Проблемы психологии управления коллективом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 03:23, курсовая работа

Описание работы

Источниками нравственно-психологических болезней трудового коллектива, негативного поведения являются мысли и чувства работников. Единственный путь изменения поведения - это познание руководителем внутреннего мира человека и овладение перестройки его в позитивном настроении. Поэтому важное значение имеет высокая психологическая компетентность руководящих кадров.

Содержание работы

Общение. 2
Понятие и функции общения. 3
Виды межличностного общения. 4
Характеристика стратегии межличностного взаимодействия. 5
Лидер. 7
Формальные группы. 7
Неформальные группы. 8
Конфликт. 10
Понятие конфликта. 10
Виды конфликта. 11
Структура и динамика конфликта. 12
Причины конфликта. 14
Функции конфликта. 15
Стиль руководства коллективом. 16
Методы изучения взаимоотношений в группе. 18
Социометрия. 18
Cоциограмма. 19
Литература 21

Файлы: 1 файл

PCIXO1.DOC

— 232.50 Кб (Скачать файл)

Во взаимоотношениях с подчиненными либерал корректен  и вежлив. Положительно реагирует на критику, не требователен к подчиненным и не любит контролировать их работу.

В стремлении приобрести и укрепить авторитет он способен предоставлять подчиненным различного рода льготы, выплачивать незаслуженные  премии, посылать в интересные командировки без видимой необходимости.

Таким образом либерал  старается поддерживать свой авторитет. Может за нерадивого подчиненного сам  выполнить работу, не любит увольнять  плохих работников.

Независимо от используемого  стиля руководства, мотивация сотрудников - один из важнейших факторов повышения производительности труда, улучшения качества продукции.

 

V. Методы  изучения взаимоотношений в группе

Социометрия

Открытие неформальных групп позволило сформировать в  дальнейшем целую теорию «человеческих отношений», в развитие которой внес свою лепту другой американский специалист Джон Морено. Морено увековечил себя, разработав методы измерения межличностных отношений. Предварительно обследуемая группа подготавливается, т.е. каждому индивидууму разъясняют порядок заполнения социометрической карточки. Термин «Социометрия» означает изменение межличностных взаимоотношений в группе. Карточка, выдаваемая каждому члену группы представляет из себя социоматрицу (таблица 2).

Такая социоматрица позволяет  выяснить отношение членов группы друг к другу, установить сплоченность группы, выявить лидера, установить социометрический статус и эмоциональную экспансивность. Для этого используются различные математические формулы.

 

Таблица 2. Пример социоматрицы для группы, численностью N членов

Кто выбирает

Кого члены выбирают

Сделанные выборы

Всего

п/п

Фамилия испытуемого - члены

1

2

3

4

5

...

(+)

(-)

 

А-ов

 

+

+

-

-

...

2

2

4

В-ин

+

 

+

-

-

...

2

2

4

Г-ев

+

+

     

...

2

0

2

П-ов

+

     

-

...

1

1

2

С-ов

+

-

-

+

 

...

2

2

4

...

.

.

.

.

.

...

...

...

...

...

...

         

...

...

...

...

...

.

.

.

.

.

...

...

...

...

 

Полученные  (+)

4

2

2

1

0

...

9

   
 

выборы  (-)

0

1

1

2

3

...

 

7

 
 

Всего

4

3

3

3

3

...

   

16


Примечание: + положительный отбор;

- отрицательный отбор.

 

Социограмма

Представляет интерес  другой метод - социограмма, позволяющая  графически на листе бумаги осуществить  анализ взаимоотношений в группе с помощью специальных знаков. Рис. 3.

 

 


 

 

Рис. 3. Символика социограммы

Допустим в отделе, состоящим из пяти человек, при помощи социограммы проводятся исследования межличностных отношений. В этом случае каждому работнику отдела выдается карточка с обозначениями всех работников этого подразделения. Рис. 4.


 

 

 

Рис. 4. Карточка для проведения исследования в группе. Крестиком обозначен начальник.

Получившим карточки задаются вопросы, например: «С кем  бы хотели сегодня провести вечер  в ресторане?". Свои ответы обследуемые  делают графически, используя известную  уже символику. Затем полученные карточки с ответами накладываются друг на друга и получается общая картина. Рис. 5.


 

 

 

Рис. 5. Результат получившийся при наложении карточек с ответами на вопрос "С кем бы вы хотели провести вечер в ресторане?"

На другой вопрос: “С кем бы вы хотели в дальнейшем продолжать совместную работу?” получим, например, такой ответ. Рис. 6.


 

 

 

Рис. 6. Результат получившийся при наложении карточек с ответами на вопрос “С кем бы вы хотели в дальнейшем продолжить совместную работу?"

Таким образом, в результате, на первый взгляд, невинных вопросов уже можно сделать предварительные выводы о начальнике этого отдела. Если этой группе будет задаваться 20-30 вопросов подобного характера - можно уяснить психологическую картину в группе.

 


л и т е р а т  у р а

 

  1.  Мескон М., Алберт М., Хедоури Ф.,“Основы менеджмента”, М., 1994 г.
  2. Старобинский Э.Е., “Как управлять коллективом”, М., 1995 г.
  3. Робинсон Д., “Добейся от людей наилучшего”, М., 1994 г.
  4. Галькович Р.С., Набоков В.И., “Менеджмент и менеджер”, Пермь.
  5. “Социальная психология”, М., 1994 г.

Матвеева Е.И  


Информация о работе Проблемы психологии управления коллективом