Профилактика девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 13:46, доклад

Описание работы

Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность.

Файлы: 1 файл

Profilaktika_DP.docx

— 18.56 Кб (Скачать файл)

Профилактика  отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом.

Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность.

 Объектом профилактической  работы являются, прежде всего,  подростки и молодёжь.

ВОЗ выделяет:

1) Первичная профилактика- направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов; может широко проводиться среди подростков.

2) Вторичная профилактика - это раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с группой риска, например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.

3) Третичная профилактика - это лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения (предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением).

Выделяют три основных существующих стратегии профилактики девиантного поведения:

— устранение всех причин возникновения  девиаций в поведении или всеобъемлющая (тотальная) профилактика;

— профилактика в соответствии с особенностями личности каждого  учащегося или личностно-ориентированная профилактика;

— профилактика девиаций на ранних этапах возникновения девиантного поведения или стратегия быстрого реагирования.

Отклоняющееся поведение личности регулируется системой социальных воздействий (правовые санкции, медицинское вмешательство, педагогическое влияние, социальная поддержка и психологическая помощь).

Психологическая помощь отличается выраженной гуманистической направленностью  и отражается в таких принципах, как конфиденциальность, добровольность и личная заинтересованность, принятие человеком ответственности за свою жизнь, взаимное доверие, поддержка, уважение личности и индивидуальности.

Психологическая помощь имеет два ведущих направления:

- психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика)

 - психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация).

Психопрофилактическая работа наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение на ранних этапах появления проблем.

Е. Змановская выделяет следующие формы психопрофилактической работы: 
1. Организация социальной среды.  
2. Информирование (лекции, беседы, распространение специальной литературы или видео- и телефильмов).  
3. Активное социальное обучение социально-важным навыкам (групповые тренинги).                                

4. Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению.                                                      5. Организация здорового образа жизни.                                                                                                              6. Активизация личностных ресурсов.  
7. Минимизация негативных последствий девиантного поведения.

По способу  организации работы выделяют следующие  приемы психопрофилактики:

- индивидуальная;

- семейная;

- групповая.

В соответствии со спецификой девиантного поведения можно выделить следующие принципы психопрофилактики:

  • комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи или личности);
  • адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);
  • позитивность информации;
  • минимализация негативных последствий;
  • личностная заинтересованность и ответственность участников;
  • максимальная активность личности;
  • устремленность в будущее.

 

 


Информация о работе Профилактика девиантного поведения