Профессиональное выгорание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:39, реферат

Описание работы

В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников (далее будет применяться термин «профессиональное выгорание».
Что такое синдром профессионального выгорания?
Профессиональное выгорание – синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально – энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми

Файлы: 1 файл

проф выгорание.docx

— 50.18 Кб (Скачать файл)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О  ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ

 

В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального  сгорания, или выгорания, работников (далее будет применяться термин «профессиональное выгорание».

Что такое синдром профессионального  выгорания?

Профессиональное  выгорание – синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально – энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром профессионального  выгорания – самая опасная  профессиональная болезнь тех, кто  работает с людьми

Профессиональное выгорание  возникает в результате внутреннего  накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса (Г.Селье), профессиональное выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения.

В 1981 г. А.Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

 

Стадии профессионального  выгорания

Синдром профессионального  выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии.

Первая  стадия:

  • начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но… скучно и пусто на душе;
  • исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
  • возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

Вторая  стадия:

  • возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
  • неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувств самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

Третья  стадия:

  • притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
  • такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

 

Три аспекта профессионального  выгорания

Первый  – снижение самооценки. Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Второй  – одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объектные отношения.

Третий  – эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

 

Симптомы профессионального  выгорания

I группа

Психофизические симптомы:

  • чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реакции в связи с изменениями внешней среды  (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на  опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница;
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при  физической эмоциональной нагрузке;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

II группа

Социально-психологические  симптомы:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

 

III группа

Поведенческие симптомы:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
  • постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
  • руководитель затрудняется в принятии решений;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части  рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • дистанциированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
  • злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

 

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УСЛОВИЯ 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Три условия (фактора) профессионального выгорания

Личностный  фактор

Это, прежде всего, чувство  собственной значимости на рабочем  месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства. Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он становится достаточно неуязвимым по отношению к эмоциональному сгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствуют также неудовлетворенность профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.

Ролевой фактор

Исследования показали, что  на развитие выгорания существенно  влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность, а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция. А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет работника от синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше.

Организационный фактор

На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а  неопределенная (нечеткость функциональных обязанностей) либо не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководства, при котором шеф не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность (по принципу «инициатива наказуема») и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимости, важности выполняемой работы.

 

Оценка условий, влияющих на выгорание

Опросник можно заполнить  самостоятельно или  вместе с коллегами, а затем провести совместное обсуждение результатов.

Особенности работы

  • Насколько я свободен в выборе и могу управлять своей ситуацией на работе?
  • Делаю ли я работу:
    • которая мне нравится;
    • которая мне подходит;
    • в которой я чувствую себя компетентным.
  • Соответствует ли моя работа моим ценностям и убеждениям?

Особенности клиентов

  • С каким контингентом я работаю?
  • Сколько клиентов я принимаю:
    • каждый день;
    • каждую неделю.
  • Сбалансирована ли моя нагрузка с точки зрения количества работы и разнообразия проблематики, предъявляемой клиентами?
  • Есть ли клиенты, с которыми мне наиболее приятно работать? Почему?
  • Другие факторы, влияющие на меня, связанные с клиентами.

Особенности ситуации на работе

  • Достаточно ли у меня организационной поддержки?
  • Поддерживают ли меня коллеги?
  • Поддерживает ли меня руководитель?
  • Другие факторы, связанные с ситуацией на работе.

Самоописание

  • Достаточно ли у меня подготовки, соответствующей моей работе?
  • Какие стрессы я переживаю сейчас в жизни и что меня поддерживает?
  • Что в моей жизненной истории привело меня к тому, чем я сейчас занимаюсь?
  • Как я обычно справляюсь со стрессом?
  • Каковы основные особенности моего эмоционального реагирования?
  • Что меня больше всего задевает?
  • Я соответствую своей работе?
  • Мне нравится моя работа?
  • Другие личностные факторы.

Особенности социально-культурного  контекста

  • Как влияют на меня социально-экономические перемены, касающиеся работы (такие как сокращение численности штатов, сокращение финансирования, изменение управленческой структуры)?
  • Каково отношение в обществе к той работе, которой занимается моя организация и я лично?
  • Как относится общество к той категории населения, с которой я работаю?

 

Уровень дистресса

Инструкция: пожалуйста, прочитайте каждый абзац отдельно и подумайте над вопросами. Отмечайте, какие мысли и чувства появляются у вас.

  1. Как вы оцениваете свое эмоциональное состояние в конце каждого рабочего дня и рабочей недели?
  2. Как вы покидаете рабочее место, какие мысли, чувства, телесные ощущения вы замечаете у себя?
  3. Как вы чувствуете себя:
    • по дороге на работу;
    • по дороге домой;
    • приходя домой;
    • через час после возвращения домой;
    • когда ложитесь спать?
  1. Вам снится работа? Если да, то каковы темы и образы этих снов?
  1. Отмечаете ли вы, что какие-то дни для вас более трудные, а какие-то как будто легче? Можете ли обнаружить в этом некую закономерность?
  2. Существуют ли определенные клиенты или тип клиентов, отношения с которыми для вас наиболее стрессогенны? Вы осознаете, почему они так сложились для вас? Всегда ли это так?
  3. Существуют ли определенные рабочие обязанности или задачи, выполнение которых вызывает у вас стресс? Осознаете ли вы, почему?
  4. Влияет ли на вас рабочий график?
  5. Как вы используете рабочее время?
  6. Что помогает вам расслабиться?
  7. Как долго вы восстанавливаетесь по окончании рабочей недели?
  8. Используете ли вы лекарства, алкоголь, азартные игры, особую еду или хождение по магазинам, чтобы восстановить равновесие? Нуждаетесь ли вы в алкоголе или снотворном, чтобы нормально спать?
  9. Замечаете ли вы, что у вас появились определенные устойчивые особенности – изменения в эмоциональной сфере, излишняя напряженность, замкнутость, хроническая усталость или цинизм?
  10. Может быть, ваши близкие говорят вам о переменах, которые произошли с вами, а вы не замечаете этих перемен?
  11. Какие изменения в своем поведении вы отмечаете?
  12. Делаете ли вы что-нибудь такое, чего не делали раньше?
  13. Что вы перестали делать из того, что обычно делали раньше?
  14. Какие изменения в своем теле и своем здоровье вы отмечаете?
  15. Изменились ли ваши отношения со своим телом – физические упражнения, диета, сексуальность, телесные напряжения или осанка?
  16. Какие изменения произошли в ваших отношениях с окружающими: коллегами, друзьями, партнерами, детьми и другими членами семьи, соседями, посторонними?
  17. А как насчет ваших отношений  САМИМ СОБОЙ? Что изменилось? Что вы хотите изменить, но не можете?
  18. Что вам кажется наиболее ценным результатом проделанной сейчас работы?

Информация о работе Профессиональное выгорание