Проблемы педагогической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:26, реферат

Описание работы

Психология педагогическая – область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ обучения и воспитания. Подобно психологии труда, инженерной, военной или клинической психологии, эту область иногда относят к прикладным отраслям психологии, целью которых является решение практических проблем. Вместе с тем она является полем как фундаментальных, так и прикладных исследований и использует педагогические учреждения в качестве психологической лаборатории.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………………………2
2. Предмет и структура педагогической психологии………………………………...3
3. Проблемы педагогической психологии…………………………………………….6
4.Основные задачи педагогической психологии……………………………………...8
5.Заключение…………………………………………………………………………….9
6.Список использованной литературы………………………………………………..

Файлы: 1 файл

проблемы пед псих.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Проблема соотношения обучения и воспитания. Другая проблема, которая  теснейшим образом связана с  предыдущей, - это проблема соотношения обучения и воспитания. Процессы обучения и воспитания в единстве своем представляют педагогический процесс, цель которого - образование, развитие и формирование личности. По сути своей, и тот и другой протекают при взаимодействии учителя и ученика, воспитателя и воспитанника, взрослого и ребенка, находящихся в определенных условиях жизни, в определенной среде.

В круг рассматриваемой проблемы входит ряд вопросов:

Как эти процессы взаимообуславливают  и взаимопроникают друг в друга?

Как влияют различные виды деятельности на обучение и воспитание?

Каковы психологические механизмы  усвоения знаний, формирования умений, навыков и усвоения социальных норм, норм поведения?

В чем заключаются различия педагогического  влияния в обучении и воспитании?

Как протекает непосредственно  сам процесс обучения и процесс  воспитания? Эти и многие другие вопросы составляют суть рассматриваемой  проблемы.

Проблема учета сенситивных периодов развития в обучении. Одной из важнейших в изучении развития детей является проблема нахождения и максимально возможного использования для развития каждого ребенка сенситивного периода в его жизни. Под сенситивными периодами в психологии понимаются периоды онтогенетического развития, когда развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Так, например, в возрасте около пяти лет дети особенно чувствительны к развитию феноменального слуха, а по прошествии этого периода эта чувствительность несколько падает. Сенситивные периоды - периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики: процессов и свойств. Чрезмерно раннее начало обучения чему-либо может неблагоприятно сказаться на психическом развитии, точно так же как и очень позднее начало обучения может оказаться малоэффективным.

Трудность рассматриваемой проблемы состоит в том, что не известны все сенситивные периоды развития интеллекта и личности ребенка, их начало, длительность и завершение. Подходя к изучению детей индивидуально, необходимо научиться прогнозировать наступление различных сенcитивных периодов развития каждого ребенка.

Проблема одаренности детей. Проблема одаренности в отечественной  психологии более пристально стала  изучаться только в последнее  десятилетие. Под общей одаренностью понимается развитие общих способностей, определяющих диапазон деятельности, в котором человек может достичь больших успехов. Одаренные дети - "это дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность".

В связи с этим возникает ряд  вопросов, связанных с выявлением и обучением одаренных детей:

Что характерно для возрастной последовательности проявления одаренности?

По каким критериям и признакам  можно судить об одаренности учащихся?

Как устанавливать и изучать  одаренность детей в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения учащимися той или иной содержательной деятельности?

Как содействовать развитию одаренности  учащихся в учебном процессе?

Как сочетать развитие специальных  способностей с широкой общеобразовательной  подготовкой и всесторонним развитием  личности учащегося?

Проблема готовности детей к  обучению в школе. Готовность детей к обучению в школе - это "совокупность морфологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению".

В педагогической и психологической литературе наряду с термином "готовность к школьному обучению" употребляется термин "школьная зрелость". Эти термины почти синонимичны, хотя второй в большей мере отражает психофизиологический аспект органического созревания.

Проблема готовности детей к школьному обучению раскрывается через поиск ответов на ряд вопросов:

Как влияют условия жизнедеятельности  ребенка, усвоение им социального опыта  в ходе общения со сверстниками и  взрослыми на формирование школьной готовности?

Какой системой требований, предъявляемых к ребенку школой, определяется психологическая готовность к школьному обучению?

Что понимается под психологической  готовностью к школьному обучению?

По каким критериям и показателям  можно судить о психологической  готовности к школьному обучению?

Как построить коррекционно-развивающие  программы для достижения готовности к школьному обучению?

Решение перечисленных и других психолого-педагогических проблем  требует от учителя или воспитателя  высокой профессиональной квалификации, немалую часть которой составляют психологические знания, умения и навыки.

 

 

 

 

Основные задачи педагогической психологии.

Общая задача педагогической психологии состоит в выявлении, изучении и  описании психологических особенностей и закономерностей интеллектуального  и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Соответственно задачами педагогической психологии являются:

  • раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
  • определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;
  • определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);
  • определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
  • изучение психологических основ деятельности педагога;
  • определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;
  • определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование на их основе операционального состава деятельности в процессе решения разнообразных задач;
  • разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Итак, педагогическая психология - это  наука о фактах, механизмах и закономерностях  освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. В целом можно сказать, что педагогическая психология изучает психологические вопросы управления педагогическим процессом, исследует процессы обучения, формирования познавательных процессов и т.п.

В педагогической психологии имеется  ряд проблем. Среди самых главных  можно выделить следующие: соотношение  обучения и развития, соотношение обучения и воспитания, учет сенситивных периодов развития в обучении; работа с одаренными детьми, проблема готовности детей к школьному обучению и др.

Следовательно, общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Этим обусловлена и структура этой отрасли психологии: психология обучения, психология воспитания, психология учителя.

 

Литература:

 

1.Ананьев Б.Г. Педагогические  приложения современной психологии // Советская педагогика. 1954. № 8.

2.Возрастная и педагогическая  психология: Хрестоматия: Учеб. пособие  для студ. сред. пед. учеб. заведений  / Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. М., 1999.

3.Возрастная и педагогическая  психология: Тексты / Сост. и коммент.  О. Шуаре Марта. М., 1992.

4.Волович М.Б. Не мучить, а  учить: О пользе педагогической  психологии. М., 1992.

5.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

6.Зимняя И.А. Педагогическая  психология: Учеб. пособие. Ростов  н / Д, 1997.

7.Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая  психология. М.; Воронеж, 1999.

8.Курс общей, возрастной и  педагогической психологии / Под  ред. М.В. Гамезо. М., 1982. Вып. 3.

9.Рубинштейн С.Л. Основы общей  психологии. СПб. 1999.

10.Талызина Н.Ф. Педагогическая  психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998.

11.Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной  и педагогической психологии: Избр. психол. тр. М., 1995.

12.Якунин В.Я. Педагогическая  психология: Учеб. пособие. М., 1998.

 




Информация о работе Проблемы педагогической психологии