Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 05:48, дипломная работа
Актуальность темы состоит в том, что - суицид - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек. Самоубийство, как считают исследователи, явление сугубо антропологическое.
Актуальность настоящего исследования подчеркивается также и тем, что ситуации, которые толкают человека на самоубийство, имеют чрезвычайно широкий диапазон от обыденных и банальных до глубоко трагичных. Покушению на свою жизнь также могут предшествовать события разной степени серьезности.
Введение 3
1 Проблема диагностики риска суицидального поведения личности в научно-психологической литературе 6
1.1 Суицидальное поведение: понятие, структура, признаки 6
1.2 Диагностические методы выявления риска суицидального поведения 15
1.3 Роль диагностики риска суицидального поведения в процессе профотбора 24
2 Исследование проявления риска суицидального поведения при проведении профотбора 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 34
Заключение 39
Глоссарий 41
Список использованных источников 46
Приложение А 50
Приложение Б 56
Приложение В 57
Приложение Г 60
Приложение Д 61
Приложение Е 70
Анкета “Прогноз-2” (В. Ю. Рыбников).
Она
предназначена для определения
уровня нервно-психической
Методика содержит 86 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ "да" или " нет". Результаты обследования выражаются количественным показателем (в баллах), на основании которого выносится заключение об уровне нервно-психической устойчивости и вероятности нервно-психических срывов.
Для
проведения обследования необходимо иметь
текст опросника и
Инструкция обследуемым:
"Вам
предлагается ответить на 86 вопросов,
направленных на выявление
"Ключ" для обработки данных по методике "Прогноз-2"
|
Обработка проводится с помощью "ключей", которые изготавливаются в количестве трех штук из прозрачной пластмассы (пленки). На пластмассу наносится сетка, совпадающая с сеткой регистрационного бланка. Прорези в каждом из "ключей" должны соответствовать номерам высказываний, сгруппированным в шкалы. Один "ключ" готовится для подсчета баллов по шкале искренности, два - по шкале нервно-психической устойчивости (для оценки положительных и отрицательных высказываний).
Обработку начинают со шкалы искренности, которая используется для оценки достоверности ответов. “Ключ” накладывается на заполненный регистрационный бланк, после чего подсчитывается количество минусов, которые видны через прорези в "ключе". Полученное число соответствует значению шкалы искренности в баллах. Если военнослужащий получил 10 и более баллов, то использовать данные анкеты не рекомендуется, а причины неискренности следует выяснить в процессе беседы, с последующим выводом об уровне нервно-психической устойчивости.
Затем подсчитывается количество совпадений с "ключом" по шкале нервно-психической устойчивости. Количество полученных военнослужащим баллов переводят в "стэны" по таблице № 1 и оценивают по таблице № 2.
Таблица № 1
Стэновая шкала оценки нервно-психической устойчивости по методике "Прогноз-2"
|
Таблица № 2
Характеристика
уровней нервно-психической
|
3. Личностный опросник "НПН-А"
(нервно-психическая неустойчивость - акцентуации).
Опросник разработан К. Н. Поляковым, А. Н. Глушко и предназначен для выявления нервно-психической неустойчивости и некоторых акцентуаций характера.
Личностный опросник применяется на этапе углубленного обследования военнослужащих на предмет выявления НПН в виде акцентуаций.
Опросник содержит 276 высказываний и имеет следующие шкалы:
- достоверности,
-
нервно-психической
- истерии,
- психастении,
- психопатии,
- паранойи,
- шизофрении.
Инструкция обследуемым:
Вам предлагается ответить на 276 вопросов, направленных на выявление некоторых особенностей вашей личности. Будьте откровенны, долго не раздумывайте над содержанием вопросов, давайте естественный ответ, который первым придет вам в голову. Помните, что нет "хороших" или "плохих" ответов. Если вы отвечаете "Да", поставьте в соответствующей клетке регистрационного бланка знак "+" (плюс), если вы выбрали ответ "Нет", поставьте знак "- " (минус). Внимательно следите за тем, чтобы номер вопроса анкеты и номер клетки регистрационного бланка совпадали. Не пропускайте высказываний.
Интерпретация шкал:
Шкала
нервно-психической
Низкий
уровень поведенческой
Высокие показатели в баллах по шкале НПУ свидетельствуют о наличии у обследуемого признаков нервно-психической неустойчивости, характер которой уточняется при интерпретации профиля личности (графическое изображение результатов по шкалам опросника).
Шкала истерии.
Для лиц с высокими показателями в баллах характерны позерство, эгоцентризм, самовлюбленность, демонстративность и театральность поведения, желание быть в центре внимания, стремление показаться в глазах окружающих значительной личностью, жажда признания и оригинальности, склонность к преувеличениям. Поверхностное отношение к поставленным задачам, небрежное их исполнение. Болезненная и неадекватная реакция на общественное порицание, непризнание «заслуг». Деятельность и поведение ориентированы на внешний эффект.
Шкала психастении.
Характерны высокая тревожность, мнительность, нерешительность, неуверенность в себе, особенно в условиях динамичной обстановки, дефицита времени и информации; повышенная ранимость и чувство неполноценности, бесконечное анализирование своих действий, склонность к сомнениям, пониженной самооценке и недовольству собой; требовательность в выполнении формальностей, деликатность и тактичность, робость, пониженная активность; трудность в принятии решений, избегание ответственных задач.
Шкала психопатии.
Повышенные возбудимость, агрессивность, неуживчивость, эксплозивность, упрямство и настойчивость; склонность к бурным реакциям протеста и прямолинейной критике; низкий уровень самоконтроля, властность, высокое чувство соперничества, стремление любой ценой отстоять, оправдать свои поступки и убеждения; непредсказуемость эмоций и поступков.
Шкала паранойи
Склонность к образованию «выдающихся идей» и «борьбе за справедливость»; глубокое теоретизирование, прямолинейность в суждениях, высокомерие и самоуверенность; умение увлечь, организовать людей на реализацию своих идей; узость и односторонность интересов, недоверие и подозрительность, упорство в отстаивании убеждений, конфликтность в случае непризнания заслуг.
Шкала шизофрении.
Склонность к теоретическим построениям и неожиданным умозаключениям, часто не совпадающим с выводами и суждениями окружающих, оригинальность и созерцательность; эмоциональная холодность, поверхностное сопереживание, непонимание товарищей, бесцеремонность и жесткость или, наоборот, повышенная ранимость и чувствительность; стремление к погружению в собственный мир, отчужденность, замкнутость, бесплодная мечтательность, нарастающие затруднения в общении.
Следует
помнить, что изолированной
2.2
Анализ и интерпретация
полученных результатов
Анализ результатов исследования по Многоуровневому личностному опроснику “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, представлен на рисунке 1 демонстрационного материала.
I
группу НПУ имеют 25,80 %.
Высокая НПУ – характеризуется низкой
вероятностью нарушений психической деятельности,
высоким уровнем поведенческой регуляции,
что означает высокая адекватная самооценка
и реальное восприятие действительности.
Риск суицида отсутствует.
Рисунок 1- Результаты исследования по опроснику «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В.Чермянина.
II группу НПУ имеют 43 %. Хорошая НПУ – характеризуется низкой вероятностью нервно-психических срывов, адекватными самооценкой и оценкой окружающей действительности. Возможны единичные, кратковременные нарушения поведения в экстремальных ситуациях при значительных физических и эмоциональных нагрузках, что означает высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности. Риск суицида незначителен.
III группу НПУ имеют 21,10 %. Удовлетворительная НПУ - характеризуется возможностью в экстремальных ситуациях умеренных нарушений психической деятельности, сопровождающихся неадекватными поведением, самооценкой и (или) восприятием окружающей действительности, что означает низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности. Имеется риск совершения суицидальной попытки.
Информация о работе Проблема суицидального поведения при профессиональном отборе