Профилактика наркомании среди молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 21:24, реферат

Описание работы

По данным группы экспертов ВОЗ, в современном мире отмечается непрерывная тенденция к увеличению числа лиц, принимающих наркотические препараты, возрастает употребление наркотиков молодежью, активизируется употребление нетрадиционных наркотиков, широкое распространение получают синтетические наркотики, в употребление наркотиков вовлекаются представители всех социально-экономических групп общества. Особую тревогу вызывает ее распространение среди подрастающего поколения, потому что детская и подростковая наркозависимость создает устойчивую базу для развития взрослой наркомании.

Содержание работы

1. Введение 2
2. Причины наркомании среди молодежи 2
3. Профилактика наркомании среди молодежи 5
4. Заключение 11
Список использованной литературы: 12

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

1. Введение

 

Наркомания – болезнь  молодых. Она выбивает из нормального потока общественной жизни дееспособных граждан. Именно в этом ее угроза для будущего страны.

 

Наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества.

По данным группы экспертов  ВОЗ, в современном мире отмечается непрерывная тенденция к увеличению числа лиц, принимающих наркотические  препараты, возрастает употребление наркотиков молодежью, активизируется употребление нетрадиционных наркотиков, широкое распространение получают синтетические наркотики, в употребление наркотиков вовлекаются представители всех социально-экономических групп общества. Особую тревогу вызывает ее распространение среди подрастающего поколения, потому что детская и подростковая наркозависимость создает устойчивую базу для развития взрослой наркомании.

Приобщение несовершеннолетних и молодежи к наркомании идет высокими темпами и характеризуется опасной  тенденцией. Она заключается в  том, что употребление наркотиков и психоактивных веществ становится определенной ценностью, молодежной культурой потребления, т.е. начинает быть образом жизни. По данным социологических исследований средний возраст начала приобщения к наркотическим веществам снизился до 14 лет у мальчиков и до 14,6 лет у девочек 

2. Причины наркомании среди молодежи

 

Стремительное распространение  наркотиков и наркомании среди молодежи связано с одновременным существованием нескольких групп факторов, каждая из которых, взятая в отдельности, отнюдь не является однозначно наркопровоцирующей. Мы имеем в виду особенности возраста, системный кризис общества, снижение жизненного уровня населения и др. Указанные группы факторов, взятые каждая отдельно, скорее создают общую негативную ситуацию детства в России. Однако их одновременное воздействие и порождает необычайно благоприятные условия для молодежной наркомании.

Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения  различными инфекциями, включая СПИД.

Кроме того, наркотики  приносят ощутимый вред не только тем, кто их употребляет, но и близким, окружению, обществу в целом.

Наркоманию можно рассматривать  как социальное «заразное» заболевание, распространение которого происходит внутри социальных групп. Поэтому невозможно «изолированное» существование наркомана в среде - рано или поздно вокруг него формируется группа, вовлекаемая в сферу потребления наркотиков.

Исходя из этого, нельзя рассматривать лечение на стадии сформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы с распространением наркомании. Такой подход не дает и не может дать положительного результата.

Существует несколько  факторов, влияющих на формирование наркотической  зависимости:

1) социальные факторы:

- неблагополучная семья  (алкоголизм или наркомания родителей,  низкий имущественный уровень, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья);

- влияние группы сверстников,  к которой принадлежит подросток;

- неадекватная молодежная  политика, отсутствие реальной программы  досуга, занятости несовершеннолетних;

- легкая доступность  веществ, изменяющих психическое состояние;

2) индивидуально-психологические  факторы:

- подражание старшим  или авторитетным сверстникам;

- попытка нейтрализовать  отрицательные эмоциональные переживания;

- стремление соответствовать  обычаям значимой для них группы сверстников;

- аномальные черты  личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, повышенная конформность, неуступчивость  характера);

- протестные реакции  (назло), против старших (родителей,  педагогов);

- самодеструктивное поведение;

- любопытство;

- подчинение давлению и угрозам.

Из всего этого мы выделяем три наиболее распространенных фактора, приводящих к употреблению наркотиков:

1) от скуки (из любопытства);

2) за компанию;

3) уйти от реальности  и проблем.

С нашей точки зрения существуют только две основные причины употребления наркотиков: семья и сверстники, изучим их подробнее.

Как правило, именно проблемы в семье толкают ребенка в  «группу риска», создают почву  для обращения ребенка к наркотикам. Психологами давно доказано, что неполная семья сама по себе порождает патологии развития. У детей с одним родителем чаще всего возникают трудности общения, такие дети должны получать «тройную дозу» внимания и любви.

Существуют понятия  «семейный дефицит» и «социальный  голод», когда ребенок растет без внимания и заботы, без необходимого общения, что часто является причиной обращения к спиртному и наркотикам в период взросления. Отвержение, холодность, отсутствие тепла и ласки со стороны родителей сначала травмируют ребенка, а затем ожесточают его, подталкивают к «другой жизни», в другое общество, где он будет понят, принят, где его не осудят.

Отсутствие гармонии в полной семье, где не могут избежать конфликтов, где притесняют, подавляют  одного из членов семьи, где у родителей  постоянные «секреты» и недоверие по отношению друг к другу и к детям, где ребенок изолирован от окружающих, от сверстников, где низкий материальный и культурный уровень, избиение и психологическое насилие детей, насилие между родителями, также является фактором риска. Даже в благополучных семьях родители часто неспособны обеспечить развлечения ребенку. Родителям важно понять, что он нуждается не только в заботе о пище, здоровье и учебе, но не менее, и даже более, в организации его свободного времени, в поддержании интереса к окружающему миру. Известно, что, чем выше культурный уровень семьи, чем интереснее и спокойнее ребенку дома, тем позже он уходит из-под влияния взрослых, тем больше он доверяет жизненным ценностям родителей, тем реже попадает под власть сиюминутных впечатлений и развлечений, предлагаемых ему «на улице», тем менее подвержен влияниям моды.

Хотя, возможно, наоборот, родители сделали своего ребенка  жертвой гиперопеки. Гиперопека, другая крайность воспитания, заставляет ребенка  «спасаться» от родителей «на улице». Это чрезмерное внимание, постоянный присмотр, отказ ребенку в самостоятельности, желание воспитать свою копию. Сверхзабота становится в тягость взрослеющему человеку, он стремится «сбросить оковы», что приводит к тем же результатам: к старанию уйти от контроля родителей, для чего он сознательно идет на конфликты, вызывающе противопоставляя свой новый асоциальный облик тому образцу, который навязывает ему заботливая семья.

Для приобщения подростков к наркотикам самое большое значение имеет  пример сверстников. В профилактической литературе стало общим местом описание т. н. «асоциальных», «уличных» детей, которым нечем заняться, и они собираются в группы (гнездящиеся, как правило, на чердаках и в подворотнях) и там, пробуют наркотики, после чего делаются неуправляемыми и враждебными взрослому миру.

 

3. Профилактика наркомании среди молодежи

 

Профилактика наркомании - совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании. Как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2 -3 процентов заболевших.

На государственном уровне проблема наркомании разрабатывается в основном в контексте борьбы с незаконным оборотом наркотиков, организации просвещения населения с точки зрения юридической ответственности и медицинского аспекта заболеваний; направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, на постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.

Огромную роль могут сыграть  и средства массовой информации, которые в значительной степени формируют общественное мнение. К сожалению, социальная реклама у нас, в отличие от западных стран, до сих пор в диковинку. Только в последнее время власть и средства массовой информации стали использовать ролики, посвященные антинаркотической пропаганде.

Антинаркотическая пропаганда - пропаганда здорового образа жизни, в том  числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании .

Существующая система наркотической помощи ориентирована, прежде всего, на помощь лицам уже страдающим химической зависимостью и недостаточно эффективна для оказания помощи потребителям наркотиков на этапе начала заболевания.

Профилактика наркомании в общем  виде представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предотвращение проблем, связанных с употреблением наркотических веществ. Это нестрогое определение приводит к тому, что профилактическая работа может иметь различные цели, например, сведение к минимуму эффектов использования незаконных наркотиков либо наркосодержащих средств.

Профилактику можно рассматривать  как особый вид деятельности, интегрирующий  следующие области знаний: медицину, педагогику, психологию, социологию, информационные технологии. В исследовании проблемы профилактики наркомании в России можно выделить ряд этапов.

На первом (конец XIX – 30-е гг. XX в.) изучались социальные причины наркомании и алкоголизма, бытовые и социально-гигиенические  аспекты проблемы, выявлялась связь  отклонений с другими формами девиантного поведения. Были разработаны методики обследования, пути и способы лечения и профилактики. Созданный в 1923 г. Институт социальной гигиены Наркомздрава РСФСР осуществлял координацию исследований и разрабатывал проекты профилактической работы, основными направлениями которой были санитарное просвещение и проведение массовых мероприятий.

На втором этапе (30 – 50-е гг. XX в.) исследования были прекращены, поскольку  тема социальных отклонений перешла  в разряд запретных. На третьем (конец 50-х – 80-е гг. XX в.) в силу ряда причин ею занимались в основном узкие специалисты – психиатры, наркологи, юристы. Четвертый этап (перестроечный период) ознаменовался резким всплеском интереса к проблемам девиантного поведения, однако исследования не всегда были подкреплены методологическим анализом девиации как социального феномена.

Сегодня есть смысл говорить о начале пятого этапа. Профилактика детской, подростковой и юношеской наркомании становится одной из важнейших задач общества.

Наиболее удобным местом для профилактической работы является школа, где осуществляется целенаправленное и систематическое обучение на протяжении ряда лет. Типовые, а иногда создаваемые специально для данной школы профилактические программы включаются в учебный план.

Для большинства детей школа является основным местом времяпрепровождения и средой, определяющей их дальнейшую судьбу. Общеобразовательные учреждения обладают уникальной возможностью при тесном взаимодействии с семьей, общественностью, властными и силовыми структурами расширить воспитательное пространство школы и проводить разработку и внедрение комплексного антинаркотического воспитания. Необходима такая организация педагогического процесса, когда посредством антинаркотического воспитания у будущего поколения формируется культура адекватного социальным нормам поведения и здорового образа жизни.

Учителя, психологи, социальные педагоги могут играть в профилактической работе решающую роль. Главная педагогическая цель – сформировать психологический иммунитет, т.е. вызвать у подростка отрицательное отношение к наркотикам. В более раннем возрасте – на уровне «хорошо – плохо», а в старшем – объяснить губительные механизмы действия наркотиков.

Педагогическая профилактика предотвращает начало употребления наркотиков, повторяющееся употребление на начальной стадии (аддиктивное  поведение, т. е зависимость), отрицательное влияние наркотических веществ на развитие личности и на сам процесс жизнедеятельности ученического коллектива.

Целью педагогической профилактики является создание в образовательной  среде ситуации, препятствующей развитию злоупотребления наркотиками; формирование стратегии ведения здорового образа жизни; воспитание личности, способной к анализу своих поступков, имеющей критическое мышление, навыки конструктивного взаимодействия и сопротивления групповому давлению.

Согласно классификации  ВОЗ, профилактику принято разделять на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения  болезни. В подростковой наркологии она включает меры борьбы со злоупотреблением алкоголем, наркотиками и другими  токсическими веществами – по сути дела, борьбу с аддиктивным поведением у подростков.

У учащегося формируются  навыки эффективного общения и оценки проблемной ситуации, принятия решения; усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающего поведения; навыки защиты своего «Я» и умения говорить «Нет». Программы первичной профилактики включают антинаркотическую пропаганду, приобщение к посильному труду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно полезную деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т.д.

Наиболее целесообразно  проводить первичную антинаркотическую  профилактику в школах в соответствии с утвержденными программами. Но в силу специфичности предмета многие педагоги испытывают затруднения в  выборе тактики проведения профилактических занятий. Поэтому занятия по профилактике всех форм наркомании должны проводить специально подготовленные педагоги.

Задачи первичной профилактики:

1) создание школ, свободных  от психоактивных веществ (изменение  школьной политике по отношению  к алкоголю, наркотикам и табачным изделиям; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей);

Информация о работе Профилактика наркомании среди молодежи