Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:36, реферат
Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали в связи с этим : "...действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений...". Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.
Введение
Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали в связи с этим : "...действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений...". Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.
Актуальность данной проблемы объясняется тем, что в современных социальных условиях, когда на смену привычным формам жизни приходят новые рыночные отношения, интерес к проблемам общения ещё больше обострился. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, формирование и развитие личности. Общение сопровождает все эти процессы, способствует их осуществлению. Общение многогранно прежде всего потому, что оно реализуется на разных уровнях: общаться могут страны и народы, партии коллективы и отдельные личности, соответственно этому и взаимодействие между сторонами в этом процессе будет различно по своей социальной значимости. Кроме того, общение может проявляться по-разному: быть непосредственным или опосредованным, различаться по видам и, наконец, в процессе него люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом, трудовыми навыками. Общение выступает как способ интеграции людей и способ их развития. Именно отсюда и вытекают проблемы общения как способа взаимодействия и самопознания. В ряду разных научных дисциплин, способных решить эти задачи первостепенное место отводится социальной психологии.
1. Понятие процесса общения
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Общение бывает двух видов: вербальное общение – использование речи, т.е. значение и смысл слов, и невербальное общение – использование мимики, пантомимики, жестикуляции, визуального контакта, проксемики, пара- и экстралингвистика.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:
1) Коммуникативная сторона общения - обмен информацией между людьми.
2) Интерактивная сторона – организация взаимодействия между людьми. Например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника.
3) Перцептивная сторона
общения – процесс восприятия
друг друга партнерами по
Границы между этими сторонами условны и могут сливаться и дополнять друг друга.
К средствам общения относятся:
1) Язык – система слов,
выражений и правил их
2) Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
3) Мимика, поза, взгляд собеседника
могут усиливать, дополнять
4) Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.
5) Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
В процедуре общения принято выделять этапы:
1) Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2) Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3) Ориентировка в личности собеседника.
4) Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5) Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
6) Установление контакта.
7) Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
8) Обмен мнениями, идеями, фактами.
9) Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящим не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным.
1.1 Коммуникативная сторона общения
В коммуникативном процессе принято выделять вербальную и невербальную коммуникацию.
Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа - лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации. Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации.
Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:
1) Кто? (передает сообщение) – коммуникатор.
2) Что? (передается) – сообщение (текст).
3) Как? (осуществляется передача) – канал.
4) Кому? (направлено сообщение) – аудитория.
5) С каким эффектом? – эффективность.
Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения) , отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).
Невербальная коммуникация включает в себя:
1) Визуальные виды общения
– жесты (кинесика), мимика, позы
(пантомимика), кожные реакции (покраснение,
побледнение, потоотделение), пространственно-временная
организация общения (
2) Акустическая система
- включающая в себя такие
3) Тактильная система (такесика) - прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи).
4) Ольфакторная система
- приятные и неприятные запахи
окружающей среды,
При этом межличностная коммуникация имеет свою принципиальную специфику по сравнению с информационным процессом:
1) Оба партнера коммуникативного
акта выступают в роли
2) Подобный коммуникативный
акт не сводится к простому
процессу передачи или обмена
информацией, что, с одной
3) Коммуникативная активность
может быть реализована лишь
с помощью специфических
Следует отметить, что в
условиях человеческой коммуникации могут
возникать коммуникативные
1.2 Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона общения предполагает выработку общих для участников планов и программ как тактического, так и стратегического взаимодействия. Решающим фактором здесь является сама форма интеракции, приводящая в содержательном плане или к ровному течению "нейтрального" взаимодействия, к конфликту или к эмоционально насыщенному соучаствованию в условиях совместной деятельности. Существует два вида взаимодействия: кооперация и конкуренция. В последнее время из кооперации стали выделять "помогающее поведение", характеризующее стремление оказать помощь другому человеку.
Кооперация - основной вид взаимодействия, при котором происходит объединение, суммирование усилий участников. В целом для нее характерно взаимопонимание людей. А для взаимопонимания необходимо, чтобы основные характеристики мировоззрения участников взаимодействия имели точки соприкосновения. Устойчивая кооперация существенно затруднена, если в группе есть индивидуалисты и коллективисты или непримиримые атеисты и фанатично верующие и т.д.
Конкуренция - соперничество, соревнование между участниками интерактивной группы, которое может при определенных условиях привести к атмосфере недоверия, подозрительности, отчуждения и даже социальному конфликту.
Конкурентные отношения
возникают и внутри любой кооперации.
В любом коллективе, организации
что-то новое, передовое отстаивает
право на существование в борьбе
со старым, консервативным. Поэтому
различные конфликты и
Структуру социального конфликта как наиболее яркую форму выражения конкуренции разные авторы описывают по-разному, но основные элементы его практически принимаются всеми. Это конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект конфликта, "инцидент", развитие и разрешение конфликта. Все эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта, но важно подчеркнуть, что конфликт не всегда только деструктивен.
Следует отметить, что Г.М. Андреева выделяет три наиболее типичных стиля поведения и действия при общении: ритуальный, манипулятивной и гуманистический. При этом каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую, то успех не может быть гарантирован. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Его цель - не изменить другого в общении, а просто подтвердить свое присутствие в данной культуре, в данной ситуации, заявить о своей компетентности в ней: например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Манипулятивный стиля взаимодействия состоит в намерении управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою позицию. Гуманистический стиль проявляется тогда, когда цель взаимодействия - не изменение другого, а изменение представлений обоих партнеров относительно объекта взаимодействия. Относительно же друг друга целью выступает взаимная поддержка. Гуманистический стиль предполагает соответствующее осознание, и даже переживание ситуации взаимодействия.
1.3. Перцептивная сторона общения
Перцептивная сторона общения (от латинского «perceptio» -восприятие) – процесс, возникающий при человеческом взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания человека человеком.
Процесс перцепции зависит от эмоций, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.
Перцептивная сторона
общения предполагает понимание
и адекватное восприятие, видение
образа партнера, что достигается
через механизмы "идентификации
- конфронтации", каузальной атрибуции
и рефлексии, то есть понимания того,
каким видят партнеры по общению
самого субъекта. От меры точности "расшифровки"
и понимания внешнего рисунка
поведения другого человека зависит
успех организации с ним