Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 11:57, реферат
Педагогическая психология - область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ обучения и воспитания. Подобно психологии труда, инженерной, военной или клинической психологии, эту область иногда относят к прикладным отраслям психологии, целью которых является решение практических проблем. Вместе с тем она является полем как фундаментальных, так и прикладных исследований и использует педагогические учреждения в качестве психологической лаборатории.
Введение………………………………………………………………………………...3
Предмет педагогической психологии…………………………………………………4
Основные проблемы педагогической психологии…………………………………...6
Основные категории педагогической психологии…………………………………...8
Общая характеристика методов педагогической психологии……………………..14
Заключение.....................................................................................................................16
Список литературы……………………
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет» в г. Таре
(филиал ОмГПУ в г. Таре)
Кафедра «Психологии и педагогики»
Реферат
«Проблемы педагогической психологии»
Выполнила: студентка
ист.-фил. факультета
Профиль «Русский язык и литература»
21 группы
Степанова Е.Е.
Проверил: зав.каф, к.пс.н.Пузеп Л.Г.
Тара, 2013 г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Предмет педагогической психологии…………………………………………………4
Основные проблемы педагогической психологии…………………………………...6
Основные категории
Общая характеристика методов педагогической психологии……………………..14
Заключение....................
Список литературы……………………………………………………
Введение
Педагогическая психология
- область психологии, занимающаяся
разработкой психологических
Педагогическую психологию преподают на педагогических факультетах университетов. Предметом изучения выступают различные проявления поведения, связанные с процессами обучения и воспитания: психологические особенности ребенка на разных возрастных этапах; соотношение психического развития и обучения, особенно в отношении школьных предметов и занятий; проблема психического здоровья, включая и трудности социальной адаптации; взаимодействие учеников в классе, школьных командах и группах; различия между детьми в способностях и школьной успеваемости, а также проблема измерения этих различий.
Психологи, специализирующиеся по педагогической психологии, преподают этот предмет в университетах и институтах, являются научными сотрудниками исследовательских институтов и лабораторий, но в большинстве своем они – школьные психологи. Первоначально школьные психологи в основном занимались тестовыми испытаниями, прежде всего связанными с тестом Стэнфорда – Бине, результатом которого является известный показатель IQ, а впоследствии и с другими тестами. Однако постепенно их обязанности значительно расширились и стали включать в себя консультирование учащихся, преподавателей, школьной администрации и родителей.
Предмет педагогической психологии
«Человеку, если он должен стать человеком, необходимо получить образование» (Ян Коменский).
Педагогическая психология
изучает условия и
В современной педагогической
практике уже невозможно грамотно,
эффективно и на уровне современных
культурных требований строить свою
деятельность без интенсивного внедрения
научных психологических
Над этой педагогической деятельностью и надстраиваются психологические знания как обслуживающие ее.
Педагогическая психология
изучает механизмы, закономерности
овладения знаниями, умениями, навыками,
исследует индивидуальные различия
в этих процессах, закономерности формирования
творческого активного
В структуре педагогической психологии можно выделить направления: психологию образовательной деятельности (как единство учебной и педагогической деятельности); психологию учебной деятельности и ее субъекта (ученика, студента); психологию педагогической деятельности и ее субъекта (учителя, преподавателя); психологию учебно-педагогического сотрудничества и общения.
Таким образом, предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса (И. А. Зимняя).
В педагогической психологии
имеется ряд проблем, теоретическое
и практическое значение которых
оправдывает выделение и
Одной из важнейших в развитии детей является проблема сензитивных периодов в жизни ребенка. Суть проблемы состоит в том, что:
Вторая проблема касается связи, существующей между сознательно организуемым педагогическим воздействием на ребенка и его психологическим развитием. Ведет ли обучение и воспитание за собой развитие ребенка или нет? Всякое ли обучение является развивающим (развивает)? Как связаны между собой биологическое созревание организма, обучение и развитие ребенка? Это лишь некоторые вопросы, входящие в состав данной проблемы.
Третья проблема касается
общего и возрастного сочетания
обучения и воспитания. Известно, что
каждый возраст ребенка открывает
свои возможности для
Следующей является проблема
системного характера развития ребенка
и комплексности педагогических
воздействий. Суть ее заключается в
том, чтобы представить развитие
ребенка как прогрессивное
Пятой проблемой является проблема связи созревания и обучения, задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности развития психологических характеристик и поведения ребенка. В обобщенной форме она представляется в виде вопроса о том, как генотип и среда раздельно и совместно воздействуют на психологическое и поведенческое развитие ребенка.
Шестой является проблема психологической готовности детей к сознательному воспитанию и обучению. Решая ее, нужно определить, что означает психологическая готовность к обучению и воспитанию, в каком смысле слова следует эту готовность понимать:
Важна и проблема педагогической запущенности ребенка (под которой подразумевается его не способность к усвоению педагогических воздействий и ускоренному развитию, вызванную устранимыми причинами, в частности тем, что на более ранних этапах своего развития ребенка плохо обучали и воспитывали).
Восьмой проблемой является
обеспечение индивидуализации обучения.
Под ней понимается необходимость
научно обоснованного разделения детей
по группам в соответствии с имеющимися
у них способностями и
Последняя из нашего списка - это проблема социальной адаптации и реабилитации. Здесь речь идет о приспособлении детей, которые оказались социально изолированными и неготовыми к нормальной жизни среди людей, к обучению и взаимодействию с ними на личностном и деловом уровнях.
Основные категории педагогической психологии
К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.
Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспитание» — одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.). Таким образом, воспитание — это целенаправленное формирование личности на основе формирования 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявления отношения и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.).
Будучи сложным социальным явлением, воспитание является объектом изучения ряда наук. Философия исследует онтологические и гносеологические основы воспитания, формулирует наиболее общие представления о высших целях и ценностях воспитания, в соответствии с которыми определяются его конкретные средства.
Социология изучает проблему социализации личности, выявляет социальные проблемы ее развития.
Этнография рассматривает закономерности воспитания у народов мира на разных стадиях исторического развития, существующий у разных народов «канон» воспитания и его специфические особенности.
Психология выявляет индивидуальные, возрастные особенности и закономерности развития и поведения людей, что служит важнейшей предпосылкой для определения способов и средств воспитания.
Педагогика же исследует
сущность воспитания, его закономерности,
тенденции и перспективы
Воспитание — конкретно-
Развитие каждого человека человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.
Развитие — это объективный
процесс внутреннего