по шкале нервно-психической устойчивости (для оценки положительных и отрицательных высказываний).

       Обработку начинают со шкалы искренности, которая  используется для оценки достоверности ответов. “Ключ” накладывается на заполненный регистрационный бланк, после чего подсчитывается количество минусов, которые видны через прорези в "ключе". Полученное число соответствует значению шкалы искренности в баллах. Если военнослужащий получил 10 и более баллов, то использовать данные анкеты не рекомендуется, а причины неискренности следует выяснить в процессе беседы, с последующим выводом об уровне нервно-психической устойчивости.

       Затем подсчитывается количество совпадений с "ключом" по шкале нервно-психической устойчивости. Количество полученных военнослужащим баллов переводят в "стэны" по таблице № 1 и оценивают по таблице № 2.

       Таблица № 1

       Стэновая  шкала оценки нервно-психической устойчивости по методике "Прогноз-2"

       Первичные 

       показатели по шкале НПУ

       43 и более        37-42        33-36        29-32        23-28        19-22        15-18        11-14        9-10        8 и менее
       Стэны        1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

 

       Таблица № 2

       Характеристика  уровней нервно-психической устойчивости

       Стэны        Уровень

       НПУ

       Заключения  и рекомендации
       1-3        Низкий        Низкий  уровень нервно-психической устойчивости. Высокая вероятность нервно-психических срывов

       Необходима  консультация психоневролога (невропатолога, психиатра)

       4-6        Средний        Нервно-психически устойчив. Однако существует вероятность  нервно-психических срывов

       в напряженных, экстремальных ситуациях

       7-10        Высокий        Высокий уровень нервно-психической устойчивости. Нервно-психические срывы маловероятны

 

       3. Личностный опросник "НПН-А"

       (нервно-психическая  неустойчивость - акцентуации).

       Опросник  разработан К. Н. Поляковым, А. Н. Глушко и предназначен для выявления нервно-психической неустойчивости и некоторых акцентуаций характера.

       Личностный  опросник применяется на этапе углубленного обследования военнослужащих на предмет выявления НПН в виде акцентуаций.

       Опросник  содержит 276 высказываний и имеет следующие шкалы:

       - достоверности,

       - нервно-психической неустойчивости,

       - истерии,

       - психастении,

       - психопатии,

       - паранойи,

       - шизофрении.

       Инструкция  обследуемым:

       Вам предлагается ответить на 276 вопросов, направленных на выявление некоторых особенностей вашей личности. Будьте откровенны, долго не раздумывайте над содержанием вопросов, давайте естественный ответ, который первым придет вам в голову. Помните, что нет "хороших" или "плохих" ответов. Если вы отвечаете "Да", поставьте в соответствующей клетке регистрационного бланка знак "+" (плюс), если вы выбрали ответ "Нет", поставьте знак "- " (минус). Внимательно следите за тем, чтобы номер вопроса анкеты и номер клетки регистрационного бланка совпадали. Не пропускайте высказываний.

       Интерпретация шкал:

       Шкала нервно-психической устойчивости.

       Низкий  уровень поведенческой регуляции, нарушение межличностных отношений, недостаточная социальная зрелость, нарушение профессиональной деятельности, нарушения дисциплинарных и моральных норм поведения, отсутствие адекватной самооценки и реального восприятия действительности, низкие адаптационные возможности.

       Высокие показатели в баллах по шкале НПУ  свидетельствуют о наличии у  обследуемого признаков нервно-психической неустойчивости, характер которой уточняется при интерпретации профиля личности (графическое изображение результатов по шкалам опросника).

       Шкала истерии.

       Для лиц с высокими показателями в  баллах характерны позерство, эгоцентризм, самовлюбленность, демонстративность  и театральность поведения, желание быть в центре внимания, стремление показаться в глазах окружающих значительной личностью, жажда признания и оригинальности, склонность к преувеличениям. Поверхностное отношение к поставленным задачам, небрежное их исполнение. Болезненная и неадекватная реакция на общественное порицание, непризнание «заслуг». Деятельность и поведение ориентированы на внешний эффект.

       Шкала психастении.

       Характерны  высокая тревожность, мнительность, нерешительность, неуверенность в  себе, особенно в условиях динамичной обстановки, дефицита времени и информации; повышенная ранимость и чувство неполноценности, бесконечное анализирование своих действий, склонность к сомнениям, пониженной самооценке и недовольству собой; требовательность в выполнении формальностей, деликатность и тактичность, робость, пониженная активность; трудность в принятии решений, избегание ответственных задач.

       Шкала психопатии.

       Повышенные  возбудимость, агрессивность, неуживчивость, эксплозивность, упрямство и настойчивость; склонность к бурным реакциям протеста и прямолинейной критике; низкий уровень самоконтроля, властность, высокое чувство соперничества, стремление любой ценой отстоять, оправдать свои поступки и убеждения; непредсказуемость эмоций и поступков.

       Шкала паранойи

       Склонность  к образованию «выдающихся идей» и «борьбе за справедливость»; глубокое теоретизирование, прямолинейность в суждениях, высокомерие и самоуверенность; умение увлечь, организовать людей на реализацию своих идей; узость и односторонность интересов, недоверие и подозрительность, упорство в отстаивании убеждений, конфликтность в случае непризнания заслуг.

       Шкала шизофрении.

       Склонность  к теоретическим построениям  и неожиданным умозаключениям, часто не совпадающим с выводами и суждениями окружающих, оригинальность и созерцательность; эмоциональная холодность, поверхностное сопереживание, непонимание товарищей, бесцеремонность и жесткость или, наоборот, повышенная ранимость и чувствительность; стремление к погружению в собственный мир, отчужденность, замкнутость, бесплодная мечтательность, нарастающие затруднения в общении.

       Следует помнить, что изолированной интерпретации  может подвергаться только шкала НПУ все же остальные шкалы - как единое целое, а не как совокупность независимых шкал. Подъем по одной из шкал говорит о наибольшем присутствии признаков этой шкалы в общей характеристике нервно-психической неустойчивости личности. 

       2.2 Анализ и интерпретация  полученных результатов 

       Анализ  результатов исследования по Многоуровневому личностному опроснику “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, представлен на рисунке 1 демонстрационного материала.

       I группу  НПУ имеют 25,80 %. Высокая НПУхарактеризуется низкой вероятностью нарушений психической деятельности, высоким уровнем поведенческой регуляции, что означает высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности. Риск суицида отсутствует. 

       

       Рисунок 1- Результаты исследования по опроснику «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В.Чермянина.

       II группу НПУ имеют 43 %. Хорошая НПУ – характеризуется низкой вероятностью нервно-психических срывов, адекватными самооценкой и оценкой окружающей действительности. Возможны единичные, кратковременные нарушения поведения в экстремальных ситуациях при значительных физических и эмоциональных нагрузках, что означает высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности. Риск суицида незначителен.

       III группу НПУ имеют 21,10 %. Удовлетворительная НПУ - характеризуется возможностью в экстремальных ситуациях умеренных нарушений психической деятельности, сопровождающихся неадекватными поведением,  самооценкой и (или) восприятием окружающей действительности, что означает низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности. Имеется риск совершения суицидальной попытки.

Информация о работе Проблема суицидального поведения при профессиональном отборе