Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 09:54, реферат
«Проективные методики направлены на экспериментальное исследование тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу» [6, с. 78]. Среди диагностируемых качеств могут быть названы интересы и установки личности, мотивация, ценностные ориентации, страхи и тревоги, неосознаваемые потребности и побуждения и пр. Основное отличие данного метода исследований заключается в возможности раскрыть субъективные причины поведения человека. Часто эти причины неосознанны, и понять их достаточно трудно. В этой ситуации на помощь исследователю приходит проективный метод и составляющие его проективные методики, которые раскрывают мысли и отношения исследуемого на подсознательном уровне, на котором участникам не дается контролировать свои мысли, чувства и эмоции.
1. Проективные методы
1.1 Общая характеристика проективных методов изучения личности
«Проективные методики направлены на экспериментальное исследование тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу» [6, с. 78]. Среди диагностируемых качеств могут быть названы интересы и установки личности, мотивация, ценностные ориентации, страхи и тревоги, неосознаваемые потребности и побуждения и пр. Основное отличие данного метода исследований заключается в возможности раскрыть субъективные причины поведения человека. Часто эти причины неосознанны, и понять их достаточно трудно. В этой ситуации на помощь исследователю приходит проективный метод и составляющие его проективные методики, которые раскрывают мысли и отношения исследуемого на подсознательном уровне, на котором участникам не дается контролировать свои мысли, чувства и эмоции.
По мнению Столяренко Л.Д. проективные методики основываются на едином психологическом механизме «проекции», который анализировали Фрейд и Юнг. В своей книге «Основы психологии: Практикум» он пишет что, суть проекции заключается в невольном приписывании другим людям тех качеств и желаний, которые присущи самому человеку, но в которых человек сам себе не признается, подавляя их [9, с.78]. Бессознательные переживания, порожденные неосознаваемыми влечениями человека, доступны объективной диагностике, так как отражаются в характере быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий, в определенных ошибках психики, в особенностях рисунков или восприятия неопределенных рисунков.
Ознакомившись с книгой Рогова
Е.И. «Настольная книга
Одной из наиболее простых (и при этом наиболее результативных) методик является психогеометрический тест Деллингер (подробное описание данного теста - п. 1.2.). Испытуемый должен выбрать из пяти геометрических фигур ту, которая ему больше всего импонирует. Оставшиеся предлагается расположить в порядке убывания привлекательности для субъекта. В зависимости от сделанного выбора определяются основные черты характера, особенности поведения и пр.
Известный тест Роршаха «чернильных пятен» показал, что разглядывая 5 черных чернильных пятен и 5 цветных пятен испытуемые говорят, что каждое из пятен им напоминает, на что оно похоже, в результате происходит символический перенос содержания внутреннего мира на внешний мир.
Широкую известность имеет проективный тест ТАТ (тематический апперцептивный тест), разработанный Морган и Мюррей в 1935 г. В тесте ТАТ испытуемому предъявляются «нечеткие», неоднозначные рисунки с изображением человеческих фигур и лиц в разных ситуациях, на основе которых человек придумывает рассказ, но при этом он невольно акцентирует внимание на тех или иным деталях изображения, строит свой вариант сюжета, непроизвольно проецируя свои заботы и переживания на героев своих рассказов.
Легче в обработке и интерпретации - проективный фрустрационный тест Розенцвейга, в котором испытуемый должен приписать какую-нибудь фразу персонажу, изображенному на рисунке, отражающем конфликтную ситуацию. На основе анализа тех фраз, которыми реагировал испытуемый на различные конфликтные ситуации, выявляется уровень фрустрированности, агрессивности человека, стиль его реакций (агрессивный, самообвинительный или рационализирующий).
Для повышения надежности
интерпретации проективных
1.2 Классификация проективных методик
Проективные методики представляют
собой специальную технику
Термин “проективные” был впервые использован Л. Френком в 1939 г. для объединения уже известных к тому времени, но, казалось бы, таких чрезвычайно далеких друг от друга методических приемов, как ассоциативный тест Юнга, тест Роршаха, ТАТ и других. Выделив некоторые формальные признаки, присущие большинству проективных методик, Френк попытался дать им классификацию. Эта классификация, несмотря на обилие других, с предложенными позднее изменениями и дополнениями сегодня наиболее полно характеризует проективную технику. Различают следующие группы проективных методик:
1. Конститутивные. Техники,
входящие в эту категорию,
-Незаконченные предложения
-Незавершенные рисунки
Незаконченные предложения -- весьма популярная методика, применяемая в самых разнообразных исследованиях. Она может иметь некоторые интерпретации, например, респонденту предлагается самому дописать предложение или выбрать из нескольких предложенных вариантов.
Техники незаконченного рисунка, такие как тест Вартегга или VAT`60, В отличие от Франка, который отводит здесь тесту Роршаха второстепенную роль, Зубин делает ссылку на него как на лучший пример конститутивного метода. Включение теста Роршаха в эту категорию зависит от того, как много «структур» готов увидеть человек в чернильных пятнах. А также лепка из пластилина или сходного вещества - род активности, который быстрее всего приходит в голову. В качестве другого примера Франк приводит технику рисования пальцами, тщательно разработанную Наполи и претендующую на статус методики, хотя на деле она не пользовалась популярностью.
2. Конструктивные. Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. Сценотест, например, состоит из миниатюрных человеческих фигур, фигурок животных, деревьев и предметов повседневной жизни. Испытуемые, обычно дети и подростки, создают разные сцены из своей жизни (или заданные им экспериментатором), а по определённым особенностям этих сцен и рассказа о них делаются выводы как о личности их создателя, так и о специфике социального окружения. Различие между этой категорией и конститутивной аналогично различию между «сырым» и «переработанным» материалом. Последний, в форме строительных кубиков, кусочков мозаики и тому подобного, поддаётся скорее упорядочиванию, нежели моделированию по шаблону. Может быть, это различие покажется слишком тонким, но каждый сам определяет уровень сложности. Примером, относящимся к данной категории, может служить тест «Рисунок человека» или другие формы рисуночных заданий, отличные от «свободного выражения» согласно собственным склонностям.
3. Интерпретационные методы
- как ясно из определения,
4. Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Например, психодрама в виде импровизированного театрального представления позволяет субъекту не только аффективно отреагировать (игровой катарсис) - а тем самым добиться терапевтического эффекта, - но и даёт исследователю возможность обнаружить выносимые вовне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию. Здесь мы видим смещение акцента с процента на результат. Игровые техники задействуют фантазию испытуемого, и поэтому, являются типичным примером данной категории.
5. Экспрессивные. Анализ
почерка, особенностей
6. Импрессивные. Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы. Например, тест Люшера, состоящий из 8 цветных квадратов. Предъявляются все квадраты с просьбой выбрать наиболее приятный. Процедура повторяется с оставшимися квадратами до тех пор, пока в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности. Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета. В качестве стимулов могут выступать фактически любые объекты живой и неживой природы.
7. Аддитивные. От обследуемого
требуется завершение имеющего
начало предложения, рассказа
или истории. Эти методики
Все перечисленные методики,
по Френку, объединяет способность
отражать как на экране наиболее существенные
аспекты личности в их взаимозависимости
и целостности
Принято говорить о следующих
отличительных признаках
1) так называемая
2) деятельность испытуемого
протекает в атмосфере
3) проективные методики измеряют не ту или иную психическую функцию, а своего рода модус личности в ее взаимоотношениях с социальным окружением.
Помимо множества пересечений между категориями, выделенными Франком, сомнение возникает и относительно их положения в классификации. Нет однозначного объяснения, почему характер ответа берётся им за основу классификации, особенно после того как было замечено, что ответ во многом определяется характером самого стимула. Возможно, основное различие между проективными техниками заключается в цели их применения, хотя и здесь не исключены частичные совпадения.
Г.М. Прошанский попытался проследить все эти различия в трёхступенчатой схеме анализа проективных техник.
Краткое резюме этой трёхступенчатой классификации выглядит следующим образом:
Стимулы: а) вербальный; б) визуальный; в) конкретный; г) другие модальности;
Ответ: а) ассоциативный; б) интерпретативный; в) манипулятивный; г) свободный выбор;
Цель: а) описание; б) диагностика; в) терапия.
Особенностью данной классификации является то, что последний пункт каждой категории, выпадает из общего строя или является противоположностью другим пунктам. Не исключено, что это явление - источник частичных совпадений между категориями, о которых говорилось ранее [11].
Информация о работе Проективные методы исследования личности