Проективные техники. Ассоцианизм. Метод свободных словесных ассоциаций Ф.Гальтона. Психоанализ как теоретическая основа развития проекти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 18:19, реферат

Описание работы

Первый большой публичный успех психологии был связан с психодиагностикой. После того, как психология продемонстрировала свои возможности в оценке интеллекта, к психологам, работавшим в клиниках и больницах, стали обращаться с другими проблемами, помимо школьной успеваемости и задержки развития. Профессиональные психологи ответили на эти запросы двумя типами тестов - объективными и проективными.

Содержание работы

Введение
1. Проективные техники.
а. классификация
2. Ассоцианизм. Метод свободных словесных ассоциаций Ф.Гальтона.
3. Психоанализ как теоретическая основа развития проективных методик
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

психод.docx

— 23.07 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РК

Государственный университет имени Шакарима

 

 

 

 

 

                                             

                             

                               СРО

     Проективные техники. Ассоцианизм. Метод свободных словесных ассоциаций Ф.Гальтона. Психоанализ как теоретическая основа развития проективных методик

 

 

 

 

 

                                                                           

 

                                                                   

                                        

                                                          

 

 

 

 

 

 

                                                                       Выполнила:Амантаева А.

                                                                             ПХ-316

 

 

                                                 Семей 2015

 

Содержание

Введение

1. Проективные техники.

   а. классификация

2. Ассоцианизм. Метод свободных  словесных ассоциаций Ф.Гальтона.

3. Психоанализ как теоретическая  основа развития проективных  методик

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Личность является наиболее сложным психическим конструктом, в котором тесно переплетаются множество социальных и биологических факторов. Изменение даже одного из этих факторов существенно отражается на его

взаимоотношениях с другими факторами и на личности в целом. С этим связано многообразие подходов к изучению личности - различные аспекты изучения личности исходят из разных концепций, они отличаются методологически соответственно тому, объектом какой науки оказывается исследование личности.

Первый большой публичный успех психологии был связан с психодиагностикой. После того, как психология продемонстрировала свои возможности в оценке интеллекта, к психологам, работавшим в клиниках и больницах, стали обращаться с другими проблемами, помимо школьной успеваемости и задержки развития. Профессиональные психологи ответили на эти запросы двумя типами тестов - объективными и проективными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проективные методики как метод психодиагностики

Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежит известному американскому психологу Г. Мюррею (1938). Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации. По сути, это первое приложение понятия проекции к психологическому исследованию. При этом Г. Мюррей, хорошо знакомый с психоаналитическими работами, считал, что защитные механизмы в процессе проекции могут проявляться, а могут и не проявляться. До этого времени теоретическая концепция проекции в том виде, в котором она применима к исследованию личности, не формулировалась . Но подлинную революцию произвела книга Германа Роршаха "Психодиагностика" (1921). Именно с 1921 года начался новый этап в развитии экспериментального изучения личности - этап проективного ее исследования.

Проективные методики (лат. projectio -- выбрасывание вперед) -- совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода . Понятие проекции для обозначения этих методик было впервые использовано Л. Франком (1939) и, несмотря на неоднократные попытки изменить их название, закрепилось, является общепринятым в психологической диагностике. Л. Франк впервые сформулировал принципы проективной психологии и выдвинул три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности:

1. Проективные методы направлены  на уникальное в структуре  или организации личности. В отличие  от традиционных психометрических  процедур личность рассматривается  как система взаимосвязанных  процессов, а не перечень (набор) способностей или черт.

2. Личность в проективном подходе  изучается как относительно устойчивая  система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.

3. Эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему внутреннего мира индивида» . Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой» .

Определяя специфику проективного подхода, Л. Франк пишет о том, что это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, его мыслей и чувств. Также подчеркивается то, что стимулы, используемые в проективных методиках, не являются строго однозначными, а допускают различную интерпретацию. Стимул приобретает смысл не просто в силу его объективного содержания, а прежде всего в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым .

Л. Франк не рассматривает проективные методики как замену уже известным психометрическим. Назначение этих методик -- исследование «идиоматичной» внутренней сферы, которая может быть рассмотрена как способ организации жизненного опыта. По мнению ученого, проективные методики удачно дополняют существующие, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования. Общими для всех проективных методик являются следующие признаки:

1. Неопределенность, неоднозначность  используемых стимулов.

2. Отсутствие ограничений в выборе  ответа.

3. Отсутствие оценки ответов  испытуемых как «правильных»  и «ошибочных».

Л. Франку принадлежит и приоритет в использовании термина «проекция» для обозначения особой группы методов исследования личности.Наиболее существенной чертой проективных методик Л. Фрэнк считал неопределенность стимульных условий, позволяющих испытуемому проецировать свой способ видения жизни, свои мысли и чувства . Неопределенные, неоднозначные (слабоструктурированные) стимулы, испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. В соответствии с проективной гипотезой каждое эмоциональное проявление индивидуума, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы, побуждающие ее к активности

Классификация проективных методик

Сегодня существует множество классификаций проективных методик по разным основаниям.

Первым разработал классификацию проективных методик Л. Франк. Эта классификация, несмотря на обилие других, с предложенными позднее изменениями и дополнениями является сегодня наиболее полно характеризующей проективную технику. За основу здесь берется характер ответа. Познакомимся ближе с классификацией проективных методик Л.Франка.

1) конститутивные -- структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (напр. Роршаха тест);

2) конструктивные -- создание из оформленных деталей осмысленного целого (напр. Мира тест);

3) интерпретативные -- истолкование какого-либо события, ситуации (напр. Тематической апперцепции тест);

4) катартические -- осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (напр. Психодрама);

5) экспрессивные -- рисование на  свободную или заданную тему ( напр. «Дом--дерево--человек» тест);

6) импрессивные -- предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (напр. Люшера цвета выбора тест);

7) аддитивные -- завершение предложения, рассказа, истории ( напр. «Завершения предложения методики»)

 

Ассоцианизм – деятельность психики на основе ассоциаций (от лат. associatio - соединение).

Одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Берет начало от Аристотеля. Материалистический ассоцианизм стал ведущим в так называемой психологии ассоцианистской. Она главенствовала до начала XX в. и сосредоточивала основное внимание на изучении умственной деятельности и познания. Особенно отчетливо принцип был развит в работах Д. Локка, который и ввел в обиход термин "ассоциация".

Согласно Локку:

  • идеи ощущений в ходе развития предшествуют идеям рефлексии (Reflection; Reflexion - умственная активность, концентрирующаяся на определенном содержании сознания);
  • простые идеи, ассоциируясь, складываются в сложные;
  • знание основывается на опыте, источники опыта – ощущение и рефлексия;
  • из этих источников разум и получает идеи, а врожденные идеи не существуют: человек рождается как чистая восковая дощечка (tabula rasa), на коей можно написать все, что угодно.

Эта идея стала непосредственно соотноситься с педагогической практикой, а позже - и с проблемами психологии личности и психологией педагогической. Она составила основу так называемых теорий среды, утверждающих ведущую роль окружения и внешних воздействий при формировании психики.

Им противостоят теории развития, исходящие от идей Ж.-Ж. Руссо и утверждающие приоритет внутренне присущих человеку закономерностей развития. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания. Утвердилось воззрение, составившее основные принципы ассоцианизма:

  1. душа понимается как сознание - в первую очередь в его познавательном аспекте;
  2. в основе душевной жизни лежат простые элементы; психика отождествленная с интроспективно понятым сознанием, построена из элементов - ощущений, простейших чувствований;
  3. эти элементы – образы ощущений - имеют чувственный характер они первичны, а сложные психические образования – представления, мысли, чувства, вторичны;
  4. более сложные образования возникают как сложение более простых на базе принципа ассоциации;
  5. условие образования ассоциаций - смежность двух процессов психических;
  6. закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте;
  7. источник знаний о душе – самонаблюдение наблюдая собственный внутренний мир, исследователь непосредственно обращен к реальной душевной жизни и вправе выносить суждения о ней, чужая же душевная жизнь недоступна, хотя законы душевной жизни предполагаются едиными.

Еще важная деталь: по сути, человек понимался как одиночка, живущий среди других таких же одиночек; его внутренний мир явно или неявно противопоставлен всему остальному, между ним и остальным миром как бы проходит жесткая граница. Благодаря успехам биологии и нейрофизиологии, ассоцианизм был преобразован. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин - при объяснении эмоций, И. М. Сеченов - в учении о рефлексах головного мозга.

Спенсер внес в ассоцианизм проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80-е - 90-е гг. XIX в. предпринимались многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций. Вместе с тем была показана ограниченность их механистической трактовки.

Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов:

  1. Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных явлений психических, прежде всего процессов припоминания;
  2. Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве коих рассматривались ощущения и представления;
  3. Этап экспериментального и практического ассоцианизма, характерный попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.

В рамках ассоцианизма были выработаны ценные представления, прежде всего - в области психологии памяти и психологии мышления. Весьма ценно само понятие ассоциации. Однако ассоциация как универсальный объяснительный принцип со временем оказалась недостаточной, и для ассоцианизма как универсальной психологической теории настало время кризиса и падения. Детерминистские элементы ассоцианизма в трансформированном виде были восприняты учением И. П. Павлова о рефлексах условных, а также - на иных методологических основаниях - американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций для выявления особенностей различных психических процессов используется и современной психологией.


Возникновение метода свободных словесных ассоциаций связано с именем Френсиса Гальтона (1822–1911). В 1879 г. он опубликовал результаты своих ассоциативных экспериментов. Предлагая испытуемому отвечать на слово-раздражитель первой пришедшей в голову словесной ассоциацией, Гальтон составлял списки из 75 слов и по очереди открывал их перед испытуемым (иногда он сам выступал в качестве такового). С помощью секундомера он фиксировал время ответа. Позднее эта методика получила развитие в исследованиях Э. Крепелина (1892) , К. Юнга (1906) , Г. Кента и А. Розанова (1910) и др.

Информация о работе Проективные техники. Ассоцианизм. Метод свободных словесных ассоциаций Ф.Гальтона. Психоанализ как теоретическая основа развития проекти