Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 04:23, сочинение
Прежде чем перейти непосредственно к изложению темы своего эссе, хотелось бы обратить внимание на то, что выбор именно этой темы не случаен. По окончанию университета, а, возможно, и немного ранее, каждому из нас предстоит устраиваться на то или иное место работы и вступить в систему межличностных отношений между руководителем и подчиненным. На какой именно позиции окажемся мы еще неизвестно, но, тем не менее, знания о возможных конфликтах между подчиненным и руководителем нам просто необходимы. Именно поэтому я выбрала столь важную для нас тему.
Итак, проблемы между руководителем и подчиненным. Не такой уж и редкий случай. В чем же причины таких конфликтов? Попробуем разобраться.
Национальный исследовательский университет
Высшая Школа Экономики
Кафедра организационной психологии
Эссе по социальной психологии на тему:
«Проблемы взаимоотношений руководителя и подчиненного»
Выполнила: студентка отделения логистики
Черникова Светлана, группа 223л
Проверила: старший преподаватель
Кафедры организационной психологии Корягина Н.А.
Прежде чем
перейти непосредственно к
Итак, проблемы между руководителем и подчиненным. Не такой уж и редкий случай. В чем же причины таких конфликтов? Попробуем разобраться.
Как мы знаем, причины могут быть объективными и субъективными. Начнем с объективных причин. На первое место в этом списке я бы поставила субординационный характер отношений. Здесь мы видим противоречие между функциональной и личностной сторонами отношений руководителя и подчиненного. С одной стороны отношения должны быть чисто функциональными, то есть отражать объективно существующую связь между людьми, когда одни группы людей направляют деятельность подчиненных, а последние выполняют указания. Но с другой стороны есть и личностная сторона отношений, которая зависит от индивидуально-психологических особенностей участников взаимодействия. Найти оптимальный баланс между этими сторонами необычайно трудно и малейшая дисгармония может привести к конфликту в коллективе. Следующей, не менее важной причиной можно указать тот факт, что от руководителя зависит довольно широкий диапазон жизнедеятельности подчиненного. Последний обязан выполнять указания и распоряжения начальника, т.е. обязан подчиняться. Практически никогда не обеспечивается полное соответствие требования ролей возможностям и способам действий их исполнителей, что неизбежно порождает конфликты. Также не стоит забывать, что деятельность в системе «человек — человек» обречена на конфликты по самой своей природе. Наиболее подвержены проблемам в данном случае педагогическая и воинская деятельность, деятельность работников правоохранительных органов, сферы обслуживания и сферы руководства. Большая часть конфликтов детерминирована рабочим содержанием межличностных отношений. Чтобы проиллюстрировать этот факт, приведу некоторую статистику. На профессиональную сферу взаимоотношений приходится 88%, бытовую — 9%, и общественную — 3% конфликтных ситуаций. Как мы видим, данный тезис действительно подтвержден цифрами.
Кроме того, одной объективных причин конфликтов руководителя и подчиненного является разбалансированность рабочего места. Под рабочим местом в данном случае я подразумеваю совокупность функций и средств, достаточных для их выполнения. Функции отображаются в обязанностях и ответственности за их выполнение, а средства — в праве и власти. Сбалансированность рабочего места означает, что его функции должны быть обеспечены средствами, и не должно быть средств, не связанных с какой-либо функцией. Обязанности и права должны быть взаимно уравновешены. Ответственность должна обеспечиваться соответствующей властью, и наоборот. Несоблюдение этих простых условий ведет к разбалансированности рабочего места и, соответственно, к конфликту по вертикали. Между рабочими местами также необходима согласованная связь. Однако бывают ситуации, когда связь несогласована. Например, подчиненному дают указания много начальников, и он вынужден сам ранжировать поступившие указания по степени их важности, требовать этого от непосредственного руководителя, хвататься за все подряд, отказываться от выполнения указаний и распоряжений. Или наоброт: у руководителя много непосредственных подчиненных — более 7—8 человек, которыми невозможно оперативно управлять. Такие ситуации также приводят к межличностным конфликтам и их необходимо избегать.
Все вышеперечисленные причины являются объективными. Перейдем к субъективным причинам. Здесь также можно произвести деление на управленческие и личностные факторы. К управленческим можно отнести необоснованные, неоптимальные и ошибочные решения, излишнюю опеку и контроль подчиненных со стороны руководства, недостаточную профессиональную подготовку руководителей, низкий престиж труда управленцев среднего и низшего звена, неравномерность распределения служебной нагрузки среди подчиненных, нарушения в системе стимулирования труда. В свою очередь, к личностным факторам относятся низкая культура общения, грубость, недобросовестное исполнение своих обязанностей подчиненными, стремление руководителя утвердить свой авторитет любой ценой, выбор начальником неэффективного стиля руководства, отрицательная установка руководителя по отношению к подчиненному и другие.
Таким образом, мы видим, что причин к существованию конфликтов руководителей и подчиненных более чем достаточно. Согласитесь, кажется, что проблемы во взаимоотношениях неизбежны. Долго размышляя над этим вопросом и получив много информации об этом из различных источников, я собрала воедино меры, которые помогут предупредить возникновение конфликтов на рабочем месте. Попробую подробно рассказать о них ниже.
Прежде всего, по моему мнению, необходим психологический отбор специалистов в организацию. Ведь существует множество различных типов личности и не все они могут спокойно функционировать друг с другом. Различные психологические тесты и определение характерных психологических качеств человека помогут подобрать на совместную работу людей, которые смогут без проблем общаться друг с другом. Кроме того, крайне важно стимулирование мотивации к добросовестному труду. Если подчиненный не мотивирован, качество его труда будет неумолимо снижаться, психологическое состояние ухудшаться и возможность возникновения конфликта с таким сотрудником может быть высока. Еще одним важным условием является справедливость и гласность в деятельности организации. Мало какой сотрудник будет доволен некомфортными условиями труда, тем более созданными ложью и несправедливостью со стороны руководства компании. Совершенно логичное поведение сотрудника в данном случае – борьба за свои права, что неминуемо ведет к конфликту. По этой же причине важен и учет интересов всех лиц, которых затрагивает управленческое решение. Очень популярными в последнее время стали программы, так называемого, «тимбилдинга». Снятие социально-психологической напряженности путем проведения совместного отдыха, в том числе с участием членов семей на удивление хорошо справляется с налаживанием отношений внутри рабочего коллектива. Также очень популярной мерой для налаживания комфортных условий в компании можно считать поощрение инициативы, обеспечение перспектив роста сотрудников.
Таким образом, можно сделать вывод, что для руководителя важно грамотно организовать отношения с подчиненными. Думаю, именно от руководителя зависит какие отношения сложатся у него с подчиненными. Отсюда некоторые правила, которым должен следовать любой руководитель.
Необходимо ставить подчиненным ясные, конкретные и выполнимые задачи. Распоряжение должно быть отдано простым, ясным языком. Не нужно допускать двусмысленности, неопределенности. Задача должна соответствовать возможностям подчиненного.
Руководитель обязан обеспечить выполнение задачи всем необходимым.
Безусловно, приказы, распоряжения, требовательность к подчиненному должны быть обоснованы в правовом отношении.
Нужно помнить, что текущий контроль снижает вероятность возникновения конфликтов;
Нельзя спешить с однозначной оценкой результата деятельности подчиненного.
Достигнутое подчиненным нужно оценивать, исходя из начального положения дел и успехов других работников. Думаю, это правильнее, чем основываться только на поставленной задаче.
Нельзя стремиться в короткий срок перевоспитать нерадивого подчиненного.
Критиковать нужно лишь после того, как похвалить.
Критиковать и оценивать следует не личность, а поступок, а в данном случае - результаты служебной деятельности.
Давая критическую оценку подчиненному, нельзя переносить ее на всю социальную группу, к которой он принадлежит;
Необходимо избегать жестких, категоричных и безапелляционных по форме оценок поведения и деятельности подчиненных. Чем резче обращаются к человеку, тем интенсивнее он настраивается на противодействие к источнику такого обращения. Кроме того, нельзя забывать, что руководитель тоже может ошибаться.
Нельзя делать подчиненных «козлами отпущения» управленческих ошибок руководителя. Честность и порядочность всегда по достоинству оцениваются людьми, особенно если эти качества проявляются у руководителя.
Нужно быть справедливым и честным по отношению к подчиненным. Важно помнить, что люди больше всего не любят несправедливость.
Всеми силами нужно бороться с проявлениями негативных эмоций в общении с подчиненными.
Самое важное - уважать права подчиненных. При любой степени вины за проступок подчиненный будет защищать свои права даже посредством конфликта.
И, наконец, критикуя
Думаю, следуя этим несложным правилам и условиям можно избежать конфликтов между руководителем и подчиненным. А что же делать, если конфликт уже произошел? Как с ним справиться и свести на нет?
Можно было бы так же представить ряд универсальных средств и советов по ликвидации конфликта. Однако нужно помнить, что каждый конфликт уникален по своей сути и к нему нужен особый индивидуальный подход. Есть лишь два тезиса, которые следует учитывать при любом произошедшем конфликте. Это учет интересов друг друга и понимание разницы в должностных статусах и индивидуально-психологических качествах. При решении любого конфликта эти тезисы являются ключевыми.
Таким образом, можно сделать вывод из всего вышесказанного, что и руководителю, и подчиненному нужно помнить, что по ту сторону барьера находится не враг, которого нужно уничтожить, а коллега и сотрудник. Мы все порой бываем чем-то недовольны. И по-разному реагируем на постоянный стресс. В некоторых случаях, это выражается в непреодолимом желании что-нибудь перекусить, и вместе c пищей мы «заедаем» обиду. Дело доходит до того, что при малейшем конфликте, мы сразу идем за утешением к холодильнику. А через определенный период времени перед нами встают уже две серьезные проблемы – как побороть зависимость от еды, и как избежать непродуктивных стычек. Так что лучше придерживаться простых, а иногда и не очень указаний, перечисленные мной выше, которые помогут избежать того или иного конфликта. Однако если конфликт уже произошел, самый лучший сценарий выхода из конфликта – поиск компромисса. Главное – не избегать проблемы и пытаться взаимодействовать. Ведь без проблем наша жизнь была бы менее интересной. Как говорил великий Ницше – «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее». На такой философской ноте я и хотела бы закончить свое эссе.
Список использованной литературы:
Москва, 2011 год
Информация о работе Проблемы взаимоотношений руководителя и подчиненного