Процесс социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является социологический анализ факторов и условий, влияющих на характер и эффективность социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы и пенитенциарной системы в целом.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
- рассмотреть теоретические подходы к исследованию социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы;
- выявить проблемы социальной адаптации осужденных, освободившихся из мест лишения свободы;
- изучить психологические аспекты адаптации осужденных в условиях исполнения;
- рассмотреть факторы, влияющие на процесс адаптации российских заключенных в местах лишения свободы.

Файлы: 1 файл

Курсовая УИП.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Трудоустраиваться осужденные могут самостоятельно, но имеют и право обращаться за содействием в трудоустройстве в органы федеральной службы занятости по месту жительства. В период вынужденной безработицы гражданин, освобожденный от наказания и зарегистрировавшийся в органе федеральной службы занятости, вправе получать пособие.

К сожалению, существующая правовая база не предоставляет возможности  полноценно сотрудничать уголовно-исполнительной системе и службе занятости населения  России. Нужен, на наш взгляд, федеральный  закон, который внесет дополнения и  изменения в действующий Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» по регламентации реального предоставления льгот осужденным к лишению свободы, отнесенным к гражданам, нуждающимся в социальной защите исходит из того, что лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, признаются испытывающими трудности в поиске работы)12.

В некоторой степени  разрешению сложившейся неудовлетворительной ситуации в этой сфере способствовал  Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», вступивший в силу с 1 января 2007 г., который обязал органы государственной власти субъекта РФ оказывать содействие в трудоустройстве освободившихся из мест лишения свободы путем «организации их временного трудоустройства»13. Однако в полном объеме этот Закон проблемы не решил.

Как в период отбывания  наказания, так и после освобождения за гражданином сохраняется право  собственности на частное домовладение, в том числе индивидуальное или долевое право собственности на приватизированную квартиру. Он может получать жилье по наследству, договору купли-продажи, дарения, приобретать земельные участки под застройку и т.п.

При наличии условий, указанных в законе, возможны: восстановление утраченных прав на проживание в домах  жилищного фонда; регистрация проживания по месту жительства у родственников, супругов и иных граждан.

При отсутствии жилья  освобожденный вправе обратиться с заявлением о постановке на учет в жилищные органы по месту своего постоянного проживания для получения жилья в обычном порядке. Возможно также получение места в общежитии или выделение ведомственного жилья, предоставляемого организацией по месту работы. 

Нормы действующего законодательства о жилье не предусматривают каких-либо особых или преимущественных прав на его получение лицами, освобожденными от наказания, по сравнению с другими  гражданами. Можно лишь отметить, что  при отсутствии жилья освобожденный вправе обратиться с заявлением о постановке на учет в жилищные органы по месту своего постоянного проживания для получения жилья в обычном порядке. Возможно также получение места в общежитии или иного ведомственного жилья, предоставляемого организацией по месту работы.

В ряде регионов по решению  местных органов власти и управления, отдельных организаций созданы  центры социальной адаптации, дома ночного  пребывания и подобные им организации, предназначенные для временного проживания лиц, по каким-либо причинам не имеющих жилья. В них могут обращаться и лица, отбывшие наказание.

Следует отметить, что  в настоящее время создан Общественный совет при Министерстве юстиции  Российской Федерации, который координирует взаимодействие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с международными неправительственными и российскими общественными объединениями, религиозными конфессиями, использует их потенциал для обеспечения развития системы.

Целям охраны прав освобожденных  из мест лишения свободы, укрепления законности и правопорядка в обществе, создания законодательной и нормативной правовой базы для обеспечения условий успешной социальной адаптации освобожденных, решения вопросов их трудового и бытового устройства, восстановления утраченных социально полезных связей подчинена подготовка проекта Основ федерального законодательства «О помощи в социальной адаптации лицам, освобожденным из мест лишения свободы»14. Однако принятие этого архиважного правового акта постоянно откладывается.

Итак, в настоящее время  активно развиваются идеи гуманизма по отношению к осужденным (особенно к лишению свободы), наблюдается улучшение условий исполнения уголовных наказаний. Тем не менее, много проблем еще надо разрешить, чтобы обеспечить эффективность процесса исправления осужденных.

 

Заключение

 

Существование разнообразных  подходов к изучению преступности, ее причин само по себе является фактором недостаточной исследовательности данного вопроса и противопоставление друг другу двух основных подходов, сложившихся в рамках социологической парадигмы: системного и причинно-следственного, что не позволит решить поставленные современностью вопросы, связанные с эволюцией преступности и  преступного мира.

Специфика условий, в  которых оказывается заключенный, требует пересмотра сложившихся в научной литературе подходов к исследованию социальной адаптации и создания необходимой теоретико-методологической основы для изучения особенностей социальной адаптации заключенных в местах лишения свободы. Необходимость глубокого и всестороннего исследования специфики социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы обусловлена тем, что в настоящее время в российском обществе приобретает большую популярность субкультура преступного мира, проникающая в общество и распространяющаяся через субъектов этого мира, впитавших ее не иначе как в местах лишения свободы в процессе социальной адаптации. Следовательно, проблема социальной адаптации заключенных в местах лишения свободы выходит за рамки преступной среды, так как оказывает непосредственное влияние на массовую культуру, проникая во все слои населения, во все общественно значимые сферы (экономику, политику, искусство).

Повышение женской преступности имеет куда более серьезные и  страшные последствия для общества, чем это может показаться, поэтому  так необходим поиск причин женской преступности, но не менее важным является анализ поведения осужденных женского пола в местах лишения свободы. Пребывание в заключении является клеймом на всю жизнь, которое для женщины имеет гораздо более сильные и негативные последствия, чем для мужчины. Этот факт, четко осознаваемый - женщинами, попавшими в места лишения свободы, влияет и на процесс адаптации к ним, который часто сопровождается нарушением психического и физического здоровья. Для предотвращения этого следует разрабатывать специальные программы по адаптации женщин в местах лишения свободы, ибо женщина, если даже еще не является матерью, — потенциальная мать, от уровня психического и физического здоровья которой зависит ее будущее потомство.

Адаптация осужденного в местах лишения свободы определяется комплексом факторов, среди которых, прежде всего, необходимо отметить тюремную субкультуру, в основе которой находится и так называемая «тюремная адаптивная культура», обладающая набором средств, норм, образцов адаптации в местах лишения свободы, слабо подверженных динамике изменений, что делает процесс адаптации осужденного достаточно предсказуемым, с четким представлением о том, что его ждет в том или ином случае, в зависимости от того, какую линию поведения он выберет. Но в любом случае, независимо от отношения индивида к тюремной субкультуре, ее нравам, обычаям, а также жизненных планов после освобождения (вернуться к нормальной жизни, порвать с преступным миром и т.д.), игнорировать неформальные правила тюремного общества, играющие более важную роль в условиях лишения свободы, чем формальные, нет никакой возможности.

Если в современном  российском обществе происходит явная  трансформация социокультурных  ценностей, то в среде заключенных  данный процесс не имеет такой динамики, и ценности, нормы, идеалы преступного менталитета, преступной культуры, сформированные на протяжении развития преступного сообщества, устойчиво сохраняются и передаются через криминальные структуры, в том числе и в местах лишения, молодому поколению преступников. Проникновение элементов преступной субкультуры в сознание заключенных в местах лишения свободы происходит достаточно интенсивно, особенно в условиях роста преступности в стране, неэффективной деятельности правовых органов, низкого воспитательного потенциала исправительных учреждений и криминализации общества в целом. Соответственно, динамика ценностных ориентаций заключенных обусловлена не только их ценностной структурой в данный момент, но и тем, какая система ценностей превалирует в данный момент в обществе, и какое место в ней занимают культура и ценности преступного мира.

Очевидно, что современная  российская система наказания в  виде лишения свободы не способствует исправлению осужденных, и одной из причин этого является то, что заключенные, оказавшиеся в условиях, подавляющих личное достоинство (нарушения со стороны администрации, отсутствие элементарных условий нормального проживания и др.), не способны адекватно адаптироваться в местах лишения свободы. Это приводит к их дезадаптации и, как следствие, к росту рецидивной преступности в обществе, не способном воспринимать осужденного, а часто и освободившегося (с его тюремным прошлым) как личность. Достаточно наивно полагать, что можно исправить человека посредством наказания в виде лишения свободы, но сдержать темпы преступности возможно при условии обеспечения условий для адекватной социальной адаптации заключенных, которая позволит осужденному после выхода на свободу относительно безболезненно, с минимальными психологическими потерями интегрироваться в общество, не став вновь на путь криминала. Таким образом, социальная адаптация осужденных в местах лишения свободы является производным от общественных условий функционирования общества, его уровня свободы, отношения к закону, человеку и его правам.

Выводы, к которым пришел автор в процессе исследования с  внесенными предложениями по поводу повышения эффективности деятельности исправительных учреждений в рамках повышения адаптированности осужденных и оздоровления среды заключения, могут способствовать решению ряда важных проблем, связанных с борьбой с преступностью, в том числе подростковой и женской.

Из рассмотренного в  дипломной работе видно, что в  действующем законодательстве, и  в особенности в уголовно –  исполнительном, отражены правовые основы социальной работы с осужденными не только косвенно, но и напрямую закрепляются отдельные аспекты социальной работы. Несмотря на это, существующей нормативно – правовой базы социальной работы все же еще не достаточно, для эффективного осуществления деятельности. Поэтому в настоящее время также необходимо обобщение существующих правовых основ социальной работы с целью внесения изменений в уголовно – исполнительное законодательство, и закрепление социальной работы в УИК РФ, что поставит социальную работу с осужденными в УИС Минюста России на качественно новый этап развития. Все это в конечном итоге позволит окончательно закрепить социальную работу с осужденными в УИС Минюста России, как средство исправления осужденных.

  
Список литературы

 

  1. Нормативно – правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации// Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 07.12.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 49 (ч.5). Ст. 7056
  3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред.  от 07.12.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 50. Ст. 7343
  4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 06.02.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации.  2012. № 7. Ст. 784
  5. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ  // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 30 (ч.1). Ст. 4574
  6. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»: Федеральный закон от 20.04.2007 № 56-ФЗ (ред. от 03.12.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 49 (ч.5). Ст. 7036
  7. О некоторых вопросах Федеральной службы исполнения наказаний: Указ Президента РФ от 21.03.2005 № 317 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 13. Ст. 1136.
  8. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 30.11.2011) //  Собрание законодательства РФ. 2011. №  49 (ч. 1). Ст. 7039

 

 

2. Учебная и  научная литература

 

 

 

  1. Алферов Ю.А. Кризис уголовно-исполнительной системы и некоторые аспекты трудового перевоспитания осужденных в современных условиях // Новые формы хозяйствования и трудового использования осужденных в условиях рыночной экономики. 2006. С. 9 - 10.
  2. Анохин В.С. Спорные вопросы квалификации правоотношений по исполнительному производству // Российский юридический журнал. 2010. № 2. С. 12
  3. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (постатейный) – М.: «Юстицинформ», 2011. – 560с.
  4. Дробинин А. Ресоциализация освободившихся из мест лишения свободы. М., 2009. - 254с.
  5. Козаченко Б.П., Сорокина С.В. Трудовое и бытовое устройство освобождаемых из мест лишения свободы: право или законный интерес? // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. № 3. С. 19.
  6. Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»  (постатейный) / Под ред. Ю.А. Дмитриева.  М.: Деловой двор, 2009. -352с.
  7. Маскуров А.А. К вопросу о сроке совершения исполнительных действий // Арбитражный и гражданский процесс. 2006. № 6. С. 44 – 46
  8. Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. М.: ИНФРА-М, 2001. – 412с.
  9. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» / Под ред. О.В. Исаенковой М., 2010. -228с.
  10. Решетникова И.В. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» и практике его применения  (постатейный). – М.: «Волтерс Клувер», 2009. – 672с.
  11. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе: Учебное пособие / С.А. Лузгин, М.И. Кузнецов, В.Н. Казанцев / Под ред. Ю.И. Калинина. Рязань, 2006. -154с.
  12. Татауров О.С. Проблемы социальной адаптации осужденных, освободившихся из мест лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2010. № 2. С. 13 - 15.
  13. Шамсунов С.Х. Современные проблемы организации труда и социальной реабилитации осужденных с учетом требований международных стандартов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. № 5.С. 31-34
  14. Шлыков В.В. Становление и развитие производства пенитенциарных учреждений // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. № 5. С. 24.
  15. Шлыков В.В. Трудовая адаптация осужденных к лишению свободы: Монография. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2008. -118с.

Информация о работе Процесс социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы