Профессиональная ориентация молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 00:06, доклад

Описание работы

В большинстве случаев, когда человека спрашивают о том, как он представляет себе профориентацию, то он отвечает, что это когда школьников тестируют на наличие тех или иных качеств личности, необходимых для какой-либо профессии. Но на самом деле, профессиональная ориентация этим не ограничивается. Для того, чтобы понять что такое профориентация, какова ее сущность, необходимо рассмотреть ее как систему.

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД.docx

— 18.51 Кб (Скачать файл)

 

 

ДОКЛАД

По предмет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессиональная ориентация молодежи

В большинстве случаев, когда человека спрашивают о том, как он представляет себе профориентацию, то он отвечает, что  это когда школьников тестируют  на наличие тех или иных качеств  личности, необходимых для какой-либо профессии. Но на самом деле, профессиональная ориентация этим не ограничивается. Для  того, чтобы понять что такое профориентация, какова ее сущность, необходимо рассмотреть  ее как систему.

Система - это единство закономерно связанных  между собой элементов, предметов, явлений, а также знаний о природе  и обществе. Поэтому необходимо выделить элементы профессиональной ориентации. Пряжникова Е.Ю. выделяет в качестве субъектов профессиональной ориентации следующее:

  1. Самоопределяющаяся личность. Это может быть как школьник или студент, так и специалист в той или иной деятельности;
  2. Семья. Для семьи, имеющей в своем составе школьника, заканчивающего обучение, очень важно сориентировать его на жизненный успех, кроме того, семья сама ориентирована на успех, поэтому возможен такой вариант как «семейная карьера»;
  3. Психолого-педагогическая наука. Этот субъект следует рассматривать в лице конкретных ученых и преподавателей, которые разрабатывают профориентационную проблематику и готовят специалистов-профконсультантов;
  4. Психологические центры и службы, в которых осуществляется практическая помощь людям в профессиональном самоопределении;
  5. Образовательные учреждения и прежде всего школа. Одной из задач школы является подготовка ученика к профессиональному самоопределению. Хоть школа и мало внимания уделяет профориентационной работе, тем не менее, она не исключается из системы профессиональной ориентации;
  6. Профессиональные образовательные учреждения;
  7. Фирмы, организации, предприятия, где продолжается решение различных карьерных вопросов;
  8. Органы управления разных уровней;
  9. Государство;

Мировая экономика. В последнее  время сильно усилились миграционные процессы, поэтому мировая экономика, в лице руководителей различных  государств и их представителей в  международных организациях, тоже выступает  как субъект профориентации. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2005. - С. 22 - 24.

В Постановлении Министерства труда  и социального развития РФ «О профессиональной ориентации и психологической поддержке  населения в РФ» выделяются следующие  цели профориентации:

  1. Обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
  2. Достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
  3. Прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;

Содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния. О профессиональной и психологической поддержке населения в Российской Федерации: постановление министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 // Консультант Плюс.

В качестве задач можно выделить:

  1. Формирование профессиоведческой компетенции, т.е. ознакомление с миром профессий, классификацией и социально-психологической характеристикой, а так же типовыми сценариями профессиональной биографии;
  2. Развитие профессиоведческих компетенций: коммуникативных и презентационных навыков, умений по трудоустройству и самомаркетингу, способностей в области
  3. Проектирования своего карьерного роста;
  4. Обеспечение психологически компетентного сопровождения профессиональной жизни человека с начала профессиональной дифференциации интересов и склонностей до завершения профессиональной биографии. (Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика: Учеб. пособие. - М.: Академический проект, 2004. - С. 9. )

Профессиональная ориентация осуществляется, как уже было сказано, в следующих  направлениях: профессиональное просвещение, т.е. предоставление молодежи информации о различных профессиях, о потребностях рынка труда в кадрах, психофизиологических требованиях профессии, способах получения образования для той или иной профессии и т.п., данное направление включает в себя профпропаганду (формирование у молодежи интереса к определенным видам труда изходя из потребностей предприятия, разъяснение престижности рабочих профессий, воспитание у молодежи чувства уважения к этим прфессиям. (Маслов Е.В. управление персоналом пердприятия: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА - М, 2000. - С. 159.),). Профессиональное просвещение может проводиться как во время уроков, так и внеурочное время; профконсультация - это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному и правильному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения. Завершающая профконсультация направлена на оказание помощи в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Уточняющая профконсультация как правило выходит за рамки школы и осуществляется в ВУЗах, ССУЗах, ПТУ и на предприятиях. Может иметь вид индивидуальной или групповой работы. Индивидуальная профконсультация может проводиться при помощи следующих методов: беседа (может вестись в свободной форме или как интервьюирование, т.е. профконсультант будет придерживаться заранее заготовленные вопросы); тестирование (проводится для выявления у клиента профессиональных интересов, склонностей, способностей и индивидуальных особенностей, как правило, для этого используют следующие тесты: тест «КИ - 40,50, 78, 120 или 174» - Карта интересов содержащая 50 вопросов, которые направлены на выявление у клиента познавательных и профессиональных интересов к 10 областям деятельности, а так же ДДО (20 и 30), ОПГ, Голланд, КОС и» Ориентировочную анкету»; составление формулы выбора профессии; использование профессиограмм, как правило, в такой работе применяются неполные варианты; работа с родителями, в процессе которой ведется беседа об их мнении относительно профессионального будущего их ребенка, об увлечениях и любимых занятиях в разные годы, о чертах характера ребенка, отношении к труду, окружающим, об отношениях в разные годы с учителями и друзьями, о состоянии здоровья подростка, выясняются взаимоотношения в семье, кто имеет на ребенка наибольшее влияние и т.п.); профессиональный подбор - определение круга профессий, наиболее подходящих для данного человека с учетом его психофизиологических и личностных данных; профотбор, т.е. на основе анализа медицинских показателей и психологических качеств человека, которые необходимы ему, что бы успешно обучаться профессии или для труда на вакантном рабочем месте, установить степень его пригодности к избираемой или рекомендуемой профессии. Он ведется при помощи аппаратных, тестовых и др. методик для измерения профессионально важных качеств. После этого сопоставляются полученные данные и требования, которые содержатся в профессиограммах, предъявляемыми исполнителю тем или иным видом труда; профадаптация. На этом этапе для молодых специалистов создается благоприятные условия труда для их скорейшего вхождения в процесс производства. Это осуществляется с помощью социально-экономических, организационно-административных и психолого-педагогических методов

М.Я. Сонин определяет сущность профессиональной ориентации и включает в нее следующие компоненты: формирование у подростка формирование общественно значимых мотива выбора профессии; ознакомление на практике учащихся (и других трудоустраивающихся лиц) с содержанием и условиями труда работников различных профессий; изучение состояния здоровья, профессиональных интересов, склонностей и способностей трудоустраивающихся; консультации по вопросам, связанным с продолжением образования, выбором профессии, трудоустройством.

На практике система профориентации в РФ включает в себя совместные мероприятия учебных заведений, служб занятости, организаций и  т.п. или сложившуюся сеть органов  и организаций, занимающихся профориентацией.

Подводя итоги, можно сказать, что для  того, что бы понять сущность профессиональной ориентации молодежи необходимо ее рассматривать  как целостную и неделимую  систему мер. Профориентации имеет  свои цели, среди которых можно  выделить такие, как достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека и его психофизиологическими  особенностями, прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности и обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессиии т.д. Кроме того, она имеет  свои задачи (формирование и развитие профессиоведческой компетенции, обеспечение  психологически компетентного сопровождения  профессиональной жизни человека) и  объекты (семья, самооределяющаяся  личность, государство и.д.). Профессиональную ориентацию осуществляют в нескольких направлениях: профпросвещение, профконсультации, профотбор, профподбор и профадаптация. Работа по этим направлениям должна осуществляться не как отдельные разрозненные мероприятия, а как совокупность мер. Чем будет  достигнута наибольшая эффективность  профориентационной работы с молодежью.


Информация о работе Профессиональная ориентация молодежи