Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 15:19, контрольная работа
Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в соц.психологии. Понятие социальной перцепции впервые использовал Дж. Брунер (1947 г.). Социальная перцепция – восприятие так называемых социальных объектов (отдельных людей, социальных групп и больших социальных общностей). К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении отосят процесс соц. Стереотипизации, суть которого заключаетв в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Под социал. Стреотипом обычно понимается устойчивое представление о каких-л явлениях или людях, свойственное представителям той или иной соц. Группы.
1.Историч. этапы развития психологии Крупный сдвиг произошел только в 30-х гг. XXв.,когда американск. Социолог Элтон Мейо обосновал доктрину «человеч.отношений.Согласно этой теории, именно человеческий, психологический фактор играет решающую роль в производстве. С тех пор экономисты, управленцы стали пользоваться такими понятиями как: чувство, настроение, взаимоотношения. Э.Мейо экспериментально доказал, что господствовавшая долгое время в западных странах теория Фредерика Тейлора, ориентировавшая бизнесменов на материальную выгоду как на ед. двигатель производства, заводит в конце концов в тупик. Другое направление – разработка и осуществление на произв. Целой системы мероприятий по повышению уровня взаимоотношений между руководителями и подчиненными. Это направление особенно активно применяемое на американском предприятии, руковод. Автомобильной компании «Крейслер» «Карьера менеджера». Еще одно направление-в практике хозяйствования стало уделяться много внимания даже таким «мелочам», как форма общения между рук. И подчиненным. Так рекомендовались слова «буржуазия», «раб.класс»заменить более нейтр., «администр-ия», «наемные раб» и.тп. Расширение практики использования психологических факторов в произ-ве повлекло за собой два важнейших последствия в разв. Духовоной сферы общественной жизни: быстрыми темпами стала разв. Система психологич. Наук, в том числе социальная психология и такие прикладные дисциплины,. Как психология труда, управления и др. Успези развития психологической теории и практики привели к усилению внимания к этой проблематике и в сис. Образования. Психологоич. Дисциплины стали активно изучаться в университетах и шоклах бизнеса западный стран, особенно в США. С переходом к рыноч.экономике западный опыт псих-ой подготовки руководит. Производства стал все шире примениться в России.
2. Структура личности сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек, как общественное существо приобретает новые 9 личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств. В структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
3.Подструктур.
личности:Темперамент, Существует четыре типа темперамента. Холерик. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Сангвиник. Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Он обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны. Флегматик. Он не тратит понапрасну сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен Меланхолик. Человек, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Он часто грустен, подавлен, неуверен в себе. От темперамента зависят такие свойства, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Характер - это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самой себе. Характер формируется, как правило, постепенно в процессе познания и практической деятельности. Способности - это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности. В науке четко разделяют понятия «задатки» и «способности». Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основе развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают. Имеется такая структуризация способностей, как выделение общих и специальных. Общие способности - это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность. Память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность. Специальные - это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические.
4.Соц. обусловленная структура личности Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентации и интересов, конечным результатом которых является их преобразование в цель личности. Потребности выступают (применительно к личности) как исходные побудители ее деятельности, отражая объективные условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) и социальных (потребность в различных формах деятельности, общения). Вместе с тем резкой грани между ними нет, поскольку потребность в одежде, жилье, и даже еде приобретают социальную "оболочку". Особенно это характерно для периода кризисного развития общества Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий. По сути дела, именно интересы в значительной мере обуславливают мотивы поведения личности. Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она составляет основу уровня тех задач, к решению которых человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением. Самооценка может быть адекватной и неадекватной . В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности.
5.Понятие общения и взаимосвязь Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга (Андреева). Данное определение общения позволяет рассмотреть структуру и выделить функции общения. Общение является слагаемым 3-х основных компонентов (структура общения): 1. Обмен информации – 2. Взаимодействие и 3. Восприятие и понимание людьми друг другом – перцептивная сторона общения. Анализ структуры общения 1. Информационно-коммуникативная функция. 2. Регуляционно-коммуникативная 3. Аффективно-коммуникативная Эти три функции соответствуют трем основным структурным элементам общения. Перечень этих функций можно расширить. 4. Общение является основанием,
необходимым условием Так как в процессе общения удовлетворяются все основные социальные потребности человека: ● в социальных связях с другими людьми (принадлежность к какой-либо группе); ● потребность в привязанностях; ● в значимости или самоутверждении; ● в социальных ориентирах и объекте подражания; ● в самосознании, в самооценке. Значение общения в жизни личности наиболее ярко проявляется в 3-х критических ситуациях: 1. Отсутствие общения (“Маугли”) ==> деградация личности и резкие необратимые задержки психологического развития. 2. Дефицит общения
(особенно интеллектуального 3. дисгармоничное общение
(частые конфликты, ссоры, |
6.Типичтные ошибки в восприятии. Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в соц.психологии. Понятие социальной перцепции впервые использовал Дж. Брунер (1947 г.). Социальная перцепция – восприятие так называемых социальных объектов (отдельных людей, социальных групп и больших социальных общностей). К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении отосят процесс соц. Стереотипизации, суть которого заключаетв в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Под социал. Стреотипом обычно понимается устойчивое представление о каких-л явлениях или людях, свойственное представителям той или иной соц. Группы. Также, при неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили назв. Факторы превосходства. - действие фактора
привлекательности при
7. Психологич. Механизмы межлич. Общения Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностом обдщении явл. Идентификация, эмпатия и рефлексия. Наиболее простой способо понимания другого чел. Обеспечивается идентификацией-уподоблением себя ему. При идентификации чел. Как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях. Методика Д.Карнеги (1888-1955), изложенная им в книге «Как оказывать влияние на людей», осована на механизме идентификации. Очень блика к идентификации эмпатия, т.е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого чел. Ситуация другого чел. Не столько продумывается, сколько прочувствуется. Основополож. Гуманистиочоеской психологии К.Роджерс определяло эмпатическое понимание как «умение войти внутрь лично мира значений друг. Чел. И увидеть правильно ли мое понимание». Эмпатическое понимание возможно в отношении немногих, посколько составляет тяжелую нагрузку для психики. С точки зрения характеристики общения как идентификация, так и эмпатия требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, другой, т.е. партнер по общению, понимать меня. В соц. Психологии под рефлексией, понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общении. Это уже просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, м.е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.
8.Основные
характеристики общения как Дел общ-это прежде всего коммуникации, т.е. обмен информац., значимой для участников общения. Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает выяснение след.вопросов: - каковы средства коммуникации
и как правильно ими - как преодолеть
9-10. Невербальные ср-ва общения Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Итак, рассмотрим невербальные средства общения. Чтобы четко понять их многообразную структуру, приведем их классификацию: 1. Движения экспрессивно- 2. Тактильные движения
(рукопожатие, похлопывание по
спине или плечу, прикосновения 3. Взгляд визуально-контактный
(направление взгляда, его 4. Пространственные движения (ориентация, дистанция, размещение за столом).
В этой статье подробно остановимся на первых двух группах средств невербального общения и постараемся охарактеризовать их смысл. Следует помнить, что интерпретировать отдельно взятый жест без совокупности других сигналов тела, значит, ввести себя в заблуждение. Поэтому, прежде чем сделать конкретные
11. Кинесика кинесические средства — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные средства движения, проявляющиеся в позе, жесте, мимике, походке, взгляде. Поза может свидетельствовать либо о закрытости, либо об открытости к общению. При закрытой позе человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве. При открытой же позе стоящий человек руки раскрывает ладонями вверх, сидящий раскидывает руки, ноги вытягивает. Открытые позы воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Психологи установили, что все люди независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, основную информативную нагрузку все-таки несут брови и рот. Легче всего определяются эмоции радости, удивления, презрения, гнева, сложнее — эмоции страдания и страха. |
Информация о работе Проблемы психологии в истории философской и психологической мысли