Проблемы профессиональной компетентности учителя-логопеда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 14:09, статья

Описание работы

Компетентный учитель – логопед – это специалист, имеющий основательные знания по проблеме диагностики речевых нарушений, комплексной коррекционной помощи детям с различными нарушениями речи в условиях ДОУ, организации взаимодействия специалистов и родителей в деле коррекции или компенсации нарушений у детей. Однако, по мнению профессора Колумбийского университета М. Грина, педагогу недостаточно иметь лишь теоретическую подготовку. Учитель - логопед вовлечен в процесс обучения детей как личность, «… все, что происходит в коллективе детей, несет на себе отпечаток его присутствия, его настроения и внешнего поведения, ожиданий и объяснений, его реакций по отношению к детям».

Файлы: 1 файл

О.Г.Шевекова Проблемы профессиональной компетентности.doc

— 31.00 Кб (Скачать файл)

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

О.Г.Шевекова

МДОУ «ЦРР «Алёнушка» детский  сад № 7

п. Первомайский

В настоящее время, когда  меняются цели и задачи специальной  психологии и коррекционной педагогики, основной проблемой специалистов становится не просто обеспечение социально-биологической сохранности ребенка с трудностями в речевом, а часто и психическом развитии, а его интеграция и адаптация в социуме.    Учитель-логопед становится важным участником процесса психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с 
проблемами в развитии, но при этом сохраняется ряд противоречий между педагогическими требованиями к профессиональной компетентности учителя-логопеда и отсутствием специальной подготовки компетентного специалиста в условиях с всё более увеличивающимся информационным потоком и неспособностью логопеда эффективно его перерабатывать, творчески применять в коррекционно-педагогической деятельности; социальным заказом общества на высококвалифицированных учителей-логопедов, обладающих высоким уровнем развития личностно - профессиональной компетентности и отсутствием специальных 
систем ее развития на этапе собственно профессиональной деятельности.

Компетентный учитель  – логопед – это специалист, имеющий основательные знания по проблеме диагностики речевых нарушений, комплексной коррекционной помощи детям с различными нарушениями речи в условиях ДОУ, организации взаимодействия специалистов и родителей в деле коррекции или компенсации нарушений у детей. Однако, по мнению профессора Колумбийского университета М. Грина, педагогу недостаточно иметь лишь теоретическую подготовку. Учитель - логопед вовлечен в процесс обучения детей как личность, «… все, что происходит в коллективе детей, несет на себе отпечаток его присутствия, его настроения и внешнего поведения, ожиданий и объяснений, его реакций по отношению к детям». Поэтому так важно определить те личностные и профессиональные качества, которые необходимы для успешного взаимодействия с детьми – логопатами. Можно выделить следующие черты учителя – профессионала: • знание своего предмета, энтузиазм, выдумка; • высокий уровень культуры мышления, умение грамотно, логически и критично мыслить; • последовательность в требованиях, справедливость, уважительность к детям; • умение понять точку зрения другого человека, а затем действовать на основе того знания; • осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, умение осознанно оценить себя, субъективно воспринимать внешние факторы. Наличие этих профессиональных качеств способствует эффективной социализации детей в ДОУ.

Основным профессиональным испытанием учителя - логопеда является эффективность коррекционного воздействия. Сегодня все чаще встречаются дети, имеющие сложную структуру дефекта. Порой бывает очень сложно установить первичность  нарушения. Не каждый логопед в этом случае может оказать эффективную помощь, а иногда ребенка специалисты дефектологического профиля просто "футболят" от одного к другому, ссылаясь на то, что они этими проблемами не занимаются. В связи с этим особо хочется подчеркнуть важность того, что невозможно быть хорошим специалистом узкого профиля дефектологии, например, только учителем – логопедом или только олигофренопедагогом без владения в достаточной степени знаниями смежных профессий в дефектологии. К сожалению, именно такая тенденция отмечается в последнее десятилетие в программах подготовки специалистов дефектологов.

Как представитель профессии типа «человек-человек» учитель - логопед должен развивать в себе такие профессионально значимые умения и качества личности, как рефлексивность, интерес к другому человеку, стремление к общению, коммуникабельность, доброжелательность, бесконфликтность, хорошую саморегуляцию, эмоциональную устойчивость при длительных контактах с людьми, адаптивность, способность оказывать эмоциональное воздействие, эмпатичность, отзывчивость, выдержку, собранность, пунктуальность.

В то же время профессия  дефектолога в большей степени, чем близкие ей профессии, подвержена разнообразным деструкциям. Профессиональное становление – это не только прогрессивное развитие, не только приобретения, но и потери. Профессиональная деятельность уже на стадии ее освоения, а в дальнейшем при ее выполнении приводит к искажению личностного профиля специалиста - дефектолога, так как выполнение конкретных видов труда не требует многообразных качеств и способностей личности, многие ресурсные возможности остаются невостребованными. Результатом этого является образование профессиональных деформаций (Р.М. Грановская, Э.Ф. Зеер, Л.Н. Корнеева, А.К. Маркова).

Проблемы профессиональной компетентности учителей – логопедов должны решаться через повышение профессионального мастерства, организацию пространства для обмена опытом и развития рефлексии. Ведущая роль в этом принадлежит методическим объединениям, курсам повышения квалификации. Немаловажное значение имеет систематическое самообразование.

Список литературы:

1. Грибанова Г.В. Руководство по организации

деятельности  ПМПК. Дефектология. 2001. N6.

2.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя-логопеда /Р.И. Лалаева. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2004.

3.Лысенко Е.М. Профилактика профессиональных деформаций у дефектологов: психолого – педагогический аспект.// Проблемы социальной психологии личности. СГУ (Саратов),2008.

4.Петелина Н.Г. Психологические условия повышения профессиональной компетентности учителя – логопеда в системе повышения квалификации: Дис. канд. псих. наук. Курск, 2007.


Информация о работе Проблемы профессиональной компетентности учителя-логопеда