Процессы памяти. Методы совершенствования памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 22:54, реферат

Описание работы

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают её от других. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Содержание работы

Введение. 2
Процессы памяти. 5
Запоминание и забывание. 5
Виды памяти и их особенности. 8
Совершенствование памяти. 11
Химический и физический подходы. 11
Рекомендации по улучшению памяти. 12

Заключение. 17
Список использованной литературы. 18

Файлы: 1 файл

Referat.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

В результате ряда исследований установлено, что при 90-100% эффективности запоминания  память человека можно квалифицировать  как отличную, при 70-90% - как очень  хорошую, при 50-70% - как хорошую, при 30-50% - как удовлетворительную, при 10-30% - как плохую и при 0-10% - как очень плохую.

При систематической тренировке, если даже программа составлена самим  тренирующимся, память постепенно улучшается.

 

Тренировка концентрации внимания.

Для тренировки концентрации внимания необходимо, чтобы человек сосредоточил его на избранном предмете и его основных свойствах, не отвлекался от мыслей об этом предмете. Запоминать следует существенную информацию о каком - либо событии, игнорируя несущественную.

Лёзер рекомендует с целью тренировки делать описание какой - либо картины, постоянно его детализируя. Упражнение можно повторить в условиях действия отвлекающих факторов (шум и пр.)

 

Основные принципы запоминания  новой     информации.

Информация, поступающая в мозг человека, лучше запомнится, если установлена связь между событиями. Так, в упражнении на запоминание установите смысловые связи между двумя явлениями. Предварительное определение, какой может быть смысловая связь между этими явлениями, событиями или действиями, способствует более прочному запоминанию. Вот некоторые примеры:

Альберт Эйнштейн - один из величайших физиков. Смысловое значение  здесь  состоит в том, что он создал теорию относительности.

Ассоциативные связи, даже когда они  совершенно невероятны по смыслу, то они  запоминаются надолго. Например, Луна-масло. Можно представить себе самое невероятное - кусок масла на Луне.

Структурные связи также помогают запоминанию. Лёзер приводит пример: если число 683429731 разместить следующим  образом 683-429-731, его будет легче  запомнить. Для более легкого запоминания информацию можно разделить на группы А, Б, В, Г и т.д. Можно рифмовать некоторые слова.

Метод ассоциации.

Методом ассоциации умело пользовался  римский политический деятель Марк Туллий Цицерон при подготовке своих  блестящих речей, которые произносил, не пользуясь никакими записями. Он был великолепным оратором. С помощью особых приемов он запоминал предварительно отрепетированные речи. Каждый раздел речи он связывал с определенной ситуацией в комнате и, расхаживая по этой комнате, проводил ассоциации с различными предметами, находящимися в ней, которые напоминали предметы в зале Римского сената. Выступая в сенате, он связывал разделы своей речи с соответствующими предметами и мог часами говорить без запинки.

Существует простейший способ создания собственных упражнений, помогающих памяти с привлечением ассоциаций. С этой целью следует написать 20 чисел и произвольно связать их с определенными лицами или предметами (подобно описанной здесь тренировке запоминания логически не связанного текста) по системе словесно - числового запоминания. За этим упражнением должно следовать другое такое же, тем самым будут возрастать мнемонические способности мозга. Этим методом можно выработать феноменальную память.

Запоминание лиц.

Часто мы жалуемся, что плохо запоминаем лица. Нам бывает неудобно перед старыми знакомыми, что мы не можем вспомнить, где и когда с ними общались, и вообще, кто они такие.

Чтобы запомнить лицо, необходимо внимательно его рассмотреть, обращая  внимание на форму, отличительные признаки (предметы), которые редко встречаются у других людей и пр.

 

  Запоминание имен.

Первое условие для запоминания  имени - оно должно быть произнесено  громко и отчетливо. Его следует  повторить раз - другой, чтобы зафиксировать  в памяти. Некоторые пользуются способом связывания имени со зрительным образом лица, которому оно принадлежит, с эго характерными приметами и т.д.

 

5.Заключение

 

 

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими  обладает он, не располагает никакое другое существо в мире.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет  необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его  и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собсвенной природы.

В российской психологии сложилось  традиционное представление о развитии памяти, связанное с обращением к теории деятельности. Так, было разработано представление о памяти как о действии в собственном смысле слова, имеющем сознательную цель и опирающемся на использование общественно выработанных знаковых средств. В ходе онтогенетического развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных семантических связей. Различные виды памяти: моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда рассматривались как этапы такого развития.

Новый материал к пониманию процессов  памяти предоставили исследования ряда психических функций, за которые несут ответственность те или иные зоны полушарий мозга. Так, нарушения логических процессов, в частности логическое запоминание и сохранение смысловых связей, оказались связанными с функционированием левого полушария, в то время как образная память явно была обусловлена работой правого полушария головного мозга.

 

6. Список использованной литературы.

 

    1. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. - М., 1985.
    2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. - М., 1980. 
    3. Веккер Л.М. Психические процессы. - Т. №3. - Л. 1981.
    4. Выгодский Л.С. Психология / М.: ЭКСМО - Пресс 2000.
    5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций М., 1988 г.
    6. Гоноболин Ф.Н. Психология Москва 1986.
    7. Дудкин К.Н. Зрительное восприятие и память. - Л. 1985.
    8. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М. 1982.
    9. Ипполитов Ф.В. Память школьника. - М.,1978.
    10. Кузин В.С. Психология / под ред. Б.Ф.Ломова.Учебник.М.: Высш. школа,1982.
    11. Лук. А.Н. Эмоции и личность  М. ; 1982 г.
    12. Лурия А.Р. Внимание и память. Материалы к курсу лекций по  общей психологии. МГУ 1975 г.
    13. Немов Р.С. Психология Учебник для студентов. Кн. 1 Общие основы психологии. - М.: Просвещение 1994.
    14. Николаев Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти. - М., 1998.
    15. Розанов С.И. "Память в психологии" из"Большой
    16. Российской Энциклопедии" 2001
    17. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. - СПб изд. «Питер» 1999.
    18. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. - 1976.
    19. Файгенберг И.М. Память и обучение. ЦОЛИТУВ, М. 1974г.
    20. Шабанов П.Д., Бородкин Ю.С. Нарушения памяти и их коррекция. - Л., 1989.



Информация о работе Процессы памяти. Методы совершенствования памяти