Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:09, реферат
Подростничество – это целая эпоха в жизни человека, период колоссальных изменений в физиологии, психологии, в социальном статусе, в формах поведения. Подростковый возраст начинается с завершением детства и кончается у границ юности.
В психологической литературе подростковый возраст определяется как кризисный, трудный, переходный. Его кризисность и трудность – в резком взрослении, в скачке из детства в иную возрастную фазу, в новое знание. Подросток сталкивается с неведомыми ему ранее противоречиями во взаимоотношениях между людьми, в которых он теряется, он обнаруживает в себе чувства и побуждения, перед которыми беззащитен.
Введение………………………………………………………………………….…3
Понятие подросткового периода………………………………………...............4
Представление о границах подросткового возраста………………….…….....6
8 этапов психосоциального развития по Э. Эриксону……………..…...…………………………………………………………7
Конфликты подросткового возраста……………………………………….……9
Положительные факторы подросткового возраста.........................................12
Школьное детство и начало отрочества……………………………………..…12
Роль общения подростков со сверстниками…………………….………………14
Ценностные ориентации подростков……………………………………..……..19
Заключение…………………………………………………………………….…..22
Список литературы………………………………....………………………..........23
Департамент образования города Москвы
ГБОУ СПО ПК №1 им.К.Д.Ушинского
Реферат по психологии
По теме: «Проблемы и противоречия личностного развития в подростковом периоде»
Преподаватель:
Бабанская Людмила Михайловна
Выполнил:
Студент группы №34П
Кузнецов Антон
Москва 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Понятие подросткового
периода………………………………………........
Представление о границах
подросткового возраста………………….
8 этапов психосоциального
развития по Э. Эриксону……………..…...……………………………
Конфликты подросткового возраста……………………………………….……9
Положительные факторы
подросткового возраста........
Школьное детство и начало отрочества……………………………………..…12
Роль общения подростков со сверстниками…………………….………………14
Ценностные ориентации
подростков……………………………………..……..
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………....…………
Введение
Подростничество – это целая эпоха в жизни человека, период колоссальных изменений в физиологии, психологии, в социальном статусе, в формах поведения. Подростковый возраст начинается с завершением детства и кончается у границ юности.
В психологической литературе подростковый возраст определяется как кризисный, трудный, переходный. Его кризисность и трудность – в резком взрослении, в скачке из детства в иную возрастную фазу, в новое знание. Подросток сталкивается с неведомыми ему ранее противоречиями во взаимоотношениях между людьми, в которых он теряется, он обнаруживает в себе чувства и побуждения, перед которыми беззащитен.
Подросток хрупок и силен, уязвим и опасен, он равно доступен и добру и злу. Он легко и доверчиво привязывается, но может внезапно оборвать самые, казалось бы, прочные связи. Он нуждается в любви, но берет гораздо больше, чем дает.
Многие трудности и
проблемы подростка объясняются
главным противоречием его
Понятие подросткового периода.
Одним из основных, критических периодов в жизни любого человека является подростковый период. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важная психологическая особенность – зарождающееся чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически еще не достиг, намного превышает его возможности. Именно поэтому у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него.
При оценке наблюдаемого поведения подростков в школе, на уроке, в кругу сверстников, педагоги нередко пользуются житейскими представлениями, которые не всегда правильно отражают истинные причины тех или иных поступков. Поэтому, чтобы понять внутреннюю логику поведения подростка и соответственно ей выстраивать межличностное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе необходимо хорошо знать возрастные особенности и задачи личности подростка, которые обуславливают как его учебную деятельность, так и его межличностное взаимодействие в процессе этой деятельности. Чем же отличается подросток от других возрастных категорий детей?
Прежде всего, с чем мы сталкиваемся при изучении исследований в области психологии подростков – это с обилием исследований как отечественных, так и зарубежных, посвященных особенностям подросткового периода онтогенетического развития, многие из которых носят так называемый описательный характер. К этим исследованиям можно отнести изучение особенностей подросткового поведения, взаимоотношений подростков с социальной средой, исследования интеллекта подростков, личностных особенностей и т.д. Такие исследования обогатили психологию подростка достаточно противоречивыми научными фактами.
Симптоматическое исследование подростков привело к утверждению, что изучение подростков – это изучение контрастов, перемен, экспериментирования и роста.
Считается, что подростки отличаются по характеру и поведению от взрослых тем, что, они с одной стороны чрезвычайно сконцентрированы на самих себя, а с другой стороны – способны проявлять впечатляющие проявления альтруизма. Их внимание так же легко переключается с предмета на предмет, однако они могут сидеть часами, сосредоточившись на том, что им действительно интересно. Они кажутся бесчувственными и невнимательными к другим, но когда вы меньше всего ожидаете этого, они могут продемонстрировать свою любовь и готовность помочь. Многие ученые указывают, что подобные колебания позволяют подростку, так или иначе, выбрать свой путь в жизни, приблизившись к миру взрослых, что является самой важной задачей на данном возрастном этапе.
Чтобы разобраться в сущности научной фактологии при изучении такой психологической реальности, как личность подростка необходимо, прежде всего, обозначить само понятие «подростковый возраст».
Следует заметить, что
лишь в определении данного понятия
с точки зрения последовательности
возникновения в
Представление о границах подросткового возраста
Следует обозначить еще
одну проблему, связанную с определением
понятия «подростковый возраст»
– это представление о
Решение этой проблемы, как
и проблемы возрастной периодизации
развития каждый раз зависит от теоретических
позиций конкретного
8 этапов психосоциального развития по Э. Эриксону
Э. Эриксон выделил восемь этапов психосоциального развития. Цель развития для человека заключается в том, чтобы, переходя с одного жизненного этапа на другой, обрести позитивную самоидентичность. Достижение решения возрастной задачи происходит через разрешение внутриличностного конфликта. Если нормативный внутриличностный конфликт разрешен положительно, то личность продвигается на пути к достижению личной идентичности, достигая на этом этапе развития относительной целостности. Таким образом, личная идентичность формируется в процессе эволюции Я, которое постепенно принимает окончательную форму путем последовательного и многократного синтеза, длящегося на протяжении всего детства. Итак, решение задачи каждого этапа происходит через разрешение внутриличностных конфликтов и имеет два исхода: положительный, если конфликт разрешен успешно и личность приобретает новое положительное качество, продвигающее ее к зрелой идентичности; и отрицательный, если конфликт не разрешен или разрешен неудовлетворительно, то личность терпит ущерб, поскольку приобретает отрицательное качество. Ниже в таблице приведены восемь стадий психосоциального развития личности по Э. Эриксону, в которой приведены как негативные исходы, так и позитивные решения задачи каждого периода развития.
Периодизация психосоциального развития Э. Эриксона
Негативный исход |
Возраст, (Приблизительные хронологические рамки) |
Позитивный исход |
Чувство недоверия к миру. |
Младенчество (рождение – 1 год) |
Достижение доверия к миру, чувство собственной защищенности. |
Чувство стыда, сомнения. |
Раннее детство (1–3 лет) |
Достижение чувства автономности и личной ценности. Способность к волевой активности. |
Чувство вины |
Игровой возраст (3–6 лет) |
Достижения чувства инициативы. Способность к целенаправленному поведению (произвольность). |
Чувство неполноценности |
Школьный возраст (6 – 12 лет) |
Достижения чувства компетентности, способности, трудолюбия |
Диффузная (смешенная) идентичность |
Юность (12–19 лет) |
Достижение идентичности. способность к ролевому постоянству (верности). |
Чувство изоляции и одиночества |
Молодость (19 – 25 лет) |
Достижение интимных отношений с другими людьми, способность к любви. |
Стагнация (застой) |
Взрослость (25 – 64 лет) |
Достижение творческой деятельности и чувства продуктивности, способности проявлять заботу. |
Чувство отчаяния и разочарованности |
Зрелый возраст (64 – до смерти) |
Достижение чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга. Мудрость. |
Подростковый возраст или юность (для Э. Эриксона эти два понятия идентичны) является периодом «нормативного кризиса», в котором происходит усиление внутренних конфликтов или одного конфликта, состоящего из семи частей. В этот период у подростка формируется чувство идентичности. Для этого он должен сам оценить свои сильные и слабые стороны, собрать все имеющиеся к этому времени знания о самом себе (какой он ученик, ребенок, друг и т.д.), интегрировать эти многочисленные образы самого себя и научиться использовать их для получения ясного представления о себе, и о том, каким он хочет стать в будущем. Если по каким-то причинам процесс формирования идентичности затруднен, то возникает опасность возникновения ролевой и идентификационной диффузности.
Конфликты подросткового возраста
Остановимся более подробно на семи конфликтах подросткового возраста:
1. Формирование временной перспективы.
В подростковом возрасте формируется чувство времени и непрерывности жизни. Это новообразование позволяет взрослому человеку соотносить категории настоящего, прошлого и будущего и получать некоторое представление о количестве времени, необходимом для осуществления своих жизненных планов. Подросток учиться оценивать и распределять свое время. Чувство времени развивается постепенно и в норме формируется к пятнадцати годам. Отрицательный результат – расплывчатое чувство времени. Такое состояние личности приводит к нарушениям в планировании деятельности у взрослого человека.
2. Уверенность в себе.
В подростковом возрасте ребенок начинает верить в свои силы и убеждается, что способен достичь поставленных целей самостоятельно. В основном уверенность в себе и свои способности достигается в значимой для подростка системе отношений. Это отношение к своему физическому-Я и система межличностных отношений со значимыми взрослыми и сверстниками в социуме. Если в системе значимых отношений у подростка все нормально, то он оценивает себя как успешного, начинает верить в свою способность справиться с задачами стоящими перед ним как в настоящем, так и в будущем. Если по каким-то причинам подросток оценивает себя социально неуспешным, то у него формируется чувство застенчивости или неуверенности в себе.
3. Ролевое экспериментирование.
Подростки как бы «примеряют»
на различные социальные роли. Они
пробуют сразу множество
Информация о работе Проблемы и противоречия личностного развития в подростковом периоде