Проективные методики исследования личностных свойств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:46, реферат

Описание работы

В связи с возрастающей потребностью в прикладных психологических исследованиях личности проективные методики стали широко использоваться во многих областях психологической практики. Однако не всегда их применение оправдано задачами конкретного исследования, а получаемые результаты интерпретируются в категориях, адекватных представлениям о личности, сложившимся в отечественной психологии. Проективные методы исследования личности, вероятно, - одна из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………….2
1. Теоретические основы и практическое применение проективного метода…………………………………………………………………………………………………………………3
2.История развития и обоснования проективных методик………………………………9
3. Возможности и ограничения проективных методик……………………………………12
Заключение………………………………………………………………………………………………………..16
Список использованной литературы…………………………………………........................17

Файлы: 1 файл

Проективные методики исследования личностных свойств.docx

— 47.15 Кб (Скачать файл)

      "В начале 1890-х годов психолог  Джордж Уиппл опубликовал таблицу стандартных ответов на ряд проективных тестов, где он указал время реакции и количество вопросов, а также степень сложности ответов субъектов, однако есть сомнения, что Роршах был знаком с этой публикацией" - пишут Ф. Александер и Ш. Селесник, размышляя об истоках метода Роршаха. Так или иначе, после четырнадцати лет работы "Психодиагностика" была опубликована.

      Справедливости ради нужно отметить, что русские ученые тоже внесли  свой вклад в создание проективной  психодиагностики: так, В.В. Абрамов  в 1911 году предложил метод дополнения  фразы для исследования творческой  деятельности душевнобольных. Однако, как уже было сказано выше, все эти исследования стали  лишь подготовительным этапом  в развитии метода. Точкой отсчета,  без сомнения, можно считать "Психодиагностику".

      Проективные методы возникли  в клинических условиях и остаются  в основном инструментом клинициста. Некоторые из них развились  из терапевтических методов (например, лечение с помощью произведений  искусства), применявшихся к психически  больным. На теоретических построениях  проективных методик сказывается  влияние психоаналитических концепций.  Существуют также разрозненные попытки положить в основу проективных методик теорию восприятия и перцептивные теории личности. Следует, конечно, отметить, что нет необходимости оценивать конкретные методики с точки зрения их теоретической направленности или истории происхождения. Методика может оказаться практически полезной, или эмпирически ценной, по другим причинам, нежели те, которые  выдвигались  для оправдания ее введения для использования специалистами.

      Проективная идеология формировалась  под влиянием двух направлений  – психоанализа и холистической  психологии. В рамках каждого  из этих направлений проективный  метод разрешает особые задачи  и использует особый словарь  понятий. Так, в психоаналитических  теориях, где сущность личности  рассматривается как продукт  преобразований инстинктивных влечений  под воздействием социальных  и культурных требований среды,  проективный метод ориентирован  на выявление именно тех неосознаваемых  тенденций и их всевозможных  трансформаций. Исходя из этого,  объектом проективного метода  является глубоко конфликтная  дезадаптированная личность; поэтому такие понятия как влечение, конфликт, защита в их психоаналитическом понимании, составляют основу анализа и интерпретации практически любой методики. Следовательно, проективный метод, используемый в системе психоанализа, будет обладать следующими отличительными чертами:

1. Направленностью  на диагностику причин дезадаптации – бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты);

2. Трактовкой  всего поведения, и проективного  в частности, как проявления  динамики бессознательных влечений;

3. Предпосылка  любого проективного исследования  – неопределённость тестовых  условий – будет интерпретироваться  как снятие давления реальности, в отсутствие которого личность  проявит не конвенциальные, а  якобы внутренне присущие ей  способы поведения.

      Обратимся теперь к концепции  проективного метода в рамках  холистической психологии. Ядро  личности, по Франку, составляет  субъективный мир желаний, мнений, идей и т. д. Взаимоотношение  личности и её социального  окружения есть процесс структурирования «жизненного пространства» в целях создания и поддержания «личного мира». Проективный эксперимент моделирует эти отношения: испытуемый перед лицом неопределённых ситуаций получает свободу в выборе элементов «жизненного пространства» и способов их структурирования. Проективный метод выступает, таким образом, как средство познания содержания и структуры «личного мира». На первый план выдвигается диагностика индивидуальных особенностей личности. Как правило, проективные методики направлены на диагностику личности в целом, нежели на выявление степени выраженности одного или нескольких личностных качеств - с этой точки зрения они вряд ли могут называться тестами. Кроме того, зачастую проективные методы не отвечают тем требованиям, что традиционно предъявляются, например, к личностным опросникам (имеется в виду их валидность и надежность).

Но, несмотря на их, совершенно очевидную непохожесть  на остальные виды тестов, проективные  методики, думается, все же могут быть к ним отнесены.

 

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК.

      Проективные методики представляют  собой специальную технику клинико-экспериментального  исследования тех особенностей  личности, которые наименее доступны  непосредственному наблюдению или  опросу.

      Термин “проективные” был впервые  использован Л. Френком в 1939 г. для объединения уже известных  к тому времени, но, казалось  бы, таких чрезвычайно далеких  друг от друга методических  приемов, как ассоциативный тест  Юнга, тест Роршаха, ТАТ и других. Выделив некоторые формальные признаки, присущие большинству проективных методик, Френк попытался дать им классификацию. Эта классификация, несмотря на обилие других, с предложенными позднее изменениями и дополнениями сегодня наиболее полно характеризует проективную технику. Различают следующие группы проективных методик:

      1. Конститутивные. Техники, входящие  в эту категорию, характеризуются  ситуацией, в которой то испытуемого  требуется создание некой структуры  из неструктурированного материала,  то есть предлагается какой-либо  аморфный материал, которому необходимо  придать смысл. Примерами таких  методик на завершение задания  могут служить:

      –Незаконченные предложения;

      – Незавершенные рисунки.

      Незаконченные предложения —  весьма популярная методика, применяемая  в самых разнообразных исследованиях.  Она может иметь некоторые  интерпретации, например, респонденту  предлагается самому дописать  предложение или выбрать из  нескольких предложенных вариантов.  Техники незаконченного рисунка,  такие как тест Вартегга или VAT`60, В отличие от Франка, который отводит здесь тесту Роршаха второстепенную роль, Зубин делает ссылку на него как на лучший пример конститутивного метода. Включение теста Роршаха в эту категорию зависит от того, как много «структур» готов увидеть человек в чернильных пятнах. А также лепка из пластилина или сходного вещества – род активности, который быстрее всего приходит в голову. В качестве другого примера Франк приводит технику рисования пальцами, тщательно разработанную Наполи и претендующую на статус методики, хотя на деле она не пользовалась популярностью.

      2. Конструктивные. Предлагаются оформленные  детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из  которых нужно создать осмысленное  целое и объяснить его. Сценотест, например, состоит из миниатюрных человеческих фигур, фигурок животных, деревьев и предметов повседневной жизни. Испытуемые, обычно дети и подростки, создают разные сцены из своей жизни (или заданные им экспериментатором), а по определённым особенностям этих сцен и рассказа о них делаются выводы как о личности их создателя, так и о специфике социального окружения. Различие между этой категорией и конститутивной аналогично различию между «сырым» и «переработанным» материалом. Последний, в форме строительных кубиков, кусочков мозаики и тому подобного, поддаётся скорее упорядочиванию, нежели моделированию по шаблону. Может быть, это различие покажется слишком тонким, но каждый сам определяет уровень сложности. Примером, относящимся к данной категории, может служить тест «Рисунок человека» или другие формы рисуночных заданий, отличные от «свободного выражения» согласно собственным склонностям.

      3. Интерпретационные методы - как  ясно из определения, испытуемый  должен истолковать некоторый  стимул, исходя из собственных  соображений - ТАТ– хорошая иллюстрация этого вида методик. Испытуемому предлагаются таблицы-картины, на которых изображены относительно неопределённые ситуации, допускающие неоднозначную интерпретацию. В ходе обследования испытуемым составляется небольшой рассказ, в котором необходимо указать, что привело к изображённой ситуации, что происходит в настоящее время, о чём думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация завершится. Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что даёт возможность раскрытия внутреннего мира, его чувств, интересов и побуждений.

      4. Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Например, психодрама в виде импровизированного театрального представления позволяет субъекту не только аффективно отреагировать (игровой катарсис) – а тем самым добиться терапевтического эффекта, - но и даёт исследователю возможность обнаружить выносимые вовне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию. Здесь мы видим смещение акцента с процента на результат. Игровые техники задействуют фантазию испытуемого, и поэтому, являются типичным примером данной категории.

      5. Экспрессивные. Анализ почерка,  особенностей речевого общения.  Осуществление испытуемым изобразительной  деятельности, рисунок на свободную  или заданную тему, например, методика «Дом-дерево-человек». По рисунку делаются выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях.

      6. Импрессивные. Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы. Например, тест Люшера, состоящий из 8 цветных квадратов. Предъявляются все квадраты с просьбой выбрать наиболее приятный. Процедура повторяется с оставшимися квадратами до тех пор, пока в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности. Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета. В качестве стимулов могут выступать фактически любые объекты живой и неживой природы.

      7.Аддитивные. От обследуемого требуется  завершение имеющего начало предложения,  рассказа или истории. Эти методики  предназначены для диагностики  разнообразных личностных переменных, от мотивов тех или иных  поступков до отношения к половому воспитанию молодёжи .

      Все перечисленные методики, по  Френку, объединяет способность  отражать как на экране наиболее  существенные аспекты личности  в их взаимозависимости и целостности  функционирования. Эти методики  характеризует также общность  формального построения и сходство  в стратегии проективного эксперимента: поведении психолога-исследователя,  подборе стимульного материала,  постановке диагностических задач.  Принято говорить о следующих  отличительных признаках проективных  методик:

      1) так называемая неопределенность  стимульного материала или инструкции  к заданию, благодаря чему испытуемый  обладает относительной свободой  в выборе ответа или тактики  поведения;

      2) деятельность испытуемого протекает  в атмосфере доброжелательности  и при полном отсутствии оценочного  отношения со стороны экспериментатора. Этот момент, а также то, что  испытуемый обычно не знает,  что в его ответах диагностически значимо, приводят к максимальной проекции личности, не ограничиваемой социальными нормами и оценками;

      3) проективные методики измеряют  не ту или иную психическую  функцию, а своего рода модус  личности в ее взаимоотношениях  с социальным окружением.

      Помимо множества пересечений  между категориями, выделенными  Франком, сомнение возникает и  относительно их положения в  классификации. Нет однозначного  объяснения, почему характер ответа  берётся им за основу классификации,  особенно после того как было  замечено, что ответ во многом  определяется характером самого  стимула. Возможно, основное различие  между проективными техниками заключается в цели их применения, хотя и здесь не исключены частичные совпадения.

      Г.М.Прошанский попытался проследить все эти различия в трёхступенчатой схеме анализа проективных техник. Краткое резюме этой трёхступенчатой классификации выглядит следующим образом:

      Стимулы: а) вербальный; б) визуальный; в) конкретный; г) другие модальности;

      Ответ: а) ассоциативный; б)  интерпретативный; в) манипулятивный; г) свободный выбор;

      Цель: а) описание; б) диагностика;  в) терапия.

      Особенностью данной классификации  является то, что последний пункт  каждой категории, выпадает из  общего строя или является  противоположностью другим пунктам.  Не исключено, что это явление  – источник частичных совпадений  между категориями, о которых говорилось ранее .

 

3.ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК.

      В начале 1940-х гг. «проективное движение» набирает значительную силу. Проективные методики становятся самыми популярными в клинико-психологических исследованиях личности. Разрабатываются новые методики, число их быстро растёт. В различных обзорах, целью которых было установление того, насколько часто используются эти методики, неизменно отмечается их лидирующее положение. Но параллельно с этого времени начинаются ожесточённые, горячие споры о месте проективных методик среди других инструментов исследования личности, споры, продолжающиеся и сегодня. По мнению известного специалиста по тесту Роршаха Дж. Экснера, печальным следствием этих дискуссий явилось образование пропасти между психологами, занимающимися изучением личности, что отразилось в укоренившемся за рубежом делении психодиагностических методик на объективные и проективные. В соответствии с такой классификацией объективные методики считаются созданными на основе фундаментальных принципов измерения, неодократно апробированных в психологии; они стандартизированы, высоконадёжны и валидны. Проективные методики объявляются теми, в которых едва ли не полностью игнорируются принципы измерения, а полученные с их помощью данные подвергаются субъективной, зависимой от личных предпочтений исследователя, интерпретации. Хотя известно, что многие из проективных методик предусматривают не только качественную, но и количественную оценку полученных результатов. Основательная психометрическая проработка сближает их с объективными тестами (к такого рода методикам можно отнести те, в которых предлагают завершить неоконченные предложения, некоторые варианты ТАТ и др.).

Информация о работе Проективные методики исследования личностных свойств