Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 00:06, доклад
В большинстве случаев, когда человека спрашивают о том, как он представляет себе профориентацию, то он отвечает, что это когда школьников тестируют на наличие тех или иных качеств личности, необходимых для какой-либо профессии. Но на самом деле, профессиональная ориентация этим не ограничивается. Для того, чтобы понять что такое профориентация, какова ее сущность, необходимо рассмотреть ее как систему.
ДОКЛАД
По предмет
Профессиональная ориентация молодежи
В большинстве случаев, когда человека спрашивают о том, как он представляет себе профориентацию, то он отвечает, что это когда школьников тестируют на наличие тех или иных качеств личности, необходимых для какой-либо профессии. Но на самом деле, профессиональная ориентация этим не ограничивается. Для того, чтобы понять что такое профориентация, какова ее сущность, необходимо рассмотреть ее как систему.
Система - это единство закономерно связанных между собой элементов, предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе. Поэтому необходимо выделить элементы профессиональной ориентации. Пряжникова Е.Ю. выделяет в качестве субъектов профессиональной ориентации следующее:
Мировая экономика. В последнее время сильно усилились миграционные процессы, поэтому мировая экономика, в лице руководителей различных государств и их представителей в международных организациях, тоже выступает как субъект профориентации. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2005. - С. 22 - 24.
В Постановлении Министерства труда и социального развития РФ «О профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ» выделяются следующие цели профориентации:
Содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния. О профессиональной и психологической поддержке населения в Российской Федерации: постановление министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 // Консультант Плюс.
В качестве задач можно выделить:
Профессиональная ориентация осуществляется,
как уже было сказано, в следующих
направлениях: профессиональное просвещение,
т.е. предоставление молодежи информации
о различных профессиях, о потребностях
рынка труда в кадрах, психофизиологических
требованиях профессии, способах получения
образования для той или иной профессии
и т.п., данное направление включает в себя
профпропаганду (формирование у молодежи
интереса к определенным видам труда изходя
из потребностей предприятия, разъяснение
престижности рабочих профессий, воспитание
у молодежи чувства уважения к этим прфессиям.
(Маслов Е.В. управление персоналом пердприятия:
Учеб. пособие. - М.: ИНФРА - М, 2000. - С. 159.),).
Профессиональное просвещение может проводиться
как во время уроков, так и внеурочное
время; профконсультация - это система
оказания действенной помощи в трудовом
самоопределении учащихся, основанная
на изучении личности. Подготовительная
профконсультация должна подвести учащихся
к осознанному и правильному выбору профессии,
ведется она в течение всего периода школьного
обучения. Завершающая профконсультация
направлена на оказание помощи в выборе
профессии в соответствии с интересами,
склонностями и психофизиологическими
способностями ученика. Уточняющая профконсультация
как правило выходит за рамки школы и осуществляется
в ВУЗах, ССУЗах, ПТУ и на предприятиях.
Может иметь вид индивидуальной или групповой
работы. Индивидуальная профконсультация
может проводиться при помощи следующих
методов: беседа (может вестись в свободной
форме или как интервьюирование, т.е. профконсультант
будет придерживаться заранее заготовленные
вопросы); тестирование (проводится для
выявления у клиента профессиональных
интересов, склонностей, способностей
и индивидуальных особенностей, как правило,
для этого используют следующие тесты:
тест «КИ - 40,50, 78, 120 или 174» - Карта интересов
содержащая 50 вопросов, которые направлены
на выявление у клиента познавательных
и профессиональных интересов к 10 областям
деятельности, а так же ДДО (20 и 30), ОПГ,
Голланд, КОС и» Ориентировочную анкету»;
составление формулы выбора профессии;
использование профессиограмм, как правило,
в такой работе применяются неполные варианты;
работа с родителями, в процессе которой
ведется беседа об их мнении относительно
профессионального будущего их ребенка,
об увлечениях и любимых занятиях в разные
годы, о чертах характера ребенка, отношении
к труду, окружающим, об отношениях в разные
годы с учителями и друзьями, о состоянии
здоровья подростка, выясняются взаимоотношения
в семье, кто имеет на ребенка наибольшее
влияние и т.п.); профессиональный подбор
- определение круга профессий, наиболее
подходящих для данного человека с учетом
его психофизиологических и личностных
данных; профотбор, т.е. на основе анализа
медицинских показателей и психологических
качеств человека, которые необходимы
ему, что бы успешно обучаться профессии
или для труда на вакантном рабочем месте,
установить степень его пригодности к
избираемой или рекомендуемой профессии.
Он ведется при помощи аппаратных, тестовых
и др. методик для измерения профессионально
важных качеств. После этого сопоставляются
полученные данные и требования, которые
содержатся в профессиограммах, предъявляемыми
исполнителю тем или иным видом труда;
профадаптация. На этом этапе для молодых
специалистов создается благоприятные
условия труда для их скорейшего вхождения
в процесс производства. Это осуществляется
с помощью социально-экономических, организационно-
М.Я. Сонин определяет сущность профессиональной ориентации и включает в нее следующие компоненты: формирование у подростка формирование общественно значимых мотива выбора профессии; ознакомление на практике учащихся (и других трудоустраивающихся лиц) с содержанием и условиями труда работников различных профессий; изучение состояния здоровья, профессиональных интересов, склонностей и способностей трудоустраивающихся; консультации по вопросам, связанным с продолжением образования, выбором профессии, трудоустройством.
На практике система профориентации в РФ включает в себя совместные мероприятия учебных заведений, служб занятости, организаций и т.п. или сложившуюся сеть органов и организаций, занимающихся профориентацией.
Подводя
итоги, можно сказать, что для
того, что бы понять сущность профессиональной
ориентации молодежи необходимо ее рассматривать
как целостную и неделимую
систему мер. Профориентации имеет
свои цели, среди которых можно
выделить такие, как достижения сбалансированности
между профессиональными