Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 16:50, контрольная работа
Цель развития персонала - повышение трудового потенциала работников для решения личных задач и задач в области функционирования и развития организации. Основные принципы развития персонала:
целостность системы развития, преемственность видов и форм развития персонала;
опережающий характер развития персонала по отношению к развитию организации;
гибкость различных форм развития;
профессиональное и социальное стимулирование развития человеческих ресурсов;
учет возможностей организации.
Введение
Развитие персонала является систематическим процессом, ориентированным на формирование сотрудников, отвечающих потребностям предприятия, и, в то же время, на изучение и развитие производительного и образовательного потенциала сотрудников предприятия.
Развитие персонала - комплекс мер, включающий профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации кадров, а также планирование карьеры персонала в организации.
Обучение персонала - совокупность действий, разрабатываемых в рамках единой концепции обучения организации и ориентированных на систематическое обучение персонала.
Профессиональное развитие представляет собой процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач.
Развитие персонала - система взаимосвязанных действий, включающих выработку стратегии, прогнозирование и планирование потребности в персонале, управление карьерой и профессиональным ростом, организацию процесса адаптации, обучения, тренинга, формирование организационной культуры.
Понятия «развитие персонала» и «обучение персонала» следует разграничить. Обучение персонала реализуется в рамках программ развития персонала, а развитие персонала включает следующие компоненты: профессиональное обучение, повышение квалификации и переподготовка, ротация, делегирование полномочий, планирование карьеры.
Цель развития персонала - повышение трудового потенциала работников для решения личных задач и задач в области функционирования и развития организации. Основные принципы развития персонала:
Факторы, влияющие на необходимость развития персонала:
Профессиональное развитие персонала - важнейшее условие успешного
функционирования организации
Эффективность организации определяется в первую очередь знаниями, умениями и соответствующим настроем персонала. Если подбор персонала проведен на высоком уровне, в соответствии с параметрами моделей рабочих мест, приняты на работу люди, обладающие необходимыми знаниями и умениями, основным фактором, обеспечивающим развитие организации, становится обучение персонала.
Обучение,
развитие персонала является важнейшим
условием успешного функционирования
любой организации. Научно-технический
прогресс, мировая конкуренция выдвигают
новые требования по совершенствованию
качества образования. Сегодня научное
лидерство организации не является залогом
лидерства в эффективности. Ускорение
научно-технического прогресса значительно
убыстряет процесс устаревания профессиональных
знаний и навыков. Инженер, закончивший
ВУЗ в середине прошлого века, мог не заботиться
о повышении квалификации до конца своей
трудовой биографии - институтского багажа
было вполне достаточно; знания выпускников
в начала века устаревали через 30 лет;
современные инженеры должны переучиваться
значительно быстрее. Парадигма стабильности
знаний на базе накопленного и систематизированного
опыта, информационно-предметного подхода
к образованию должна быть переосмыслена
в направлении междисциплинарности, комплексности
и постоянно развивающегося образовательного
процесса, направленного на интеллектуализацию
личности, развитие творческих способностей.
Первостепенное значение приобретает
качество образования в контексте непрерывного
образовательного процесса.
Значение профессионального обучения
Возрастающее значение профессионального обучения для организации и значительное расширение потребностей в нем в последние тридцать лет привели к тому, что ведущие компании взяли на себя обновление квалификации своих сотрудников. Организация профессионального обучения стала одной из основных функций управления персоналом, а его бюджет - наибольшей после заработной платы статьей расходов многих компаний. Крупные организации ежегодно тратят миллиарды долларов на профессиональное развитие и обучение своих сотрудников и даже создали для этого собственные постоянно действующие университеты и институты.
Профессиональное
обучение не менее важно и для
предприятий малого бизнеса - их успех
сегодня также зависит от способности
их сотрудников усваивать и
В
соответствии с насущными потребностями
и перспективой организации развитие
персонала представляет собой комплексный,
многогранный процесс подготовки сотрудника
к выполнению новых производственных
функций, занятию новых должностей, решению
новых задач. Создаются специальные системы
управления профессиональным развитием
- управление профессиональным обучением,
подготовкой резерва руководителей, развитием
карьеры. В крупных организациях существуют
специальные отделы профессионального
развития, возглавляемые руководителем
в ранге директора или вице-президента,
что подчеркивает их большое значение
для организации.
Повышение квалификации и конкурентоспособность на рынке труда
Повышение квалификации - обучение, обусловленное изменением характера и содержания труда специалистов на занимаемой должности, моральным старением знаний.
При этом в зависимости от преследуемых целей приобретенная ранее квалификация должна быть сохранена, приведена в соответствие с изменившейся обстановкой или использована для профессионального продвижения по службе. Данный подход к повышению квалификации непосредственно вытекает из концепции непрерывного образования, в основе которой лежит принцип организации ступенчатого производственного обучения персонала.
Под непрерывностью подготовки понимается не эпизодическое переобучение работников в связи с устареванием их квалификации, а планируемый на основе прогнозов развития средств производства преемственный процесс систематического повышения квалификации и расширения ее объема по принципу перехода от менее к более сложным профессиям, от узкой специализации к многопрофильности. Такое планирование процесса развития потенциала рабочей силы в соответствии с развитием материально-технической базы сводит к минимуму потребность в срочных и малоподготовленных мероприятиях по переобучению работников новым профессиям.
Повышение квалификации - это целенаправленное приобретение новых знаний и навыков, изучение передового опыта. Именно профессиональное совершенствование в соответствии с постоянно изменяющимися условиями производственной деятельности представляет собой главное содержание повышения квалификации.
Повышение квалификации после завершения профессионального обучения и определенного времени работы по профессии направлено на достижение двух целей:
- обеспечение приспособления профессиональной квалификации к новым тенденциям в техническом и профессиональном развитии путем проведения учебных мероприятий, сопровождающих трудовой процесс, преимущественно на самих предприятиях;
- подготовку профессиональной карьеры с переходом на более высокую ступень квалификации в качестве специалистов и руководящего персонала среднего звена (например, мастеров, техников, специалистов по практическим вопросам организации и экономики предприятия, специалистов различного профиля и т.д.) путем посещения курсов на предприятии, при учебном центре, обслуживающем множество предприятий, или в профессиональной школе.
Поэтому значение повышения профессиональной квалификации возрастает. Отрезки времени, когда преобладает учеба, сменяются отрезками времени с преобладанием практического применения, и наоборот. Работа и учеба постоянно становятся все более неотделимыми друг от друга. Профессиональное обучение, работа по профессии и повышение квалификации всегда содержат оба элемента: элемент учебы и элемент применения.
Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующиеся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Таким образом, конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
Повышение
квалификации увеличивает конкурентоспособность
на рынке труда работника предприятия.
Потребность организации в области профессионального развития
Профессиональное развитие представляет собой процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач. Организации создают специальные методы и системы управления профессиональным развитием - управление профессиональным обучением, подготовкой резерва руководителей, развитием карьеры. О важности этого процесса свидетельствует и то, что цепи в области профессионального развития включаются в личные планы (от выполнения которых зависит размер вознаграждения) высших руководителей многих современных корпораций - Президентов, региональных Вице-президентов, руководителей национальных компаний.
Ведущие организации затрачивают на профессиональное развитие своих сотрудников значительные средства - от 2 до 10% фонда заработной платы. Эти затраты являются капиталовложениями организации в развитие своих сотрудников, от которых она ожидает отдачи в виде повышения производительности, т.е. увеличения вклада каждого сотрудника в достижение организационных цепей.
Помимо непосредственного влияния на финансовые результаты компании, капиталовложения в профессиональное развитие способствуют созданию благоприятного климата в организации, повышают мотивацию сотрудников и их преданность организации, обеспечивает преемственность в управлении.
Профессиональное
развитие оказывает положительное
влияние и на самих сотрудников.
Повышая квалификацию и приобретая
новые навыки и знания, они становятся
более конкурентоспособными на рынке
труда и получают дополнительные
возможности для
Профессиональное
обучение так же способствует общему
интеллектуальному развитию человека,
расширяет его эрудицию и круг
общения, укрепляет уверенность
в себе. Неслучайно возможность получения
профессионального обучения в собственной
компании высоко ценится работниками
и оказывает большое влияние "
на принятие ими решения о работе
в той или иной организации. Выигрывает
от внутриорганизационного профессионального
развития и общество в целом, получая
более квалифицированных членов
и более высокую
Ключевым
моментом в управлении профессиональным
развитием является определение потребностей
организации в этой области. По существу
речь идет о выявлении несоответствия
между профессиональными знаниями и навыками,
которым должен обладать персонал организации
для реализации ее целей (сегодня и в будущем)
и теми знаниями и навыками, которыми он
обладает в действительности. Определение
потребностей в профессиональном развитии
отдельного сотрудника требует совместных
усилий отдела человеческих ресурсов
(отдела профессионального развития),
самого сотрудника и его руководителя.
Каждая из сторон привносит свое видение
этого вопроса, определяемое ее положением
в организации и ролью в процессе профессионального
развития.
Факторы, определяющие потребность в области профессионального развития
Для адекватного определения потребностей профессионального развития каждая из участвующих в этом процессе сторон должна понимать, под воздействием каких факторов складываются потребности организации в развитии своего персонала. Этими факторами являются: