Проблемы педагогической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 09:18, реферат

Описание работы

Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя).
В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
Предмет педагогической психологии…………………………………………………4
Основные проблемы педагогической психологии…………………………………...6
Основные категории педагогической психологии…………………………………...8
Общая характеристика методов педагогической психологии……………………..14
Заключение.....................................................................................................................16
Список литературы……………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

реферат. проблемы пед.психологии.docx

— 39.28 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования 

Кафедра «Психологии и педагогики»

 

 

 

Реферат

«Проблемы педагогической психологии»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

 ист.-фил. факультета

Проверил: .

 

Тара, 2013 г.

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………...3

Предмет педагогической психологии…………………………………………………4

Основные проблемы педагогической психологии…………………………………...6

Основные категории педагогической психологии…………………………………...8

Общая характеристика методов  педагогической психологии……………………..14

Заключение.....................................................................................................................16

 

Список литературы……………………………………………………………………18

 

 

Введение

 

Педагогическая психология - область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ  обучения и воспитания. Подобно психологии труда, инженерной, военной или клинической  психологии, эту область иногда относят  к прикладным отраслям психологии, целью которых является решение  практических проблем. Вместе с тем  она является полем как фундаментальных, так и прикладных исследований и  использует педагогические учреждения в качестве психологической лаборатории.

Педагогическую психологию преподают на педагогических факультетах  университетов. Предметом изучения выступают различные проявления поведения, связанные с процессами обучения и воспитания: психологические  особенности ребенка на разных возрастных этапах; соотношение психического развития и обучения, особенно в отношении  школьных предметов и занятий; проблема психического здоровья, включая и  трудности социальной адаптации; взаимодействие учеников в классе, школьных командах и группах; различия между детьми в способностях и школьной успеваемости, а также проблема измерения этих различий.

Психологи, специализирующиеся по педагогической психологии, преподают  этот предмет в университетах  и институтах, являются научными сотрудниками исследовательских институтов и  лабораторий, но в большинстве своем  они – школьные психологи. Первоначально  школьные психологи в основном занимались тестовыми испытаниями, прежде всего  связанными с тестом Стэнфорда –  Бине, результатом которого является известный показатель IQ, а впоследствии и с другими тестами. Однако постепенно их обязанности значительно расширились и стали включать в себя консультирование учащихся, преподавателей, школьной администрации и родителей.

 

Предмет педагогической психологии

«Человеку, если он должен стать  человеком, необходимо получить образование» (Ян Коменский).

Педагогическая психология изучает условия и закономерности формирования психических новообразований  под воздействием образования и  обучения. Педагогическая психология заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений (Б. Г. Ананьев). Например, одной из педагогических проблем является осознание того, что учебный материал усваивается не так и не настолько, как хотелось бы. В связи с этой проблемой складывается предмет педагогической психологии, исследующей закономерности усвоения, учения. На основе сложившихся научных представлений формируются техника, практика учебно-педагогической деятельности, обоснованные со стороны психологии закономерностей процессов усвоения. Вторая педагогическая проблема возникает, когда осознается различие обучения и развития в системе обучения. Можно часто встретить ситуацию, когда человек учится, но очень слабо развивается. Предмет исследования в этом случае — закономерности развития интеллекта, личности, способностей, вообще человека. Данное направление педагогической психологии разрабатывает практику не обучения, а организации развития.

В современной педагогической практике уже невозможно грамотно, эффективно и на уровне современных  культурных требований строить свою деятельность без интенсивного внедрения  научных психологических знаний. Например, поскольку педагогическая деятельность состоит в общении  ученика и учителя, в установлении между ними контакта, то есть запрос на исследование, построение научных  знаний о способах общения между  людьми и эффективном использовании  их в построении  педагогических процессов. Профессия педагога, вероятно, наиболее чувствительна к психологии, поскольку деятельность педагога непосредственно  направлена на человека, на его развитие. Педагог в своей деятельности встречает живую» психологию, сопротивление индивида педагогическим воздействиям, значение индивидуальных особенностей человека и т. п. Поэтому хороший, заинтересованный в эффективности своей работы педагог поневоле обязан быть психологом, и он в своей деятельности получает психологический опыт. Важно то, что этот опыт является именно обслуживающим основную практическую задачу, является опытом  педагога, имеющего определенные педагогические принципы  и способы педагогической деятельности.

Над этой педагогической деятельностью  и надстраиваются психологические  знания как обслуживающие ее.

Педагогическая психология изучает механизмы, закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования творческого активного мышления, определяет условия, при которых  достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает  вопросы взаимоотношений между  педагогом и учащимися, взаимоотношения  между учащимися (В. А. Крутецкий).

В структуре педагогической психологии можно выделить направления: психологию образовательной деятельности (как единство учебной и педагогической деятельности); психологию учебной деятельности и ее субъекта (ученика, студента); психологию педагогической деятельности и ее субъекта (учителя, преподавателя); психологию учебно-педагогического сотрудничества и общения.

Таким образом, предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса (И. А. Зимняя).

 

Основные  проблемы педагогической психологии

В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое  и практическое значение которых  оправдывает выделение и существование  этой области знаний.

Одной из важнейших в развитии детей является проблема сензитивных периодов в жизни ребенка. Суть проблемы состоит в том, что:

  • во-первых, не известны все сензитивные периоды развития интеллекта и личности ребенка, их начало, деятельность и конец;
  • во-вторых, в жизни каждого ребенка они индивидуально своеобразны наступают в разное время и протекают по-разному. Трудности возникают и с определением психологических качеств ребенка, которые могут формироваться и развиваться в данном сензитивном периоде.

Вторая проблема касается связи, существующей между сознательно  организуемым педагогическим воздействием на ребенка и его психологическим  развитием. Ведет ли обучение и воспитание за собой развитие ребенка или  нет? Всякое ли обучение является развивающим (развивает)? Как связаны между собой биологическое созревание организма, обучение и развитие ребенка? Это лишь некоторые вопросы, входящие в состав данной проблемы.

Третья проблема касается общего и возрастного сочетания  обучения и воспитания. Известно, что  каждый возраст ребенка открывает  свои возможности для интеллектуального  и личностного роста. Одинаковы  ли они для всех детей, как оптимально использовать эти возможности? Как  соединить в педагогическом процессе воспитательные и обучающие воздействия, чтобы они стимулировали развитие?

Следующей является проблема системного характера развития ребенка  и комплексности педагогических воздействий. Суть ее заключается в  том, чтобы представить развитие ребенка как прогрессивное преобразование множества его когнитивных и  личностных свойств, каждое из которых  можно развивать отдельно, но развитие каждого сказывается на становлении множества других свойств и в свою очередь зависит от них.

Пятой проблемой является проблема  связи созревания и обучения, задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности развития психологических характеристик и поведения ребенка. В обобщенной форме она представляется в виде вопроса о том, как генотип и среда раздельно и совместно воздействуют на психологическое и поведенческое развитие ребенка.

Шестой является проблема психологической готовности детей  к сознательному воспитанию и  обучению. Решая ее, нужно определить, что означает психологическая готовность к обучению и воспитанию, в каком  смысле слова следует эту готовность понимать:

  • в смысле наличия у ребенка задатков или развития способностей к воспитанию и обучению;
  • в смысле личного уровня развития;
  • в смысле достижения определенной ступени интеллектуальной и личностной зрелости.

Важна и проблема педагогической запущенности ребенка (под которой  подразумевается его не способность  к усвоению педагогических воздействий  и ускоренному развитию, вызванную  устранимыми причинами, в частности  тем, что на более ранних этапах своего развития ребенка плохо обучали  и воспитывали).

Восьмой проблемой является обеспечение индивидуализации обучения. Под ней понимается необходимость  научно обоснованного разделения детей  по группам в соответствии с имеющимися у них способностями и задатками, а так же применения к каждому  ребенку методов обучения и воспитания, которые лучше всего подходят к его индивидуальным особенностям.

Последняя из нашего списка - это проблема социальной адаптации  и реабилитации. Здесь речь идет о приспособлении детей, которые оказались социально изолированными и неготовыми к нормальной жизни среди людей, к обучению и взаимодействию с ними на личностном и деловом уровнях.

Основные категории педагогической психологии

К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и  типичные свойства. В любой науке  категории выполняют ведущую  роль, они пронизывают все научное  знание и как бы связывают его  в целостную систему.

Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического  опыта с целью подготовки его  к общественной жизни и производительному  труду. Категория «воспитание» — одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.). Таким образом, воспитание — это целенаправленное формирование личности на основе формирования 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявления отношения и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.).

Будучи сложным социальным явлением, воспитание является объектом изучения ряда наук. Философия исследует  онтологические и гносеологические основы воспитания, формулирует наиболее общие представления о высших целях и ценностях воспитания, в соответствии с которыми определяются его конкретные средства.

Социология изучает проблему социализации личности, выявляет социальные проблемы ее развития.

Этнография рассматривает  закономерности воспитания у народов  мира на разных стадиях исторического  развития, существующий у разных народов  «канон» воспитания и его специфические  особенности.

Психология выявляет индивидуальные, возрастные особенности и закономерности развития и поведения людей, что  служит важнейшей предпосылкой для  определения способов и средств  воспитания.

Педагогика же исследует  сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Воспитание — конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем  общества и государства. педагогическая психология

Развитие каждого человека человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный  и предшествующих поколений.

Развитие — это объективный  процесс внутреннего последовательного  количественного и качественного  изменения физических и духовных сил человека.

Информация о работе Проблемы педагогической психологии