Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 01:11, контрольная работа
Актуальность темы контрольной работы заключается в том, что память – это одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительное время хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма, неоднократно выводить эту информацию в область сознания и поведения. Память человека и животных включает четыре характеристики — запоминание (усвоение) информации, ее сохранение, извлечение и воспроизведение. Запоминаются не только раздражители, исходящие из внешней или внутренней среды организма, но и вызванные ими ощущения и восприятия. Благодаря свойствам памяти, человек организует во времени и пространстве функции, которые позволяют приобретать, сохранять и использовать индивидуальный опыт, который влияет на последующее восприятие.
Введение
Глава 1 Современное состояние проблемы памяти и ее исследования
1.1 Классификация памяти. Специфические виды памяти
1.2 Стадии фиксации памяти
1.3 Формирование и развитие памяти
Глава 2 Экспериментальное изучение различных видов образной памяти - зрительной и слуховой
2.1 Цель, задачи, методики исследования
Заключение
Список использованной литературы
1. ориентация в материале, связана с отношением личности к материалу
2. группировка
материала по определенным
3. Установление
внутригрупповых отношений
4. установка
межгрупповых связей –
Эффективность запоминания иногда снижает интерференция – смешение одной информации с другой.
Шадриков В.Д. предложил следующий состав мнемического действия: группировка, выделение опорных пунктов, план, классификация, структурирование (установление взаимного расположения частей, составляющих целое), схематизация, аналогия, мнемотехнические приемы, перекодирование (вербализация представление информации), достраивание материала, серийная организация материала, ассоциация, повторение.
Формирование приемов смысловой, логической обработки запоминаемого материала рассматривается как основной путь эффективности работы памяти, ее развития и воспитания.
Глава 2 Экспериментальные исследования сравнительные характеристики различных видов образной памяти – зрительной и слуховой
2.1 Цель, задачи, методики исследования
Целью данного исследования является изучение сравнительной характеристики зрительной и слуховой памяти у взрослых.
Поставлены задачи данного исследования:
В качестве испытуемых были задействованы две возрастные группы людей: первая группа в возрасте 21-44 года, вторая группа 44-54 года по десять человек. 19 человек женского пола, 1 мужеского пола, образование средне-специальное; в том числе, четверо - студенты-заочники. Некоторое снижение зрения в виде близорукости имелось у одного человека в каждой группе. Таким образом, группы отличаются только по возрасту, исключается влияние по полу, образованию и профессии.
На первом этапе исследования использовались методики, направленные на изучение зрительной памяти, на втором этапе методики, направленные на изучение слуховой кратковременной и долговременной памяти; на третьем этапе исследования оценивалась сравнительная характеристика зрительной и слуховой памяти в разных возрастных группах.
Методика изучения и оценки особенностей зрительной памяти состоит из двух экспериментов: изучение произвольной зрительной памяти на образы и на числа.
Методика «Память на образы» предназначена для изучения образной памяти. Сущность методики состоит в том, что испытуемым демонстрируется таблица с шестнадцатью образами, в течение 20 секунд, образы необходимо запомнить и в течение минуты воспроизвести на бланке.
Методика «Память на числа» предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности: испытуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с 12 двухзначными числами, которые необходимо запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.
На втором этапе исследования применялись методики, направленные на оценку слуховой памяти – кратковременной и долговременной.
Методика «Слуховая память» предназначена для оценки объема произвольной кратковременной слуховой памяти. Испытуемым предлагалось запомнить 10 слов в одном предъявлении (на слух) после трех тренировочных серий, и записать те слова, которые удалось запомнить в четвертой серии.
Методика «Долговременная память»(11.с 20). Предназначена для определения объема кратковременной и долговременной памяти; состоит из двух серий экспериментов. В первой серии определялся объем кратковременной памяти, путем определения числа запомнившихся слов после каждого из пяти зачитываний 20 тестовых слов, затем через 30 мин необходимо воспроизвести запомнившиеся слова – это показатель долговременной памяти. Во второй серии эксперимента осуществляется запоминание и воспроизведение текста со смысловой связью, сохраняя последовательность 10 главных мыслей. Средняя продуктивность запоминания определяется по результатам двух тестов.
Исследования проводились по группам, применяемые методики удобны для группового тестирования, так как процедура не занимает много времени. Между экспериментами делались небольшие перерывы 5-6 минут. После проведения исследования устанавливались соотношения средних показателей зрительной и слуховой памяти в каждой возрастной группе.
Заключение
Память обеспечивает целостность человеческой личности, сохранение и передачу исторического, культурного, индивидуального опыта и генетической информации. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения приобретения знаний, формирования умений и навыков, формировалась, и совершенствовалось в процессе общественно-трудовой деятельности, она - сложный исторический продукт, связанный с историческим бытием и исторической деятельностью человека. Без памяти не возможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. В настоящее время в науке нет единой и законченной теории памяти. Представители классической психологии стремились установить сущностные механизмы памяти, естественные и универсальные по своей природе. Некоторые их разработки до сих пор имеют место в психологической практике. История развития теорий памяти связана с историей развития психологии. Память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии, но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделала ее узловой проблемой науки.
В первой главе рассмотрено состояние проблемы памяти, ее исследования отечественными и зарубежными учеными,
Во второй главе представлены исследования сравнительной характеристики зрительной и слуховой памяти у взрослых молодого и среднего возраста.
Основные результаты теоретического и экспериментального исследования заключаются в следующем:
Таким образом, мы решили задачи, поставленные перед нами, и тем самым достигли цели данной курсовой работы, проведя исследование по сравнительной характеристике зрительной и слуховой памяти у взрослых.
Список литературы
3. Николаева, Е.И. Психофизиология. Уч. Для ВУЗов. М.:«ПЕР СЭ» 2008. – 622 с.
4. Шульговский, В.В. Основы нейрофизиологии. М.: Аспект-Пресс, 2000.
5. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебник для вузов.— 3-е изд., испр. и доп. — СПб : Питер, 2008.— 317 с 277 с.
6. Нормальная физиология. Краткий курс: учеб. пособие // В.В. Зинчук, О.А. Балбатун, Ю.М. Емельянчик; под ред. В.В. Зинчука. – Минск: Выш. шк., 2010. – 431 с.