Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 22:20, реферат
Взаимосвязь человека с профессией долгие годы изучалась сквозь призму адаптации личности к деятельности, ее профессиональной пригодности, удовлетворенности процессом труда и повышения его результативности. Исследование факторов, препятствующих профессиональному развитию, обусловливалось стремлением повысить эффективность труда человека, сделать его надежным, безопасным, созидательным. Учет индивидуально-типологических свойств человека сводился к профотбору и выработке индивидуального стиля деятельности.
Введение
Взаимосвязь человека с профессией
долгие годы изучалась сквозь призму адаптации
личности к деятельности, ее профессиональной
пригодности, удовлетворенности процессом
труда и повышения его результативности.
Исследование факторов, препятствующих
профессиональному развитию, обусловливалось
стремлением повысить эффективность труда
человека, сделать его надежным, безопасным,
созидательным. Учет индивидуально-типологических
свойств человека сводился к профотбору
и выработке индивидуального стиля деятельности.
Исследовались также факторы, негативно
сказывающиеся на профессиональном развитии:
неблагоприятная социально-экономическая
ситуация, низкая организационная культура
труда, отсутствие адекватной социально-профессиональной
мотивации содержанием труда, недостаточный
уровень развития способностей, профессионально
важных качеств, психофизиологических
свойств и др.
Наряду с этим при проведении исследований
психологи подчеркивали, что профессиональное
развитие сопровождается периодами регресса,
дезадаптации, стагнации, кризисами, деформациями,
а в отдельных случаях и профессиональной
деградацией человека.
Исследователи отмечают (С.П. Безносова,
Р.М. Грановской, А.Н. Корнеевой), что под
влиянием условий труда, индивидуально-типологических
особенностей работников, их возраста
развиваются профессионально нежелательные
качества, которые отрицательно сказываются
на продуктивности профессиональной деятельности.
В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания или выгорания работников.
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. По существу, профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения (по Г. Селье).
1. Исторический
обзор «профессионального выгорания»
Термин — «эмоциональное сгорание»
был введен американским психиатром Х.
Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики
психологического состояния здоровых
людей, находящихся в интенсивном и тесном
общении с клиентами, пациентами в эмоционально
нагруженной атмосфере при оказании профессиональной
помощи.
начала этот термин обозначал состояние
изнеможения, истощения, сопряженное с
ощущением собственной бесполезности.
Понятие выгорания («burnout») обычно используется
для обозначения переживаемого человеком
состояния физического, эмоционального
и психического истощения, вызываемого
длительной включенностью в ситуации,
содержащие высокие эмоциональные требования,
которые в свою очередь наиболее часто
являются следствием сочетания чрезмерно
высоких эмоциональных затрат с хроническими
ситуационными стрессами.
Первая статья К. Маслач на эту
тему, опубликованная в журнале «Human Behavior»
в 1976 г., по ее собственному признанию,
вызвала огромный и неожиданный отклик,
прежде всего среди непрофессионалов.
Она получила множество писем от людей
самых разных профессий. По прошествии
только десяти лет по проблемам синдрома
«выгорания» было опубликовано более
тысячи статей, созданы специальные методики
диагностики синдрома «выгорания». И если
первоначально речь шла об описании проблем
медицинских работников, то дальнейшие
исследования в этой области позволили
распространить выявленную феноменологию
на более широкий круг профессионалов.
В книге К. Маслач, опубликованной спустя
шесть лет, речь идет уже и об учителях,
воспитателях, полицейских и т. д.
К. Кондо определяет синдром
«эмоционального сгорания» как дезадаптированность
к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей
нагрузки и не адекватных межличностных
отношений. Этому определению соответствует
и данное им толкование понятия «сгорание»,
которому подвержены, прежде всего, те,
кто альтруистически и интенсивно работает
с людьми. Такая эмоционально напряженная
работа сопровождается чрезмерной тратой
психической энергии, приводит к психосоматической
усталости (изнурение) и эмоциональному
истощению (исчерпывание). В результате
появляются беспокойство (тревога), раздражение,
гнев, пониженная самооценка. На фоне учащенного
сердцебиения, возникает одышка, желудочно-кишечные
расстройства, головные боли, пониженное
давление, нарушение сна. Как правило,
возникают и семейные проблемы. Воздействие
стрессогенных факторов, вызывающих явление
«эмоционального сгорания»» охватывает
значительный круг профессий, расширяя
число подверженных этому заболеванию.
Первоначальные исследования
этого явления носили в основном описательный
и эпизодический характер. Но в 1981 г. Маслач,
одна из ведущих специалистов по изучению
«эмоционального сгорания», детализировала
этот феномен как особое состояние, включающее
чувство эмоционального истощения, изнеможения;
симптомы дегуманизации, деперсонализации;
негативное самовосприятие, а в профессиональном
плане — утрату профессионального мастерства.
В 1983 г. Е.Махер в своем обзоре обобщает
перечень симптомов «эмоционального сгорания»:
-усталость,
-утомление,
-истощение;
-психосоматические_
-бессонница,
-негативное_отношение_к_
-негативное_отношение_к_самой_
-скудность_репертуара_рабочих_
-злоупотребления химическими агентами:
табаком, кофе, алкоголем, наркотиками;
-отсутствие_аппетита_или,_
-негативная_«Я-концепция»;
-агрессивные чувства (раздражительность,
напряженность, тревожность, беспокойство,
взволнованность_до_
-упадническое настроение и связанные
с ним эмоции (цинизм, пессимизм, чувство
безнадежности,_апатия,_
-переживание_чувства_вины
В 1982 г. С.Маслач выделила в качестве важных
характеристик личности, подверженной
синдрому, следующие:
индивидуальный предел возможностей эмоционального
«Я» противостоять истощению, противодействовать
«сгоранию» на основе самосохранения;
внутренний психологический опыт, включающий
чувства, установки, мотивы, ожидания;
негативный индивидуальный опыт;
дистресс, дискомфорт, дисфункции или
их последствия.
2. Симптомы, составляющие синдром
профессионального выгорания
Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.
К психофизическим симптомам профессионального
выгорания относятся такие, как:
• Чувство постоянной усталости не только
по вечерам, но и по утрам, сразу после
сна (симптом хронической усталости);
• ощущение эмоционального и физического
истощения;
• снижение восприимчивости и реактивности
в связи с изменениями внешней среды (отсутствие
реакции любопытства на фактор новизны
или реакции страха на опасную ситуацию);
• общая астенизация (слабость, снижение
активности и энергии, ухудшение биохимии
крови и гормональных показателей);
• частые беспричинные головные боли;
постоянные расстройства желудочно-кишечного
тракта;
• резкая потеря или резкое увеличение
веса;
• полная или частичная бессонница;
• постоянное заторможенное, сонливое
состояние и желание спать в течение всего
дня;
• одышка или нарушения дыхания при физической
или эмоциональной нагрузке;
• заметное снижение внешней и внутренней
сенсорной чувствительности: ухудшение
зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря
внутренних, телесных ощущений.
Так, среди всех умерших мужчин в России
в последние 5 лет мужчины работоспособного
возраста от 15 до 59 лет составляют более
80%. Правда, в 1965 г. смертность мужчин работоспособного
возраста в СССР была еще более высокой
— 98%. И если раньше врачи называли такие
причины высокой смертности среди мужчин,
как несчастные случаи, отравления и насильственные
смерти, то в последние годы они говорят
именно о стрессе и выгорании как ведущих
факторах.
К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:
• Безразличие, скука, пассивность и депрессия
(пониженный эмоциональный тонус, чувство
подавленности);
• повышенная раздражительность на незначительные,
мелкие события;
• частые нервные срывы (вспышки немотивированного
гнева или отказы от общения, уход в себя);
• постоянное переживание негативных
эмоций, для которых во внешней ситуации
причин нет (чувство вины, обиды, стыда,
подозрительность, скованность);
• чувство неосознанного беспокойства
и повышенной тревожности (ощущение, что
«что-то не так, как надо»);
• чувство гиперответственности и постоянное
чувство страха, что «не получится» или
«я не справлюсь»;
• общая негативная установка на жизненные
и профессиональные перспективы (по типу
«как ни старайся, все равно ничего не
получится»).
К поведенческим симптомам профессионального
выгорания относятся следующие поступки
и формы поведения работника:
• Ощущение, что работа становится все
тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все
труднее и труднее;
• сотрудник заметно меняет свой рабочий
режим (увеличивает или сокращает время
работы);
• постоянно, без необходимости, берет
работу домой, но дома ее не делает;
• руководитель затрудняется в принятии
решений;
• чувство бесполезности, неверие в улучшения,
снижение энтузиазма по отношению к работе,
безразличие к результатам;
• невыполнение важных, приоритетных
задач и «застревание» на мелких деталях,
не соответствующая служебным требованиям
трата большей части рабочего времени
на мало осознаваемое или не осознаваемое
выполнение автоматических и элементарных
действий;
• дистанцированность от сотрудников
и клиентов, повышение неадекватной критичности;
• злоупотребление алкоголем, резкое
возрастание выкуренных за день сигарет,
применение наркотических средств.
Замечено, что симптоматика профессионального
выгорания может быть «инфекционной»
и проявляться не только у отдельных работников.
Нередко встречается профессиональное
выгорание организаций, которое проявляется
в том, что у подавляющего большинства
сотрудников присутствует внутреннее
физическое или эмоциональное состояние
с одними и теми же симптомами, а также
одни и те же формы поведения. В таких случаях
заметно «стираются» индивидуальные различия
между работниками, они становятся неестественно
похожими и одинаковыми, как бы «на одно
лицо». Люди становятся пессимистами,
у которых нет веры в позитивные изменения
на работе и возможность что-то изменить
собственными усилиями.
Симптом «эмоционального дефицита».
К профессионалу приходит ощущение, что
эмоционально он уже не может помогать
субъектам своей деятельности. Не в состоянии
войти в их положение, соучаствовать и
сопереживать, отзываться на ситуации,
которые должны трогать, побуждать, усиливать
интеллектуальную, волевую и нравственную
отдачу. О том, что это не что иное, как
эмоциональное выгорание, говорит его
еще недавний опыт: некоторое время тому
назад таких ощущений не было, и личность
переживает их появление. Постепенно симптом
усиливается и приобретает более осложненную
форму, все реже проявляются положительные
эмоции и все чаще отрицательные. Резкость,
грубость, раздражительность, обиды, капризы
– дополняют симптом «эмоционального
дефицита»
Симптом «эмоциональной отстраненности».
Личность почти полностью исключает эмоции
из сферы профессиональной деятельности.
Ее почти ничто не волнует, почти ничто
не вызывает эмоционального отклика –
ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные.
Причем это не исходный дефект эмоциональной
сферы, не признак ригидности, а приобретенная
за годы обслуживания людей эмоциональная
защита. Человек постепенно научается
работать как робот, как бездушный автомат.
В других сферах он живет полнокровными
эмоциями. Реагирование без чувств и эмоций
наиболее яркий симптом выгорания. Он
свидетельствует о профессиональной деформации
личности и наносит ущерб субъекту общения.
Партнер обычно переживает проявленное
к нему безразличие и может быть глубоко
травмирован.
Симптом «личностной отстраненности,
или деперсонализации». Проявляется
в широком диапазоне умонастроений и поступков
профессионала в процессе общения. Прежде
всего, отмечается полная или частичная
утрата интереса к человеку – субъекту
профессионального действия. Он воспринимается
как неодушевленный предмет, как объект
для манипуляций – с ним приходится что-то
делать. Объект тяготит своими проблемами,
потребностями, неприятно его присутствие,
сам факт его существования. Метастазы
«выгорания» проникают в установки, принципы
и систему ценностей личности. Возникает
деперсонализированный защитный эмоционально-волевой
антигуманистический настрой. Личность
утверждает, что работа с людьми не интересна,
не доставляет удовлетворения, не представляет
социальной ценности. В наиболее тяжелых
формах «выгорания» личность рьяно защищает
свою антигуманистическую философию «ненавижу»,
«презираю», «взять бы автомат и всех».
В таких случаях «выгорание» смыкается
с психопатологическими проявлениями
личности, с неврозоподобными или психопатическими
состояниями. Таким личностям противопоказана
правоохранительная профессиональная
деятельность.