Процесс понимания в психологии массовой коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 04:49, реферат

Описание работы

В ходе взаимодействия люди обмениваются между собой содержательными сообщениями, пожеланиями, интересами, настроениями, установками и пр. Набор сведений при этом можно рассматривать как информацию и тогда сам процесс коммуникации может быть воспринят и обозначен как процесс обмена информацией. В процессе общения информация передается, формируется, уточняется, развивается и т.д.
Важную роль в условиях убеждающего воздействия играет фактор понимания. В психологии понимание рассматривается, прежде всего, как способность постичь смысл или значение чего-либо, а также как достигнутый благодаря этому результат.

Файлы: 1 файл

понимание.docx

— 13.66 Кб (Скачать файл)

В ходе взаимодействия люди обмениваются между собой содержательными сообщениями, пожеланиями, интересами, настроениями, установками и пр. Набор сведений при этом можно рассматривать как информацию и тогда сам процесс коммуникации может быть воспринят и обозначен как процесс обмена информацией. В процессе общения информация передается, формируется, уточняется, развивается и т.д.

Важную роль в условиях убеждающего воздействия играет фактор понимания. В психологии понимание рассматривается, прежде всего, как способность постичь смысл или значение чего-либо, а также как достигнутый благодаря этому результат. Основными признаками понимания являются:

- узнавание, т.е. отнесение какого-либо предмета, явления или отношения к определенной группе или категории;

- выявление причины, т.е. мотивов того или иного поведения, понимание того, что именно побуждает человека к деятельности и активности. Поэтому одним из главных моментов в познании человека человеком является выяснение мотивов поведения, причин тех или иных поступков. Особенно это важно в ситуациях выявления неистинной информации;

- определение следствий, к которым приводят действия, определенные причиной. Таким образом, - простраивается мысленная модель ситуации. И от того, насколько точно будет соответствовать действительности выстроенная модель, настолько точными будут и прогнозы возможных последствий. -

- выяснение логических оснований, из которых следует то, что осмысливается человеком. Так люди понимают математические законы, теоремы, различного рода доказательства;

- понимание речи занимает важное место во взаимодействии людей. При этом важно понимать не только смысл и значение сказанного, но и подтекст, т.е. то, что не выражается буквально, но смысл которого понимается.

А. Ю. Панасюк приводит шесть необходимых условий для достижения понимания человека человеком:

1) единство национального  языка;

2) учет знаний профессионального  языка;

3) учет уровня интеллекта;

4) полпота информации;

5) логичность изложения;

6) сконцентрированность внимания.

Необходимо также отметить, что понимание слов и речи собеседника - это соотнесение его слов с собственным словарным запасом, с собственными знаниями. В ситуациях, когда человека пытаются в чем-то убедить, он сравнивает получаемую извне информацию с собственными знаниями и убеждениями. Поэтому качество понимания зависит от того, насколько доступным языком передается та или иная информация.

Полнота информации подразумевает: чем более подробно объяснить человеку задачу, тем меньше вероятность того, что канал передачи информации послужит источником ее искажения. Точное и четкое понимание информации также зависит от того, насколько логично и последовательно все излагают. Отсутствие внутренней логики изложения, частая смена тем затрудняют понимание. Определить, насколько полна информация, полученная собеседником, можно по количеству уточнений и эмоциональным реакциям собеседника.

Внимание к теме разговора также важно для процесса понимания информации. Если собеседники постоянно отвлекаются, сложно достигнуть взаимопонимания: большая часть информации собеседником не будет воспринята и понята.

Необходимо учитывать, что люди запоминают в основном смысл сообщения, а не слова, которыми оно передавалось. Если смысл неправильно понят, то возникают ошибки. Другой аспект возможного искажения информации - разнос толкование одних и тех же слов в зависимости от интонации, знаков препинания, контекста или ассоциаций, возникающих у разных людей на одни и те же слова.


Информация о работе Процесс понимания в психологии массовой коммуникации