Понятие
о восприятие
Когда мы говорили об ощущениях, то видели, что их содержание
не выходит за пределы элементарных форм
отражения. Однако реальные процессы отражения
внешнего мира выходят далеко за пределы
наиболее элементарных форм. Человек живет
не в мире изолированных световых или
цветовых пятен, звуков или прикосновений,
он живет в мире вещей, предметов и форм,
в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек
ни воспринимал, он неизменно имеет дело
не с отдельными ощущениями, а с целыми
образами. Отражение этих образов выходит
за пределы изолированных ощущений, опираясь
на совместную работу органов чувств,
синтез отдельных ощущений в сложные комплексные
системы. Этот синтез может протекать
как в пределах одной модальности (рассматривая
картину, мы объединяем отдельные зрительные
впечатления в целый образ), так и в пределах
нескольких модальностей (воспринимая
апельсин, мы фактически объединяем зрительные,
осязательные, вкусовые впечатления, присоединяем
к ним и наши знания о нем). Лишь в результате
такого объединения изолированные ощущения,
превращаются в целостное восприятие,
переходят от отражения отдельных признаков
к отражению целых предметов или ситуаций.
Процесс восприятия
Было бы глубоко ошибочным думать,
что такой процесс (от относительно простых
ощущений — к сложным восприятиям) является
простым суммированием отдельных ощущений
или, как часто говорили психологи, результатом
простых ассоциаций отдельных признаков.
На самом деле восприятие (это отражение)
целых предметов или ситуаций гораздо
сложнее. Оно требует выделения из всего
комплекса воздействующих признаков (цвет,
форма, осязательные свойства, вес, вкус
и т.п.) основных ведущих признаков с одновременным
отвлечением (абстракцией) от несущественных.
Он требует объединения группы основных
существенных признаков и сопоставления
воспринятого комплекса признаков с прежними
знаниями о предмете.
При восприятии знакомых предметов
(стакан, стол) узнавание их происходит
очень быстро — человеку достаточно объединить
два-три воспринимаемых признака, чтобы
прийти к нужному решению. При восприятии
новых или незнакомых предметов узнавание
их гораздо сложнее и протекает в гораздо
более развернутых формах. Полное восприятие
таких предметов возникает как результат
сложной аналитико-синтетической работы,
выделяющей одни существенные признаки,
тормозящей другие, несущественные и комбинирующей
воспринимаемые детали в одно осмысленное
целое.
Существуют теории, посвященные процессу распознавания
образов. В этих теориях “основное
внимание уделено вопросу: как внешние
сигналы, воздействующие на органы чувств,
преобразуются в осмысленные перцептивные
впечатления? Как правило, мы опознаем
окружающие нас предметы и события легко
и быстро; поэтому может создаться впечатление,
что связанные с распознаванием операции
просты, и непосредственны. Опыт инженеров
показывает, что такое представление весьма
далеко от истины. Нет машин, которые были
бы способны распознавать символы и звуки,
обычные для окружающей нас среды. Системы
восприятия животных, даже самых примитивных,
по своим возможностям далеко опережают
подобные машины.
Восприятие является очень
сложным и активным процессом, требующим
значительной аналитико-синтетической
работы. Этот сложный, активный характер
восприятия проявляется в целом ряде признаков,
требующих специального рассмотрения.
Прежде всего, процесс информации ни в
коей мере не является результатом простого
раздражения органов чувств и доведения
до коры мозга возбуждений от периферически
воспринимающих органов. В процесс восприятия
всегда включены двигательные компоненты
(ощупывание предметов и движение глаз,
выделяющие наиболее информативные точки;
пропевание или проговаривание соответствующих
звуков, играющих существенную роль в
определении наиболее существенных особенностей
звукового потока). Поэтому восприятие
правильнее всего обозначать как воспринимающую
(перцептивную) деятельность субъекта.
Естественно поэтому, что воспринимающая
деятельность почти никогда не ограничивается
пределами одной модальности, но складывается
в совместной работе нескольких органов
чувств (анализаторов), результатом которой являются
представления, сформировавшиеся у субъекта.
Наконец, важно и то обстоятельство, что
восприятие предмета никогда не осуществляется
на элементарном уровне: оно захватывает
высшие уровни психической деятельности,
в частности речь. Воспринимая часы и мысленно
называя их этим именем, он отвлекается
от таких несущественных признаков, как
их цвет, размеры, форма, и выделяет основной
признак — функцию указания времени. Одновременно
он относит воспринимаемый предмет к определенной
категории, отделяет от других, близких
по внешнему виду Предметов, но относящихся
к другим категориям (например, барометр).
Все это еще раз подтверждает, что воспринимающая
деятельность субъекта по своему психологическому
строению может приближаться к наглядному
мышлению. Сложный и активный характер
воспринимающей деятельности человека
определяет ряд особенностей его, в одинаковой
степени относящихся ко всем его формам.
Виды восприятия
Различают восприятие непреднамеренное
(или непроизвольное) и преднамеренное
(произвольное). Принепреднамеренном
восприятии мы не руководствуемся
заранее поставленной целью или задачей
— воспринять данный предмет. Восприятие
направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие,
напротив, с самого начала регулируется
задачей — воспринять тот или иной предмет
или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное
восприятие может быть включено в какую-либо
деятельность и осуществляться по ходу
ее выполнения. Но иногда восприятие может
выступать и как относительно самостоятельная
деятельность.
Восприятие как самостоятельная
деятельность особенно ясно выступает
в наблюдении, которое представляет собой
преднамеренное, планомерное и более или
менее длительное (хотя бы и с промежутками
во времени) восприятие с целью проследить
течение какого-либо явления или те изменения,
которые происходят в объекте восприятия.
Наблюдение - это активная форма чувственного
познания человеком действительности.
При наблюдении как самостоятельной целенаправленной
действительности уже с самого начала
предполагается словесная формулировка
целей и задач, направляющих наблюдение
на определенные объекты.
Длительные упражнения в наблюдении
приводят к развитию наблюдательности,
т.е. умения подмечать характерные, но
малозаметные, на первый взгляд, кажущиеся
малосущественными особенности предметов.
Чтобы развить наблюдательность,
нужна такая организация восприятия, которая
соответствовала бы всем необходимым
условиям его успешности: ясность задачи,
предварительная подготовка, активность
наблюдения, его систематичность, планомерность
и т.д. Наблюдательность необходима во
всех областях жизни и деятельности человека.
Развитию наблюдательности, точности
и многогранности восприятия необходимо
уделять серьезное внимание уже в детском
возрасте, особенно в процессе игры и обучения.
Итак, восприятие - это
наглядно-образное отражение действующих
в данный момент на органы чувств предметов
и явлений действительности в совокупности
их различных свойств и частей
4.2.1. Классификация
основных видов восприятия
Восприятие как непосредственное
отражение мира классифицируется по разным
основаниям. Традиционно выделяют пять
видов восприятия в соответствии с ведущим
анализатором, участвующим в построении
перцептивного образа - зрительное, слуховое,
осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное
(классификация по модальности восприятия).
Можно говорить о зрительном восприятии
(рассматривание картины, скульптуры,
выставки), о слуховом восприятии (слушание
рассказа, вокального или инструментального
концерта), об осязательном восприятии
(отражение предмета, его основных частей
путем ощупывания); вкусовом (сладкое,
кислое, горькое, солёное), обонятельном
(приятные запахи или неприятные).
Любое восприятие определено деятельностью
перцептивной системы, т. е. не одного,
а нескольких анализаторов. Значение их
может быть неравнозначно: какой-то из
анализаторов является ведущим, другие
дополняют восприятие предмета или явления.
Наблюдаются проявления сложных видов
восприятия, если одинаково интенсивно
мобилизуются несколько различных анализаторов.
Так, во время телевизионного урока или
демонстрации учебных кинофильмов у студентов
возникает зрительно-слуховое восприятие.
При выполнении упражнений на уроках физкультуры
часто возникают сложные двигательно-зрительные
восприятия. Разучивание музыкальных
этюдов предполагает формирование слухо-двигательных
восприятий.
В сложных видах восприятия важнейшая
роль принадлежит моторике.
Восприятие различается по видам также
и в зависимости от воспринимаемого объекта.
Говорят о восприятии пространства, времени,
движений, предмета, речи, музыки, восприятии
человека человеком.
В процессе восприятия пространства различают
восприятие величины, формы, объёмности
и удалённости предметов.
В психологии существует деление видов
восприятия в зависимости от участия в
нем других психологических образований:
эмоциональное восприятие (восприятие
мира, искусства); рациональное восприятие
(восприятие, подчиненное процессу мышления)
и др.
Наблюдательность - это умение подмечать
характерные, но мало заметные особенности
предметов и явлений. Она приобретается
в процессе систематических занятий любимым
делом и поэтому связана с развитием профессиональных
интересов личности.
ТЕОРИИ ВОСПРИЯТИЯ
Структуралистская
теория восприятия определяет ощущение
как единицу перцептивного образа (гипотеза
суммации ощущений). Вводится понятие
аналитической интроспекции - метода,
предназначенного для измерения ощущений
в естественных условиях, характеризующегося
принципом постоянства. Весь мир делится
на ощущения, которые возникают, когда
раздражается отдельный рецептор, и образы
памяти, которые представляют собой следы
пережитых ощущений.
Гештальттеория делает
акцент на врожденный характер перцептивных
процессов, основывается на целом, а не
на единицах и считает главным не элементы
восприятия, а процесс, их порождающий.
Принцип изоморфизма (равенства формы)
- воспринимаемый квадрат должен соответствовать
области возбуждения в виде квадрата в
зрительной коре. Функция сдерживающих
сил заключается в сохранении видимой
локализации точки, точно соответствующей
месту нахождения возбуждения в том распределении,
которое связывает стимул.
Теория восприятия
У. Найссера включает понятие когнитивной
схемы, рассматривает перцептивный цикл.
Термин «восприятие» относится ко всему
циклу, а не к отдельной его части. Схема
- это та часть цикла, которая является
внутренней по отношению к воспринимающему.
Она модифицируется опытом и тем или иным
образом специфична по отношению к воспринимаемому.
Схема принимает информацию, которая оказывается
на сенсорной поверхности, изменяется
под влиянием этой информации и направляет
движения и исследовательскую активность.
С биологической точки зрения схема - часть
нервной системы. Результат исследования
окружения - выделенная информация - модифицирует
исходную схему. Это и есть перцептивный
цикл. Восприятие - это прежде всего мотивационный
процесс.
Теория восприятия
Г. Гельмгольца основана на понятиях первичного
образа, перцептивного образа, образа
представления, бессознательных умозаключений.
Первичный образ - совокупность впечатлений,
формирующихся без реминисценций, и прежнего
опыта, содержащих то, что вытекает из
непосредственных чувственных ощущений.
Перцептивный образ относится к восприятию,
сопровождающемуся соотнесением, взаимодействием
чувственных ощущений и прошлого опыта.
Образ в представлении - отвлеченная от
текущих чувственных впечатлений реминисценция
наблюдаемых ранее объектов. Бессознательные
умозаключения - психические акты обычного
восприятия, приводящие к возникновению
иллюзий.
Дж. Брунер рассматривает
восприятие как процесс категоризации
прошлого опыта. Перцептивная готовность
есть у любой категории. Процесс восприятия
состоит из первичной категоризации -
поиска признаков, которые позволили бы
подтвердить принятое решение, и вторичной
категоризации.
Эмпирическая теория
- для возникновения образа не нужно других
сил, кроме известных психических способностей.
Представления о мире отражают закономерные
последовательности внешних явлений.
Единственно верные представления - это
те, которые сформированы по законам нашего
мышления, и мы в состоянии перевести их
в действительность.
Когнитивно-ориентированная
теория: здесь есть посредник в виде познавательных
процессов; бессознательные умозаключения
формируются в опыте.