Профессиограмма преподавания высшей школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 08:51, реферат

Описание работы

Целью профессиональной деятельности преподавателя является профессионально-личностное развитие студента.
Задачи профессиональной деятельности преподавателя высшей школы:
- создать организационно-педагогические условия для успешного овладения студентом теоретическими знаниями, общекультурными (профессиональными, специальными) компетенциями в рамках основной образовательной программы;

Файлы: 1 файл

Профессиограмма Пед деятельности.doc

— 62.50 Кб (Скачать файл)

Профессиограмма преподавания высшей школы

 

Целью профессиональной деятельности преподавателя является профессионально-личностное развитие студента.

Задачи профессиональной деятельности преподавателя высшей школы:

- создать организационно-педагогические условия для успешного овладения студентом теоретическими знаниями, общекультурными (профессиональными, специальными) компетенциями в рамках основной образовательной программы;

- вооружить  студентов системными знаниями  о закономерных связях человека  с природой, обществом, культурой, государством; о процессе становления человеческой личности; о способах добывания и интерпретации научной информации, способах ее переработки и хранения и др.;

- сформировать и развить прикладные умения будущих специалистов в выбранной предметной и профессиональной деятельности;

- развивать профессиональную направленность личности студента, обеспечить становление общей и профессиональной культуры как способа жизнедеятельности;

- развивать  исследовательские способности  студентов, формировать навыки научно-исследовательской деятельности;

- содействовать раскрытию профессионально-личностного потенциала студента.

 

Содержание деятельности вузовского преподавателя включает в себя:

а) учебную  работу (аудиторную и внеаудиторную);

б) внеучебную работу.

Ученая работа преподавателя связана с проведением аудиторной и внеаудиторной 
форм обучения студентов. К аудиторным видам работы относятся: чтение лекций, 
проведение семинарских, практических и лабораторных занятий. К внеаудиторным 
видам учебной работы относятся: проведение консультаций, зачетов, экзаменов, 
руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами, руководство 
практикой, проверка контрольных работ, контроль СРС.

Учебная нагрузка планируется на каждого  преподавателя в строгом соответствии со штатным расписанием (должности – ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор).

Внеучебная работа преподавателя складывается из следующих ее видов:

а) учебно-методическая работа;

б) научно-исследовательская  работа;

в) воспитательная работа;

г) организационно-методическая работа.

Внеучебная  работа преподавателя составляет «подводную»  часть нагрузки и занимает вторую половину дня.

Учебно-методическая работа преподавателя включает в себя:

- подготовка  к лекциям

- подготовка  к практическим занятиям

- разработка  учебно-методических комплексов, учебных  программ

- разработка  содержания лекций по новому  курсу

- разработка  содержания семинарских (практических) занятий

- разработка  тестов, задач, контрольных заданий

- разработка  электронных учебных и методических пособий

- составление  экзаменационных вопросов

- разработка  и подготовка к изданию новых  учебных пособий

- подготовка  к переизданию методической литературы

- редакционная  работа

- подготовка  наглядных, мультимедийных пособий для учебного процесса

- осуществление  рейтингового контроля знаний  студентов

- проведение  и посещение открытых занятий

- участие  в работе методических комиссий  и советов факультета, вуза.

Научно-исследовательская работа преподавателя включает в себя:

- выполнение запланированных госбюджетных и внебюджетных научно-исследовательских работ

- участие  в научных конференциях

- подготовка монографий, научных статей

- участие  в международных, республиканских  и отраслевых грантах и проектах

- работа  над кандидатскими и докторскими диссертациями

- работа  в качестве оппонента или научного  рецензента

- научное  редактирование научных сборников,  научных отчетов

- руководство  научным кружком или проблемной  группой студентов, магистрантов, аспирантов

- руководство экспериментальной площадкой

- подготовка студентов  к участию в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях, выставках.

Воспитательная работа преподавателя включает в себя:

- работа в качестве  куратора академической группы

- подготовка и  проведение воспитательных форм работы в студенческих группах (беседы, диспуты)

- работа в студенческом  общежитии

- руководство клубами,  секциями, кружками и др.

- подготовка и  участие в общеуниверситетских  и факультетских воспитательных мероприятиях.

Организационно-методическая работа включает в себя:

- выполнение поручений  ректората, деканата

- подготовка докладов  к заседаниям Ученого совета университета, совета факультета, кафедры

- выполнение кафедральных  поручений

 

Свойства и характеристики личности преподавателя

Профессионально значимые личностные качества преподавателя: научная эрудиция, профессионально-педагогическая культура, педагогическое мастерство, 
интеллигентность, профессионально-педагогическая направленность, педагогическое 
мышление, увлеченность педагогической деятельностью, высокий уровень общей 
культуры и эрудиции, педагогическая наблюдательность, педагогический такт, 
требовательность и справедливость, уважительность, коммуникабельность, педагогический оптимизм, интерес к общению со студентами, интеллектуальная активность, чувство нового и др.

 

Требования к знаниям и умениям преподавателя по специальности.

Специальные знания

- знание  предмета на уровне науки;

- знание  современных достижений и перспективных направлений развития данной науки;

- знание  современного состояния данной отрасли производства;

- знание  области профессиональной деятельности  по специальности;

- знание  ГОС ВПО;

- знание  действующих вузовских учебных  программ и учебников по предмету;

- знание  цели и задач обучения предмету;

- знание  места своей дисциплины в общей системе подготовки специалиста.

Специальные умения

- умения  по конкретной специальности.

 

Необходимые знания и умения из области  педагогики и психологии для успешной педагогической деятельности.

Психолого-педагогические знания

- знание  педагогики и психологии высшей школы (теория обучения, теория воспитания,  психология студенчества и др.);

- знание  теории педагогической деятельности;

- знание  современных концепций высшего профессионального образования;

- знание  методики обучения предмету.

Педагогические умения

- диагностические  умения;

- проектировочные  умения;

- конструктивные  умения;

- коммуникативные  умения;

- организаторские  умения;

- аналитические  умения

Диагностические умения преподавателя

- диагностировать  начальный, промежуточный и итоговый уровни знаний, умений, навыков и компетенций студентов;

- диагностировать  педагогическую ситуацию в студенческой группе;

- выявлять (определять) уровень воспитанности  и общей культуры студента;

- и  др.

Прогностические умения преподавателя

- прогнозировать результаты обучения и профессионального воспитания студентов;

- выделять  и точно формулировать конкретную педагогическую задачу, определять условия ее решения;

- планировать  свою учебно-методическую (воспитательную) работу со студентами;

- прогнозировать возможные трудности и ошибки студентов в процессе обучения;

- и  др.

Конструктивные умения преподавателя

- научно  обоснованно строить образовательный  процесс;

- отбирать  и применять эффективные технологии, методы, формы, приемы и средства обучения и профессионального воспитания;

- организовывать  и управлять СРС;

- активизировать  учебную деятельность и процесс творческой самореализации студентов;

- и  др.

Коммуникативные умения преподавателя

- устанавливать  педагогически целесообразные отношения со студентами;

- осуществлять  индивидуальный и дифференцированный подход к студентам;

- создавать  на занятиях положительный эмоционально-психологический климат;

- управлять  поведением студентов;

- мысленно  ставить себя на место студентов;

- увлекать  студентов, заинтересовывать их профессионально ценными перспективами;

- находить  наилучшую форму педагогических  требований;

- и  др.

Организаторские умения преподавателя

- организовывать  учебную деятельность студентов;

- организовывать  свою преподавательскую и воспитательную деятельность;

- организовывать  различные профессионально ориентированные мероприятия, формы работы со студентами и др.

Аналитические умения преподавателя

- анализировать  полученные результаты обучения  и воспитания студентов;

- анализировать  опыт преподавателей, природу успехов и недостатков в профессионально-педагогической деятельности;

- соотносить свой  педагогический опыт с педагогической теорией;

- анализировать  сравнительную эффективность применяемых методов, приемов и средств обучения;

- и др. 

 

Таким образом, профессиональная деятельность преподавателя вуза представляет собой комплексный вид педагогической деятельности, требующий от него обширных и глубоких знаний, развитых умений как по специальности, так и педагогике высшей школы.


Информация о работе Профессиограмма преподавания высшей школы