Профилактические модели и принципы первичной профилактики зависимости
- В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения под первичной профилактикой подразумевается работа с организованными детскими коллективами и общественным сознанием по внедрению идей здорового образа жизни; вторичная профилактика направлена на работу с детьми группы риска; третичная профилактика предполагает работу с химически зависимыми пациентами с целью профилактики рецидива заболевания
Семь основных моделей
первичной профилактики зависимостей:
1. Модель моральных принципов.
2. Модель запугивания.
3. Модель фактических знаний.
4. Модель аффективного обучения.
5. Модель улучшения здоровья.
6. Модель альтернативной деятельности.
7. Модель жизненных навыков.
1.Модель моральных принципов
В основе этой модели лежит представление о том, что использование психоактивных веществ является аморальным, противоречит нормам нравственности, религиозным догмам.
Чаще, программы, разработанные в рамках этого направления, принимают форму кампаний публичных выступлений, лекций, направленные на убеждение слушателей не следовать подобному поведению или прекратить таковое.
2. Модель запугивания
Программы, основанные на этой модели, основываются на убеждении, что «население можно заставить не употреблять наркотики, если информационные кампании начнут подчеркивать опасность такого поведения».
Суть кампаний, в рамках подобных представлений, заключается в демонстрации, описании, обсуждении негативных, устрашающих последствий потребления психоактивных веществ.
Такие программы могут удержать людей от начала потребления психоактивных веществ, особенно, если в отношении источника устрашающей информации у реципиента отсутствует критика. В частности, элементы запугивания могут быть эффективными в работе с младшими школьниками
3. Модель фактических знаний
Информационные программы предполагают предоставление потенциальным потребителям ПАВ реальных фактов о наркотиках и последствиях их употребления.
В отличие от программ запугивания, в рамках модели фактических знаний, слушателям позволяют сделать выбор в отношении наркотиков на основании объективной информации.
4. Модель аффективного обучения.
В программах аффективного обучения фокусируется внимание на коррекции некоторых личностных дефицитов, предрасполагающих к употреблению ПАВ.
Модель аффективного обучения базируется на предположении, что тенденция употреблять наркотики должна уменьшиться или исчезнуть, если такие дефициты будут преодолены.
Задачами профилактической работы являются: развитие навыков распознавания и выражения эмоций; развитие рефлексии; формирование способности принимать ответственные решения; повышение самооценки; осознание значимых ценностей
5. Модель улучшения здоровья.
Программы предполагают усиление контроля над детерминантами здоровья, и как следствие его улучшение.
Основной целью является развитие жизненных навыков и компетенции у ребенка и подростка таким образом, чтобы он мог определять и контролировать условия, определяющие состояние здоровья, а также усиливать влияния благоприятных для здоровья средовых факторов. Программы ориентируются на изменения среды, интегрируя школьную и семейную системы.
Подход с позиций улучшения здоровья особенно эффективен при работе с индивидами, мотивированными и готовыми на заботу о собственном здоровье.
6. Модель
альтернативной деятельности
Программы, предполагающие вовлечение в альтернативную деятельность, базируются на положении, что уменьшению распространения зависимости от ПАВ способствует значимая деятельность.
Можно выделить четыре варианта программ, которые основываются на модели поведенческой альтернативы:
1) предложение позитивной деятельности (например, путешествий), которая вызывает сильные эмоции и предполагает преодоления разного рода препятствий;
2) поощрения участия во всех видах позитивной активности;
3) индивидуальный подбор активности в соответствии со специфическими личностными потребностями;
4) создание групп поддержки молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции.
Особое значение позитивной активности придается в работе с младшими школьниками, для которых ценность достижений имеет принципиальное значение для формирования социальных ролей.
7. Модель
обучения жизненных навыкам
Программа жизненных навыков была создана, исходя из комплексного анализа социальных и психологических факторов, влияющих на формирование зависимого поведения.
Основная задача такой профилактики - помочь ребенку противостоять этим факторам наиболее эффективным и безопасным способом.
Программы жизненных навыков охватывают три области:
- информация и социальная резистентность, имеющая целью специальную превенцию употребления наркотиков;
- развитие личностных копинг-навыков;
- обучение социальным навыкам.
Первичная профилактика проводится посредством нескольких стратегий
- Первая стратегия — информирование населения о психоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.
- Вторая стратегия — формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.
- Третья стратегия — развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения.
- Четвертая стратегия — развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого психоактивного вещества.
В приведенных выше стратегиях используются специальные технологии.
- Социальные и педагогические технологии первичной профилактики:
- — воздействие средств массовой информации;
- — антинаркотическое обучение;
- — использование альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодежной активности;
- — создание социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежные организации и т.д.);
- — проведение антинаркотических мотивационных акций;
- - организация деятельности социальных работников и волонтеров;
- - деятельность системы ювенальной юстиции
Психологические технологии первичной профилактики:
- - развитие личностных ресурсов;
- - формирование социальной и персональной компетентности;
- - развитие адаптивных стратегий поведения
Профилактическая деятельность в семье
- Жизненно необходимой средой жизнеобитания и жизнедеятельности для подростка несомненно является семья. В самом общем виде мы должны сформулировать такие исходные понятия как здоровая (функциональная) семья, конфликтная (дисфункциональная) семья, асоциальная семья с наркологическими проблемами и противоправным поведением членов семьи, распавшаяся семья