Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 08:51, реферат
Целью профессиональной деятельности преподавателя является профессионально-личностное развитие студента.
Задачи профессиональной деятельности преподавателя высшей школы:
- создать организационно-педагогические условия для успешного овладения студентом теоретическими знаниями, общекультурными (профессиональными, специальными) компетенциями в рамках основной образовательной программы;
Профессиограмма преподавания высшей школы
Целью профессиональной деятельности преподавателя является профессионально-личностное развитие студента.
Задачи профессиональной деятельности преподавателя высшей школы:
- создать организационно-педагогические условия для успешного овладения студентом теоретическими знаниями, общекультурными (профессиональными, специальными) компетенциями в рамках основной образовательной программы;
- вооружить
студентов системными знаниями
о закономерных связях
- сформировать и развить прикладные умения будущих специалистов в выбранной предметной и профессиональной деятельности;
- развивать профессиональную направленность личности студента, обеспечить становление общей и профессиональной культуры как способа жизнедеятельности;
- развивать исследовательские способности студентов, формировать навыки научно-исследовательской деятельности;
- содействовать раскрытию профессионально-личностного потенциала студента.
Содержание деятельности вузовского преподавателя включает в себя:
а) учебную работу (аудиторную и внеаудиторную);
б) внеучебную работу.
Ученая работа преподавателя связана
с проведением аудиторной и внеаудиторной
форм обучения студентов. К аудиторным
видам работы относятся: чтение лекций,
проведение семинарских, практических
и лабораторных занятий. К внеаудиторным
видам учебной работы относятся: проведение
консультаций, зачетов, экзаменов,
руководство курсовыми и выпускными квалификационными
работами, руководство
практикой, проверка контрольных работ,
контроль СРС.
Учебная
нагрузка планируется на каждого
преподавателя в строгом соотве
Внеучебная работа преподавател
а) учебно-методическая работа;
б) научно-исследовательская работа;
в) воспитательная работа;
г) организационно-методическая работа.
Внеучебная работа преподавателя составляет «подводную» часть нагрузки и занимает вторую половину дня.
Учебно-методическая работа преподавателя включает в себя:
- подготовка к лекциям
- подготовка к практическим занятиям
- разработка
учебно-методических
- разработка содержания лекций по новому курсу
- разработка
содержания семинарских (
- разработка тестов, задач, контрольных заданий
- разработка электронных учебных и методических пособий
- составление экзаменационных вопросов
- разработка и подготовка к изданию новых учебных пособий
- подготовка
к переизданию методической
- редакционная работа
- подготовка
наглядных, мультимедийных
- осуществление рейтингового контроля знаний студентов
- проведение и посещение открытых занятий
- участие
в работе методических
Научно-исследовательская
- выполнение запланированных госбюджетных и внебюджетных научно-исследовательских работ
- участие в научных конференциях
- подготовка монографий, научных статей
- участие
в международных,
- работа над кандидатскими и докторскими диссертациями
- работа
в качестве оппонента или
- научное
редактирование научных
- руководство
научным кружком или
- руководство экспериментальной площадкой
- подготовка студентов к участию в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях, выставках.
Воспитательная работа преподавателя включает в себя:
- работа в качестве куратора академической группы
- подготовка и проведение воспитательных форм работы в студенческих группах (беседы, диспуты)
- работа в студенческом общежитии
- руководство клубами, секциями, кружками и др.
- подготовка и участие в общеуниверситетских и факультетских воспитательных мероприятиях.
Организационно-методическая работа включает в себя:
- выполнение поручений ректората, деканата
- подготовка докладов к заседаниям Ученого совета университета, совета факультета, кафедры
- выполнение кафедральных поручений
Свойства и характеристики личности преподавателя
Профессионально
значимые личностные качества преподавателя: научная эрудиция,
профессионально-педагогическая культура,
педагогическое мастерство,
интеллигентность, профессионально-педагогическая
направленность, педагогическое
мышление, увлеченность педагогической
деятельностью, высокий уровень общей
культуры и эрудиции, педагогическая наблюдательность,
педагогический такт,
требовательность и справедливость, уважительность,
коммуникабельность, педагогический оптимизм,
интерес к общению со студентами, интеллектуальная
активность, чувство нового и др.
Требования к знаниям и умениям преподавателя по специальности.
Специальные знания
- знание предмета на уровне науки;
- знание
современных достижений и
- знание современного состояния данной отрасли производства;
- знание
области профессиональной
- знание ГОС ВПО;
- знание действующих вузовских учебных программ и учебников по предмету;
- знание
цели и задач обучения
- знание места своей дисциплины в общей системе подготовки специалиста.
Специальные умения
- умения по конкретной специальности.
Необходимые знания и умения из области педагогики и психологии для успешной педагогической деятельности.
Психолого-педагогические знания
- знание педагогики и психологии высшей школы (теория обучения, теория воспитания, психология студенчества и др.);
- знание
теории педагогической
- знание современных концепций высшего профессионального образования;
- знание методики обучения предмету.
Педагогические умения
- диагностические умения;
- проектировочные умения;
- конструктивные умения;
- коммуникативные умения;
- организаторские умения;
- аналитические умения
Диагностические умения преподавателя
- диагностировать
начальный, промежуточный и ито
- диагностировать педагогическую ситуацию в студенческой группе;
- выявлять (определять) уровень воспитанности и общей культуры студента;
- и др.
Прогностические умения преподавателя
- прогнозировать результаты обучения и профессионального воспитания студентов;
- выделять
и точно формулировать
- планировать свою учебно-методическую (воспитательную) работу со студентами;
- прогнозировать возможные трудности и ошибки студентов в процессе обучения;
- и др.
Конструктивные умения преподавателя
- научно
обоснованно строить
- отбирать
и применять эффективные
- организовывать и управлять СРС;
- активизировать учебную деятельность и процесс творческой самореализации студентов;
- и др.
Коммуникативные умения преподавателя
- устанавливать
педагогически целесообразные
- осуществлять
индивидуальный и
- создавать на занятиях положительный эмоционально-психологический климат;
- управлять поведением студентов;
- мысленно
ставить себя на место
- увлекать студентов, заинтересовывать их профессионально ценными перспективами;
- находить
наилучшую форму
- и др.
Организаторские умения преподавателя
- организовывать
учебную деятельность
- организовывать свою преподавательскую и воспитательную деятельность;
- организовывать различные профессионально ориентированные мероприятия, формы работы со студентами и др.
Аналитические умения преподавателя
- анализировать
полученные результаты
- анализировать опыт преподавателей, природу успехов и недостатков в профессионально-педагогической деятельности;
- соотносить свой
педагогический опыт с
- анализировать сравнительную эффективность применяемых методов, приемов и средств обучения;
- и др.
Таким образом, профессиональная деятельность преподавателя вуза представляет собой комплексный вид педагогической деятельности, требующий от него обширных и глубоких знаний, развитых умений как по специальности, так и педагогике высшей школы.
Информация о работе Профессиограмма преподавания высшей школы