Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 11:56, реферат
Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников
правоохранительных органов. Одна из основных причин, вызвавших массовое распространение в молодежной
среде курения, употребления алкоголя и наркотических средств - это происходящие перемены в стране. Тенденция к отклонению от общепринятых правил поведения имеет давнюю историю, она появилась одновременно с зарождением человечества. Уже тогда общество ставило на её пути некие преграды, которые удерживали людей от поступков, противоречащих представлениям людей о правилах поведения.
Более того, иногда для профилактических целей необходима коррекция поведения
ребенка, что не может входить в компетенцию вожатого как педагога.
В настоящее время большинство исследователей указывают на
взаимообусловленность девиантных поступков и деструктивных социально-
политических процессов, происходящих в обществе. При этом часто указывается
на то, что рост тех или иных нарушений является результатом издержек и ошибок
в осуществлении социально-экономических реформ, а в числе причин особое место
отводится снижению жизненного уровня граждан, нарушению сложившегося баланса
сил между институтами воспитания, кризису традиционной системы ценностей.
В этой связи на первое место в решении вопросов профилактики выдвигаются
экономические меры реформирования общественных отношений, необходимость
повышения материального уровня и социальной защищенности российских граждан.
Наблюдение за подростками, доставляемых в закрытые воспитательно-
профилактические заведения и находящихся в условиях, не связанных с
изоляцией, показывает, что материальный достаток, высокое социальное
положение родителей не является гарантией соблюдения детьми социальных норм.
Вот почему в числе причин роста девиантного поведения особо следует выделить
недостатки воспитательной работы с детьми и подростками.
Лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленное организуемое
с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем
предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств
сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько
запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для
того, чтобы “срабатывали” правовые меры предупреждения, они должны быть
включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно
достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.
Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у
несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и
полезны людям и всему обществу. Хочется обратить внимание, что в воспитании
подрастающего поколения главное не только то, насколько умным, знающим,
образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек,
но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.
Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и
основную роль в этом играет родительская любовь - любовь не на словах, а на
деле. Если родители не формируют в детях (в первую очередь с помощью
собственного примера) доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к
людям, то ребенок растет жестоким, черствым, агрессивным.
Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия
воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами - все это отражается на
ребенке. И если мы исключим плохое влияние, если мы будем осторожно
относиться к своим и чужим детям, то можем быть уверенными в том, что
вырастим хорошую смену активных и трудолюбивых людей. Характер детей в руках
взрослых - пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми!
Литература:
1. В.И.Жукова «Теория и методика социальной работы» , М.1994
2. В.И.Гарбузов «Нервные дети», М.1990
3. В.К.Василькова «Социльная педагогика», М.1999
4. В.С.Селиванов «Основы общей педагогики: теория и методика воспитания»,
М.2000
5. Г.Крайг «Психология развития», СПб, 2001
6. Д.В. Колесов «Предупреждение вредных привычек у школьников», М.1984.
7. М.И.Буянов «Ребёнку нужна родительская любовь», М.1984
8. «Дети с девиантным поведением: психолого – педагогическая реабилитация
и коррекция», издат-во МАИ, М.1992