Проективные методы исследования личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 21:17, контрольная работа

Описание работы

Проективные методы исследования личности, вероятно, - одна из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики. Это касается практически всех аспектов: конструирования проективных тестов, их адаптации, апробирования и применения, обучения квалифицированных специалистов для работы с ними. Устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека.

Файлы: 1 файл

Проективные методы исследования личности.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

3. Интерпретационные  методы – как ясно из определения,  испытуемый должен истолковать  некоторый стимул, исходя из собственных соображений – ТАТ- хорошая иллюстрация этого вида методик. Испытуемому предлагаются таблицы-картины, на которых изображены относительно неопределённые ситуации, допускающие неоднозначную интерпретацию. В ходе обследования испытуемым составляется небольшой рассказ, в котором необходимо указать, что привело к изображённой ситуации, что происходит в настоящее время, о чём думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация завершится. Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что даёт возможность раскрытия внутреннего мира, его чувств, интересов и побуждений [там же, С.152]. 
4. Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Например, психодрама в виде импровизированного театрального представления позволяет субъекту не только аффективно отреагировать (игровой катарсис) – а тем самым добиться терапевтического эффекта, – но и даёт исследователю возможность обнаружить выносимые вовне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию. Здесь мы видим смещение акцента с процента на результат. Игровые техники задействуют фантазию испытуемого, и поэтому, являются типичным примером данной категории. 
5. Экспрессивные. Анализ почерка, особенностей речевого общения. Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему, например, методика «Дом-дерево-человек». По рисунку делаются выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях.

6. Импрессивные. Эти методики основываются на  изучении результатов выбора  стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее  желательные, предпочитаемые им  стимулы. Например, тест Люшера, состоящий  из 8 цветных квадратов. Предъявляются все квадраты с просьбой выбрать наиболее приятный. Процедура повторяется с оставшимися квадратами до тех пор, пока в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности. Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета. В качестве стимулов могут выступать фактически любые объекты живой и неживой природы.

7.Аддитивные. От  обследуемого требуется завершение  имеющего начало предложения,  рассказа или истории. Эти методики  предназначены для диагностики  разнообразных личностных переменных, от мотивов тех или иных поступков до отношения к половому воспитанию молодёжи [9]. 
Все перечисленные методики, по Фрэнку, объединяет способность отражать как на экране наиболее существенные аспекты личности в их взаимозависимости и целостности функционирования. Эти методики характеризует также общность формального построения и сходство в стратегии проективного эксперимента: поведении психолога-исследователя, подборе стимульного материала, постановке диагностических задач [7, С.45].  
В литературе по психометрическим тестам и в литературе по проективным методикам можно встретить другие классификации методов. Приведенная классификация наиболее полно охватывает диапазон проективных методик.

1. Методики дополнения. Стимульный материал: набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые "приходят на ум" в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К.Г. Юнга). 
Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения ("Неоконченные предложения"). 
Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов ("Кто Я?").

2. Методики интерпретации.  Стимульный материал - набор картинок, фотографий. От респондента требуется  составить рассказ (ТАТ, САТ)  по предложенным картинкам; ответить  на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди).

3. Методики структурирования. Малоструктурированный стимульный  материал (Толкование случайных  форм Г.Роршаха).

4. Методики изучения  экспрессии (анализ почерка, особенностей  речевого поведения).

5. Методики изучения  продуктов творчества. Предметом  интерпретации является рисунок,  который рисует респондент ("Дом.  Дерево. Человек", "Дерево", "Человек", "Два дома", "Рисунок семьи", "Пиктограмма", "Автопортрет", "Картина мира", "Свободный рисунок", "Несуществующее животное [7, С.14]. 
Г.М. Прошанский попытался проследить все эти различия в трёхступенчатой схеме анализа проективных техник. Краткое резюме этой трёхступенчатой классификации выглядит следующим образом: Стимулы: а) вербальный; б) визуальный; в) конкретный; г) другие модальности; Ответ: а) ассоциативный; б) интерпретативный; в) манипулятивный; г) свободный выбор; Цель: а) описание; б) диагностика; в) терапия. Особенностью данной классификации является то, что последний пункт каждой категории, выпадает из общего строя или является противоположностью другим пунктам [5, С.254].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможности проективных методик.

Современные проективные  методики, c одной стороны, требуют незначительных временных затрат на проведение, с другой стороны — ориентированы на выявление глубинных переживаний и отношений. Глубинная диагностика с применением проективных методик (Сонди, Люшер и др.) предназначена для выявления скрытых или скрываемых мотивов, отношений, структуры сознания и бессознательных переживаний [9]. Проективные методики дают возможность узнать, что человек думает и чувствует на самом деле. В профконсультировании методы диагностики с применением проективных методик могут использоваться для определения подлинных мотивов выбора профессии, интересов и увлечений, отношения к себе и другим людям, ведущих жизненных ценностей, планов и представлений о будущем, содержания забот, источников страхов, проблем, вытесненных комплексов и т. д. Компьютерные проективные методики цветовых и портретных выборов сочетают в себе результаты экспресс-диагностики и глубинной диагностики, что делает их незаменимыми в практической работе. Все проективные методики объединяет способность отражать как на экране наиболее существенные аспекты личности в их взаимозависимости и целостности функционирования [1, с.324]. Эти методики характеризует также общность формального построения и сходство в стратегии проективного эксперимента: поведении психолога-исследователя, подборе стимульного материала, постановке диагностических задач [4, с. 237]. Принято говорить о следующих отличительных признаках проективных методик:1) так называемая неопределенность стимульного материала или инструкции к заданию, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения;2) деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора. Этот момент, а также то, что испытуемый обычно не знает, что в его ответах диагностически значимо, приводят к максимальной проекции личности, не ограничиваемой социальными нормами оценками; 
3) проективные методики измеряют не ту или иную психическую функцию, а своего рода модус личности в ее взаимоотношениях с социальным окружением [2, С. 154]. Формальные характеристики проективных приемов, не давая оснований для однозначного соотнесения их с какой-то определенной теоретической схемой, тем не менее обусловливают особую стратегию исследования. Прежде всего это касается поведения экспериментатора и испытуемого: экспериментатор из нейтрального регистратора ответов испытуемого должен стать его партнером, доброжелательным и понимающим собеседником; испытуемый же в такой ситуации (даже при отсутствии специально поставленной психотерапевтической задачи) переживает своеобразный “катарсис”, Само собой разумеется, успех проективного исследования во многом зависит от личности экспериментатора, его умения расположить к себе испытуемого и ряда других факторов, возникающих в подобном общении Основные принципы проективного исследования сложились в борьбе, с одной стороны, с традиционной экспериментальной психологией, “стерилизовавшей” условия эксперимента в целях достижения максимальной объективности, с другой стороны — с тестовыми психометрическими исследованиями, игнорировавшими индивидуальные особенности личности и способы достижения тех или иных результатов. В определенном смысле принцип построения проективного эксперимента близок принципу “функциональной пробы”, развиваемому в отечественной психологии, согласно которому эксперимент моделирует “не только умственные операции больного, но и его личностное отношение” [5, С.156]. Проективные методы в настоящее время распространены, их число велико и продолжает увеличиваться. Вместе с тем они продолжают оставаться излюбленной мишенью для критики. Общепринятым является мнение о недостаточной объективности проективной техники, о несоответствии многих методик требованиям, обычно предъявляемым к психодиагностическому инструментарию. Так А. Анастази отмечает, что с точки зрения психометрики они «в подавляющем большинстве выглядят жалко» [1, С.182]. В числе их недостатков обычно видят отсутствие или неадекватность нормативных данных, что приводит к трудностям и субъективизму интерпретации индивидуальных результатов, когда психолог вынужден доверяться своему «клиническому опыту». Другой недостаток состоит в том, что в некоторых проективных методиках отсутствует объективность в определении показателей, часто неудовлетворительными являются коэффициенты гомогенности и ретестовой надежности. Попытки их валидизации страдают методическими недостатками либо из-за плохой контролируемости условий эксперимента, либо из-за необоснованности статистического анализа, либо из-за неверного формирования выборки. Как указывает А. Анастази, число работ, потерпевших неудачу в доказательстве какой-либо валидности таких проективных методик, как «Нарисуй человека» и «Чернильные пятна» Роршаха, поистине впечатляет [1, С. 182] . 
Однако, несмотря на отмеченные недостатки, популярность и статус проективных методик практически не меняются. В первую очередь это объясняется тем, что они, по признанию психодиагностов, в меньшей степени подвержены фальсификации со стороны испытуемого, чем опросники, и потому более пригодны для диагностики личности. Это преимущество проективных методов связано с тем, что их цель обычно замаскирована, и испытуемый не может угадать способы интерпретации диагностических показателей и их связь с теми или иными проявлениями личности; поэтому он не прибегает к маскировке, искажению, защитным реакциям при обследовании [6, С. 210]. Вместе с тем некоторые психологи (Л. Каплан, Л. Кронбах) все чаще рассматривают проективные методики как клинические инструменты, которые могут служить дополнительным качественным средством ведения диалога с обследуемым пациентом [1, С.194].

Проективные методы могут быть использованы и как  отличный инструмент в исследованиях  по психологии личности: вместо того, чтобы  сожалеть о несоответствии фантазии и реального поведения, мы должны их изучать и анализировать фантазии в свете настоящего и прошлого поведения субъекта. Ведь в действительности личность реализует свои фантазии и потребности через адаптацию, компромиссы и урегулирование в соответствии с требованиями окружающей реальности [5, С.108].

Кроме того, проективные  методы эффективны для установления контакта с испытуемым, в работе с маленькими детьми. Они, как правило, вызывают интерес со стороны испытуемого, который вовлекается в их выполнение.

 

 

 

 

 

Заключение

Возникновение проективного подхода к диагностике  личности является важным этапом в  развитии психодиагностики, поскольку  появляются методики, которые качественно  отличны от традиционных. Проективные  техники - методики, основанные на феномене проекции. Они предназначены для исследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу. Специфика проективного метода состоит в его направленности на выявление прежде всего субъективно-конфликтных отношений и их представленности в индивидуальном сознании в виде «личностных смыслов» или «значимых переживаний».

Важнейшая отличительная  особенность проективных методик  заключается в том, что в них  используют неопределенные или слабоструктурированные стимулы, создающие наиболее оптимальные условия для проявления внутреннего мира человека. Однако, исследования, обращенные к анализу роли стимула в проективной технике, показывают, что ошибочно полагать каждую реакцию обследуемого личностно обусловленной, поскольку объективные параметры стимулов принимают непосредственное участие в формировании ответов. Несмотря на это, в современном мире усиливается интерес к проективным методикам как к одним из важнейших психологических инструментов познания личности. 

 

 

 

 

 

 

 

Литература 
 
1. Анастази, А., Урбина, С. Психологическое тестирование / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2001. - 688с. 
2. Бурлачук, Л.Ф. Введение в проективную психологию. — Киев: Вист-С, 1997. – 128с. 
3. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика. Учебник для вузов / Бурлачук Леонид Фокич. - СПб.: Питер, 2006. - 351с.: ил. - (Учебник нового века). 
4. Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психодиагностике — СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.: (Серия «Мастера психологии») 
5. Проективная психология: Пер. с англ. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 318с.. 
6. Психологическая диагностика : учебник для студентов вузов/ под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. -3-е изд., перераб. и доп.. -СПб. [и др.]: Питер, 2003. -650с., [1] с.: табл. - (Учебник для вузов) 
7. Соколова, Е.Т. Проективные методы исследования личности. — М.: МГУ, 1980. - 150с.




Информация о работе Проективные методы исследования личности