Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 13:46, доклад
Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность.
Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом.
Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность.
Объектом профилактической работы являются, прежде всего, подростки и молодёжь.
ВОЗ выделяет:
1) Первичная профилактика- направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов; может широко проводиться среди подростков.
2) Вторичная профилактика - это раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с группой риска, например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.
3) Третичная профилактика - это лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения (предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением).
Выделяют три основных существующих стратегии профилактики девиантного поведения:
— устранение всех причин возникновения девиаций в поведении или всеобъемлющая (тотальная) профилактика;
— профилактика в соответствии
с особенностями личности каждого
учащегося или личностно-
— профилактика девиаций на ранних этапах возникновения девиантного поведения или стратегия быстрого реагирования.
Отклоняющееся поведение личности регулируется системой социальных воздействий (правовые санкции, медицинское вмешательство, педагогическое влияние, социальная поддержка и психологическая помощь).
Психологическая помощь отличается
выраженной гуманистической
Психологическая помощь имеет два ведущих направления:
- психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика)
- психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация).
Психопрофилактическая работа наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение на ранних этапах появления проблем.
Е. Змановская выделяет
следующие формы психопрофилактической
работы:
1. Организация социальной среды.
2. Информирование (лекции, беседы, распространение
специальной литературы или видео- и телефильмов).
3. Активное социальное обучение социально-важным
навыкам (групповые тренинги).
4. Организация деятельности, альтернативной девиантному
поведению.
7. Минимизация негативных последствий
девиантного поведения.
По способу организации работы выделяют следующие приемы психопрофилактики:
- индивидуальная;
- семейная;
- групповая.
В соответствии со спецификой девиантного поведения можно выделить следующие принципы психопрофилактики: