Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 00:30, реферат
Позвольте мне от имени педагогического коллектива школы поприветствовать вас, мы очень рады видеть вас в стенах нашего образовательного учреждения. Перед нами сегодня стоит непростая задача - попытаться наглядно представить вам сложившуюся в нашем образовательном учреждении модель поликультурного образовательного пространства, его характерные черты и компоненты. Тема сегодняшней РПМ приобретает особую актуальность в связи с предстоящим, массовым переходом школ региона на реализацию ФГОС второго поколения, поскольку система поликультурного образования является ядром воспитательного потенциала образовательного стандарта.
Проектирование
поликультурного образовательно
в условиях современной школы
Асланян И.И.
директор МОУ СОШ № 61
Добрый день, уважаемые коллеги!
Позвольте мне
от имени педагогического
Позволю себе несколько слов о нашей школе, которая ведёт свою историю с 1933 года. За время своего становления и развития школа прошла путь от начальной, затем - восьмилетней, до средней школы с расширенным содержанием образования.
Сегодня у нас обучается около 850 учеников в 39 классах-комплектах. В школе работает стабильный, профессионально подготовленный, творческий коллектив педагогов - единомышленников, объединяющийся с учениками в единое целое для решения учебных, воспитательно – патриотических и общегражданских задач. В коллективе трудятся 56 педагогических работников. За внедрение в образовательный процесс новых технологий, успехи в практической подготовке обучающихся и воспитанников, в развитии их творческой активности и самостоятельности многие педагоги отмечены ведомственными наградами. Школа трижды становилась обладателем Президентского гранта, 8 педагогов являются победителями конкурса лучших учителей области.
Активно содействуя развитию инновационных технологий в городе и области, школа является базовой площадкой Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области и, по-нашему мнению, весьма успешно сотрудничает с кафедрами института по решению проблем управления школой, формирования системы гуманитарного образования, организации обучения школьников на основе современных образовательных систем.
Мы стремимся шагать в ногу со временем, находимся в постоянном поиске. Нам хочется, чтобы у школы был собственный почерк, узнаваемый стиль. Чтобы ученики с гордостью говорили: «Мы из 61 школы!». Такой взгляд стимулирует администрацию школы к поиску путей дальнейшего развития. На наш взгляд, одним из наиболее продуктивных в управлении процессом развития образовательного учреждения, является проектный подход. Наш коллектив работает в режиме инновационной деятельности локального характера. Школа ведёт последовательную систематическую работу над реализацией ряда образовательных, социально-педагогических проектов, направленных на развитие школы, модернизацию школьного образования и повышение его качества.
В стадии активной реализации находится проект «Язык как ключ к пониманию культуры», который, на наш взгляд, успешно решает задачи по формированию поликультурной образовательного пространства школы. Формирование поликультурного пространства в школе регламентируется рядом нормативно-правовых документов:
Методологическую основу проекта
составляют акмеологический, культурологический
и полисубъектный подходы. В ходе работы
над проектом нами были выделены такие
структурные компоненты поликультурного
пространства как поликультурная
внутренняя и внешняя среды. Поликультурная
внутренняя среда школы представляет
собой образовательная среду, которая
выступает не только как условие, но и
как средство обучения и воспитания. По
мнению В.И. Слободчикова,
среда, окружающая ребенка, не задана заранее,
она начинается там, «где происходит встреча
(сретенье) образующего и образующегося,
где они совместно начинают ее проектировать
и строить…» Структурная модель внутренней поликультурной
образовательной среды нашей школы содержит
три базовых компонента: пространственно-предметный,
социальный и организационно-
Поликультурное образовательное пространство школы как специально организованная среда определяет направленность, динамику, характер, степень и глубину процессов социализации и индивидуализации всех субъектов образовательного процесса. Таким образом, социальный компонент внутренней поликультурной среды способствует обучению устанавливать социальные контакты. В этом процессе ключевая роль отводится учителю. За время реализации проекта «Язык как ключ к пониманию культуры» у нас сложилось четкое представление о том, что поликультурное образование является частью педагогической культуры учителя. Базовыми компонентами поликультурной компетентности педагогов мы видим следующие:
Определяющим условием развития поликультурной компетентности учителя, на наш взгляд, выступает организация системы непрерывного образования педагогических кадров посредством эффективных форм повышения квалификации, таких как – тренинги, мастерские, мастер-классы, семинары, организация работы сетевых педагогических сообществ как особой формы профессионального развития. Так, в рамках сотрудничества с кафедрой гуманитарного образования, на базе школы в 2008-2009 учебном году проведена РПМ. В разные годы педагоги школы руководители работой районных мастер-классов. С 2006 года на базе школы успешно функционирует муниципальный ресурсно-методический центр по изучению английского языка, а в 2010 году учителя иностранных языков вступили в Тульскую ассоциацию учителей английского языка.
Коллектив учащихся нашей школы насчитывает более 20 детей с ограниченными возможностями здоровья. С целью обеспечения равных стартовых возможностей и доступности образования для данной категории детей, педагоги школы прошли обучение на курсах дистанционного обучения детей-инвалидов. Таким образом, социальные услуги для детей с особыми потребностями становятся более гибкими и адаптируемыми, а инклюзивное образование является неотъемлемой частью социального компонента поликультурного пространства школы.
Как уже мной отмечалось выше, внутренняя поликультурная среда школы представлена и организационно-технологическим компонентом, суть и значение которого будут изложены в сообщении моей коллеги. А в заключении моего сообщения, мне хотелось бы остановиться на нашем представлении о внешнем поликультурном образовательном пространстве.
Широкая сеть внешних контактов школы
в рамках сотрудничества с рядом учреждений
дает возможность нашим детям проявить
себя не только в учёбе, но и в спорте, творчестве,
искусстве. Поликультурное
образовательное пространство школы представлено
филиалами областного центра детско-юношеского
туризма, детского оздоровительно-
Важное место во внешнем поликультурном пространстве приобретают ресурсы всемирной сети Интернет. Возможности Интернета рассматриваются нами как особый способ изучения поликультуры в условиях глобального образования, как средство межкультурного общения. Думаю, что в ближайшем будущем расширение компьютерного парка школы, установка веб-камер, подключение высокоскоростного интернета позволят создать наиболее совершенные условия для включения педагогического и ученического сообществ в процесс межкультурной коммуникации, что позволит нам «думать глобально, действовать локально».
Закончить свое сообщение мне хочется словами Раймара Люста, экс-президента фонда им. Александра фон Гумбольдта: «Смотреть на мир глазами других людей и превращать их перспективы в свое собственное мышление, кажется мне наиболее верным путем, для того, чтобы найти общее решение для будущих проблем наступающего века» (1996).