Проблемы влияния профессиональной деятельности на личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 10:45, контрольная работа

Описание работы

Любая деятельность, в том числе и профессиональная, накладывает свой отпечаток на человека. Работа может способствовать личностному развитию, но может иметь и отрицательные для личности последствия. Вероятно, нельзя найти профессиональной деятельности, которая вообще не имела бы таких отрицательных последствий. Проблема в балансе - соотношении позитивных и негативных изменений личности работника.

Файлы: 1 файл

psikhologia_truda.docx

— 41.26 Кб (Скачать файл)

Введение

Любая деятельность, в том числе и профессиональная, накладывает свой отпечаток на человека. Работа может способствовать личностному развитию, но может иметь и отрицательные для личности последствия. Вероятно, нельзя найти профессиональной деятельности, которая вообще не имела бы таких отрицательных последствий. Проблема в балансе - соотношении позитивных и негативных изменений личности работника. Те профессии, или та конкретная работа, где баланс не в пользу положительных изменений, и вызывают так называемые профессиональные деструкции. Профессиональные деструкции проявляются в снижении эффективности труда, в ухудшении взаимоотношений с окружающими, в ухудшении здоровья и главное - в формировании отрицательных личностных качеств и даже - в распаде целостной личности работника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы влияния профессиональной деятельности на личность

Известно, что труд положительно влияет на психику человека. Применительно же к разным видам профессиональной деятельности принято считать, что существует большая группа профессий, выполнение которых приводит к профессиональным заболеваниям разной степени тяжести. Наряду с этим существуют виды труда, которые не отнесены к вредным, но условия и характер профессиональной деятельности оказывают травмирующее воздействие на психику (например, монотонный труд, большая ответственность, актуальная возможность аварии, психическая напряженность труда и др.).

Исследователи отмечают также, что многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности. Можно констатировать, что на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деструкции.

Профессиональная деструкция — постепенно накопившееся негативное изменение способа деятельности и личности. Деструкции порождаются многолетним выполнением одной и той же работы и вызывают профессионально нежелательные качества. Их появление и развитие порождает психологическое напряжение и кризисы.

А.К.Маркова на основе обобщения исследований нарушений профессионального развития личности выделила следующие тенденции профессиональных деструкции:

- отставание, замедление профессионального  развития сравнительно с возрастными  и социальными нормами;

- дезинтеграцию профессионального  развития, распад профессионального сознания и как следствие - нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;

- низкую профессиональную мобильность, неумение приспособиться к новым  условиям труда и дезадаптацию;

- рассогласованность отдельных звеньев  профессионального развития, когда  одна сфера как бы забегает  вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному  росту есть, но мешает отсутствие  целостного профессионального сознания);

- ослабление ранее имевшихся профессиональных  данных, профессиональных способностей, профессионального мышления;

- искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших  негативных качеств, отклонений  от социальных и индивидуальных  норм профессионального развития, меняющих профиль личности;

- появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной  позиции);

- прекращение профессионального  развития из-за профессиональных  заболеваний или потери трудоспособности .

Таким образом, профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.

Анализируя причины, препятствующие профессиональному развитию человека, А.К.Маркова указывает на возрастные изменения, связанные со старением, профессиональные деформации, профессиональную усталость, монотонию, длительную психическую напряженность, обусловленную сложными условиями труда, а также кризисы профессионального развития. В психологии труда основательно исследованы проблемы профессионального старения, обеспечения надежности труда, повышения работоспособности, а также виды профессиональной деятельности, связанные с неблагоприятными и экстремальными условиями труда. В меньшей степени исследованы профессиональные деформации личности, несмотря на то, что С.Г.Геллерштейн еще в 1930-е гг. писал: «Надо постоянно помнить, что сущность профессиональной работы заключается не только в выполнении работником ряда активных и реактивных действий, но и в приспособлении организма к тем специфическим особенностям профессии, на фоне которых эти действия совершаются. Происходит непрерывное взаимодействие внешних условий и организма работника. При этом очень часто наблюдается деформация не только тела, но и психики работника». Далее С.Г.Геллерштейн уточняет, что деформацию следует понимать как изменение, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер (искривление позвоночника и близорукость у конторских служащих, угодливость приказчиков, льстивость кельнера и др.).

Отдельные аспекты этой проблемы освещены в работах С.П.Безносова, Р.М.Грановской, Л.Н.Корнеевой. Исследователи отмечают, что деформации развиваются под влиянием условий труда и возраста. Деформации искажают конфигурацию личностного профиля персонала и негативно сказываются на продуктивности труда. В наибольшей степени профессиональным деформациям подвержены профессии типа «человек--человек». Это вызвано, по мнению С.П.Безносова, тем, что общение с другим человеком обязательно включает и его обратное воздействие на субъект данного труда. Профессиональные деформации по-разному выражаются у представителей различных профессий.

А.В.Филиппов, анализируя психологические механизмы реализации нововведений, выделяет несколько типов психологических барьеров: организационно-психологические, социально - психологические, когнитивно-психологические и психомоторные. Возникновение этих барьеров обусловлено стереотипизацией организационных процессов, межличностных отношений, квалификацией, режимом труда. Развитие производства, модернизация техники, новые технологии обусловливают необходимость перестройки, изменения устоявшейся профессионально обусловленной структуры специалиста. Психологические барьеры порождают конфликтные ситуации, вызывают психическую напряженность, неудовлетворенность трудом, руководителями. Все эти негативные явления приводят к развитию профессионально нежелательных качеств: консерватизма, догматизма, индифферентности и др.

А.М.Новиков подчеркивает необходимость смены места работы, должности и квалификации работников. Если человек всю жизнь работает на одном и том же рабочем месте, то это приводит, по мнению исследователя, к деградации личности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологические детерминанты профессиональных деструкций

Основные группы факторов, детерминирующих профессиональные деструкции:

а) объективные, связанные с социально-профессиональной средой (социально-экономическая ситуация, имидж и характер профессии, профессионально-пространственная среда);

б) субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;

в) объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

Более конкретные психологические детерминанты профессиональных деструкций:

- неосознаваемые и осознаваемые  неудачные мотивы выбора (либо  несоответствующие реальности, либо  имеющие негативную направленность);

- пусковым механизмом  часто становятся деструкции  ожидания на стадии вхождения  в самостоятельную профессиональную  жизнь (первые же неудачи побуждают  искать "кардинальные" методы  работы;

- образование стереотипов  профессионального поведения; с  одной стороны, стереотипы придают  работе стабильность, помогают в  формировании индивидуального стиля  труда, но, с другой стороны, они  мешают адекватно действовать  в нестандартных ситуациях, которых  достаточно в любой работе;

 - разные формы психологических защит, позволяющих человеку снижать степень неопределенности, снижать психическую напряженность - это: рационализации, отрицание, проекция, идентификация, отчуждение…;

- эмоциональная напряженность, часто повторяющиеся отрицательные  эмоциональные состояния (синдром "эмоционального  сгорания");

- на стадии профессионализации (особенно - для социономических профессий) по мере становления индивидуального стиля деятельности снижается уровень профессиональной активности и возникают условия для стагнации профессионального развития;

- снижение уровня интеллекта  с ростом стажа работы, что  часто вызвано особенностями  нормативной деятельности, когда  многие интеллектуальные способности  остаются невостребованными (невостребованные  способности быстро угасают);

- индивидуальный "предел" развития работника, который во  многом зависит от изначального  уровня образования, от психологической  насыщенности труда; причинами образования  предела может быть неудовлетворенность  профессией;

- акцентуации характера (профессиональные акцентуации - это  чрезмерное усиление некоторых  черт характера, а также отдельных  профессионально обусловленных  свойств и качеств личности);

- старение работника.

 

Виды старения:

а) социально-психологическое старение (ослабление интеллектуальных процессов, перестройка мотивации, рост потребности в одобрении);

б) нравственно-этическое старение (навязчивое морализирование, скептическое отношение к молодежи и всему новому, преувеличение заслуг своего поколения);

в) профессиональное старение (невосприимчивость к нововведениям, сложности адаптации к изменяющимся условиям, снижение темпа выполнения профессиональных функций).

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровни профессиональных деформаций

Исследователи С.П.Безносов, Р.М.Грановская, Л.Н.Корнеева, А.К.Маркова отмечают, что в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей социономических профессий, постоянно взаимодействующих с людьми: врачей, педагогов, работников сферы обслуживания и правоохранительных органов, госслужащих, руководителей, предпринимателей и др.

У представителей этих профессий профессиональные деформации могут проявляться на четырех уровнях:

1. Общепрофессиональные деформации, типичные для работников этой профессии. Эти инвариантные особенности личности и поведения профессионалов прослеживаются у большей части работников со стажем, хотя уровень выраженности данной группы деформаций различен. Так, для врачей характерен синдром «сострадательной усталости», выражающийся в эмоциональной индифферентности к страданиям больных. У работников правоохранительных органов развивается синдром «асоциальной перцепции», при котором каждый гражданин воспринимается как потенциальный нарушитель; у руководителей - синдром «вседозволенности», выражающийся в нарушении профессиональных и этических норм, в стремлении манипулировать профессиональной жизнью подчиненных. Ансамбль общепрофессиональных деформаций делает работников одной профессии узнаваемыми, похожими.

2. Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации по профессии. Любая профессия объединяет несколько специальностей. Каждая специальность имеет свой состав деформаций. Так, у следователя появляется правовая подозрительность, у оперативного работника - актуальная агрессивность, у адвоката - профессиональная изворотливость, у прокурора - обвинительность. Врачи разных специальностей тоже обрастают своими деформациями. Терапевты ставят угрожающие диагнозы, хирурги циничны, медсестры черствы и равнодушны.

3. Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности -- темперамента, способностей, характера - на психологическую структуру деятельности.

В результате складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

- деформации профессиональной  направленности личности: искажение  мотивации деятельности («сдвиг  мотива на цель»), перестройка  ценностных ориентации, пессимизм, скептическое отношение к новичкам и нововведениям;

- деформации, развивающиеся  на основе каких-либо способностей: организаторских, коммуникативных, интеллектуальных  и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный  уровень притязаний, завышенная  самооценка, психологическая герметизация, нарциссизм и др.);

 

- деформации, обусловленные  чертами характера: ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность и др.

   Эта группа деформаций  развивается в разных профессиях  и не имеет четкой профессиональной  ориентации.

     4. Индивидуализированные  деформации, обусловленные особенностями  работников самых различных профессий. В процессе многолетнего выполнения  профессиональной деятельности, психологического  сращивания личности и профессии  отдельные профессионально важные  качества, как, впрочем, и профессионально  нежелательные, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению  сверхкачеств, или акцентуаций. Это могут быть сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм. Данные деформации можно назвать «профессиональным кретинизмом».

   Следствием всех  этих деформаций являются психическая  напряженность, конфликты, кризисы, снижение  продуктивности профессиональной  деятельности личности, неудовлетворенность  жизнью и социальным окружением.

 

 

 

 

 

 

Профессиональные деформации педагогов и психологов

Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора педагогической профессии. Это, как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага, так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению.

Информация о работе Проблемы влияния профессиональной деятельности на личность