Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 01:18, лекция
Управленческое решение – это результат осуществления каких– либо действий в отношении проблемы. Так как управленческое решения – это определенный результат, то любая управленческая деятельность основывается на нахождении таких методов, средств и инструментов, которые бы способствовали достижению наилучшего результата в конкретных ситуациях. Проблема – вопрос, который необходимо решить лицу, принимающему решение (ЛПР), который возникает вследствие неудовлетворенности чем-либо. Состояние неудовлетворенности может возникнуть как во внешнем окружении, так и во внутренней структуре.
Лекция 29. Процесс принятия управленческого решения и управления организацией
Управленческое
решение – это результат
Управленческие решения различаются по следующим классификационным признакам:
• характеру воздействия на объект управления:
• на политические;
• экономические;
• технические;
• количеству участников, принимающих решение:
• определяющие – решения, принимаемые одним участником;
• конкурентные – решения принимаются двумя и более участниками;
• адаптирующие – решения, которые принимает один или несколько участников с учетом факторов внешней среды;
• с точки зрения неопределенности;
• стандартные – решения, для принятия которых имеется закрепленный набор альтернатив;
• бинарные – решения, ответами которых являются стандартные «да» или «нет»;
• альтернативные – решения, которые принимаются на основе имеющегося большого выбора альтернатив;
• инновационные – решения, для принятия которых нет приемлемых альтернатив;
• технологии разработки решений:
• организационные – решения, касающиеся руководителей в соответствии с их должностными инструкциями, которые им необходимо принять;
• запрограммированные – решения, которые однозначно предопределены ситуацией и которые уже имеют алгоритм решения;
• запрограммированные – решения, которые принимаются в новых неопределенных ситуациях, алгоритм которых неизвестен;
• характеру целей и длительности действий:
• стратегические – решения, касающиеся главной цели и способов ее достижения. Из этого следует, что они рассчитаны на длительный отрезок времени и, как правило, связаны со значительными преобразованиями организации (обновление технологий, пересмотр главных целей и т. д.);
• тактические – решения, которые разрабатываются для реализации стратегических решений и представляют собой конкретные способы их достижения, процесс реализации не превышает одного года;
• оперативные – разрабатываются для реализации тактических решений, процесс реализации которых не превышает месяца;
• основаниям:
• интуитивные – решения, которые принимаются менеджерами на основе их интуиции («шестое чувство») – бессознательного предположения о том, что данный выбор является правильным. Такие решения принимаются в крайних случаях, когда нет ни времени, ни информации для их принятия;
• основанные на суждениях – решения, которые принимаются на основе имеющихся знаний и накопленного опыта. Выбор вариантов альтернативных вариантов решения по проблеме осуществляется на основе сходных ситуаций, которые ранее имели место;
• рациональные – обосновываются научным анализом исследуемой проблемы и альтернативных вариантов решения;
• степени охвата системы управления.
• общие – касаются системы управления в целом и принимаются в отношении ее жизненно важных сторон деятельности;
• частные – затрагивают некоторые стороны деятельности системы управления;
• локальные –
принимаются в отношении
Проблема – вопрос, который необходимо решить лицу, принимающему решение (ЛПР), который возникает вследствие неудовлетворенности чем-либо. Состояние неудовлетворенности может возникнуть как во внешнем окружении, так и во внутренней структуре.
Цель – это желаемый результат, к которому ЛПР хочет прийти.
Достижение цели приведет к разрешению проблемы. Для быстрого и эффективного достижения цели она разбивается на подцели, которые, в свою очередь, членятся на задачи для каждого подразделения. Для решения задач, назначенных для подразделений, разрабатывается операция – совокупность методов, приемов, необходимых для достижения поставленной цели.
Решение – план устранения проблемы.
Управленческое решение представляет собой процесс, включающий стадии:
• подготовки
управленческого решения,
• из выявления и формирования проблем, которые необходимо разрешить;
• сбора и обработки информации по данной проблеме;
• анализа ситуации, сложившейся вокруг данной проблемы;
• принятия решения,заключающегося:
• в разработке возможных решений;
• их оценке;
• определении направлений действий;
• определении критериев, по которым будет отобрано оптимальное решение;
• выборе на основе предыдущих процедур оптимального решения;
• реализации решений, в ходе которой:
• принятое решение доводится до исполнителей;
• производится контроль по ходу его исполнения;
• вносятся необходимые коррективы в зависимости от ситуации.
После реализации выбранного решения происходит оценка результата принятого и реализованного управленческого решения.
Результаты могут быть выражены в виде следующих выводов:
• проблема устранена полностью и ее разрешение не вызвало каких-то видимых отрицательных последствий;
• проблема
устранена частично, но также не
наблюдается отрицательных
• проблема устранена частично и при ее разрешении возникли некоторые новые затруднения;
• проблема не устранена, а реализация решения по ее устранению вызвала возникновение новых, значительных проблем.
Разработка управленческих решений осуществляется на 3 уровнях:
• концептуальном, на котором происходит:
• оценка деятельности всей организации на основе общей информации по существующей проблеме (источники ее появления, содержание, пути развития и т. д.);
• разработка направлений для ее устранения на основе научных и эвристических методов;
• определение задач деятельности подразделений для разрешения возникшей проблемы;
• операциональном. на котором осуществляется планирование операции по достижению установленных целей:
• строится модель операции;
• определяются факторы, влияющие на нее (на операцию влияют 2 вида факторов: субъективные (определяются характеристиками личности ЛПР: опыт, образование, целенаправленность, характер, упорство, устойчивость стрессам и т. д.) и объективные (не зависят от личности, характеристики ситуации, которая складывается вокруг ЛПР). Информация, используемая на данном уровне, более подробная и касается технологии проведения операции и лиц, осуществляющих исполнение данных операций. При планировании операций используются способы и технологии для разработки решений по достижению целей, поставленных на предыдущем этапе);
• составляются возможные варианты, среди которых выбирается наилучший для достижения цели;
• элементном, на котором разрабатываются детали реализации решения:
• подбираются исполнители поставленных задач:
• выбираются технологические приемы, которые обеспечат наиболее выгодное решение поставленной задачи;
• планируются иные детали.
Информация о работе Процесс принятия управленческого решения и управления организацией