Профилактика наркомании в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема и наркомании является одной из важнейших проблем общественного здоровья и здравоохранения не только в нашей стране, но и во всем мире.Легальный и нелегальный оборот психоактивных веществ наносит колоссальный экономический и моральный ущерб государству.Государство постоянно проводило определенную профилактическую политику с целью уменьшения потребления психоактивных веществ, включая принудительное лечение и его отмену при наркомании.

Файлы: 1 файл

жансултан это распечатай 34 станицы.docx

— 88.43 Кб (Скачать файл)

В региональных программах недостаточное внимание уделяется антинаркотической просветительной работе. Она проводится малоэффективными методами, основанными на информационном подходе (чтение лекций). Недостаточно активно в антинаркотическую работу с детьми и подростками вовлекаются семьи, общественные организации по месту жительства.

В этих условиях наиболее актуальной становится задача создания реально действующей на республиканском и региональном уровнях системы активной первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами, основанной на межведомственном и междисциплинарном взаимодействии психологов, педагогов, психиатров – наркологов, работников социальных служб и правоохранительных органов. Исходными, базовыми принципами системы первичной профилактики должны стать следующие положения:[8]

1)зависимость от наркотических, психоактивных веществ легче предупредить, чем лечить;

2)в условиях наркологической ситуации целенаправленное внимание следует уделять обучению несовершеннолетних жизненным навыкам противостояния агрессивной среде, которая провоцирует потребление наркотиков;

3)целевое воздействие должно быть комплексным и осуществляться на личностном, семейном и социальном (школа, общество) уровнях.

 

 

Вторичная профилактика.

Необходимо отметить, что во многих случаях недостаточно только предупреждение вовлечения новых лиц в потребление наркотиков, возникает необходимость применения вторичной профилактики.

Вторичная профилактика зависимости от наркотиков является избирательной, ориентирована на лиц, пробовавших наркотики, либо на лиц, имеющих признаки формирующейся зависимости от наркотиков в её начальной стадии. Необходимость во вторичном профилактическом воздействии появляется в тех случаях, когда заболевание может возникнуть (профилактика для групп риска) либо когда оно возникло, но не достигло пика своего развития.

Целью профилактической деятельности является не только предупреждение вовлечения новых лиц в потребление наркотиков, но и раннее выявление наркопотребителей, снижение общего числа лиц, уже вовлеченных в наркотическую субкультуру. Действенным инструментом в этой сфере является административная практика.

Выявление и пресечение административных правонарушений превентивной направленности, в том числе связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, является одной из приоритетных задач в сфере профилактики наркомании среди населения, стоящей перед правоохранительными органами.

Вся подростковая и молодежная субпопуляция, как группа риска в широком смысле слова, является объектом общей профилактики, направленной на противодействие макросоциальным факторам наркомании. Лица, с незначительно выраженными формами какого-либо отклоняющегося поведения, и, возможно, эпизодически употребляющие психоактивные вещества, но при этом не имеющие выраженной болезненной симптоматики, попадают в целевую группу выборочной профилактики ,которая направлена на коррекцию поведения. Лица, злоупотребляющие наркотическими веществами, но пока не имеющие клинического статуса больных наркоманией, рассматриваются как объекты симптоматической профилактики,состоящей в долгосрочной социально-психологической работе.[9]

В совокупности перечисленные направления профилактики соответствуют понятию первичной профилактики в общемедицинском понимании.

Общая профилактика

Общая профилактика является наиболее массовой, она охватывает всю субпопуляцию подростков и молодежи и направлена на противодействие наиболее общим причинам наркопотребления (макросоциальным факторам). К таким причинам относят в первую очередь резкие социально-исторические, политические или экономические изменения, которые, как известно, неизбежно влекут за собой рост уровня отклоняющегося поведения в обществе, в том числе и наркотизации. В рамках общей профилактики реализуются следующие направления работы.

1) Информационно-пропагандистская  работа, включающая в себя следующие  направления:

а) Информирование общественности и представителей целевых групп профилактики о государственной стратегии, позиции властей, а также реализуемой профилактической деятельности в отношении наркомании.

б) Формирование общественного мнения направленное на изменение норм, связанных с поведением «риска», и пропаганду ценностей нормативного здорового поведения.

в) Информирование о поведении, наносящем ущерб здоровью, о рисках, связанных с наркотиками.

г) Стимулирование подростков к обращению за психологической и иной профессиональной помощью.

д) Формирование позитивных ценностей через эмоциональную сферу подростков.

2) Развитие адаптивных  навыков, необходимых подросткам  для социализации и преодоления  жизненных проблем;

а) Воспитание лидеров подростковой среды (волонтерская работа).

б) Программы по формированию жизненных навыков.

 

Выборочная профилактика

Выборочная профилактика, в отличие от общей, направлена на молодежь и подростков, демонстрирующих какие-либо поведенческие нарушения. Идея выборочной профилактики состоит в том, что приобщение к наркотикам происходит преимущественно на фоне психологических или жизненных проблем, с которыми подросток не может справиться самостоятельно,при этом поведенческие нарушения являются их индикатором. Таким образом, целью выборочной профилактики является раннее выявление психологических или жизненных проблем подростка до того, как они приведут к приобщению к наркотикам, и дальнейшая реализация мероприятий по социально-психологической коррекции его поведения.

Симптоматическая профилактика

Симптоматическая профилактика направлена на лиц, уже имеющих опыт потребления наркотиков, но еще не имеющих клинического статуса больных наркоманией. Как правило, употребление наркотиков на этой стадии проявляется в характерных изменениях поведения: снижении успеваемости, сужении круга интересов, появлении безразличия к родителям, кругу друзей и социальному окружению, алкогольных и токсических эксцессах и пр.

Профилактические меры в отношении потребителей инъекционных наркотиков.

Организационные недостатки на описанных выше этапах профилактической работы приводят к формированию крайне проблемной социальной группы – потребителей инъекционных наркотиков (ПИН), которая во многом определяет не только уровень распространенности тяжелых форм наркопотребления на территории, но и уровень распространенности опасных инфекций, передающихся через кровь, таких как ВИЧ и гепатит С, инфекций, передающихся половым путем.

Представители этой группы обычно не попадают в поле зрения официальной системы здравоохранения и основной формой доступа к ней является аутрич-работа (от англ. оutreach – внешний контакт). Ее цель состоит в установлении доверительных отношений для оказания помощи: информировании о рисках наркомании и сопутствующих заболеваниях, консультировании по вопросам их диагностики и лечения, мотивировании и направлении в лечебные учреждения и социальном сопровождении.

Реабилитация

Отдельным направлением профилактики наркомании является реабилитация, которая требуется для восстановления психологических и социальных навыков лицам, прошедшим курс лечения. Ее целью является мотивирование пациента к полному и окончательному отказу от приема наркотиков – профилактика «срыва». Последнее замечание подчеркивает центральную проблему всей реабилитации – удержание поведения пациента в направлении выздоровления, для чего крайне важным является обеспечение максимально возможной доступности для пациента каждого из этапов реабилитации.

Кроме традиционной модели реабилитации, включающей в себя последовательное прохождение пациентом этапов психиатрической, психологической и социальной помощи, существуют модели профилактики, основанные на приобщении к религии и труду.

Принципиальное отличие между традиционной и религиозной моделями реабилитационного процесса состоит в том, что традиционная модель подразумевает восстановление психологических и социальных навыков и возвращение бывшего наркозависимого в его привычную среду, как только он становится к этому готов. Программы, основанные на религиозной модели, сводятся к уходу бывшего наркозависимого из привычной социальной среды на неопределенный срок, и могут быть эффективны только для лиц, неориентированных на восстановление своей полноценной социальной жизни.[10]

 

 

 

 

 

 

 

2 ПРОБЛЕМА НАРКОМАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

2.1 Профилактика  наркомании в Республике Казахстан

   Социокультурные факторы наркотизации казахстанского общества (разрушение морально-этических норм и поведенческих ценностей, массированное влияние западной культуры, деформация семейных отношений, изменение социального поведения молодежи) актуализируют необходимость формирования общественного иммунитета к наркотикам как основы здоровья нации. 
              На формирование социального антинаркотического иммунитета прежде всего должны быть направлены государственная социальная политика и работа среди молодежи в системе среднего и высшего образования. При этом основной направляющей силой в данной сфере должна стать деятельность не только центральных, местных исполнительных органов власти, но и институтов гражданского общества. 
              Неотъемлемой частью государственной антинаркотической деятельности должна стать пропаганда здорового образа жизни, жизни без наркотиков, особенно среди детей, молодежи и женщин. 
               В этом плане самыми общими профилактическими мероприятиями можно считать изучение причин и условий, способствующих росту числа лиц, употребляющих наркотики, в отдельных регионах страны, разработку и внедрение программ, стимулирующих стремление к ведению здорового образа жизни. В общественном сознании все больше места должна занимать идея, что здоровье человека является ценностью и для него самого, и для общества в целом. Ее можно считать важной психологической предпосылкой к работе с лицами, употребляющими наркотики, поскольку изменение отношения к своему здоровью облегчает реализацию других профилактических и лечебных программ. 
                Для этого прежде всего необходимо создать многоступенчатую образовательную программу по профилактике наркомании среди детей, подростков и молодежи. 
               Данная задача предполагает наличие двух основных компонентов: необходимо наладить процесс подготовки и переподготовки работников образовательных учреждений по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ, организовать издание специальной литературы и пособий, по которым педагоги могли бы заниматься профилактической работой. 
                Большое внимание должно быть уделено широкому информированию населения о вреде наркотиков. Основным источником необходимых знаний для широких слоев общества являются средства массовой информации (СМИ), что повышает их ответственность в этом вопросе. С другой стороны, должна вестись работа по недопущению в СМИ рекламы наркотических средств, насаждения ложных представлений о наркотиках как средствах расслабления, удовольствия, престижа, атрибута так называемого "легкого" стиля жизни. 
               Кроме того, непосредственно антинаркотическая пропаганда должна присутствовать в средствах массовой информации, выполняющих государственный заказ, включая размещение антинаркотической рекламы и подготовку систематических общественно-политических, аналитических и художественных публикаций в печатных и электронных СМИ, а также организацию и проведение регулярных телевизионных программ и передач антинаркотической тематики. 
               Поскольку важным фактором усиления антинаркотической общественной позиции является рост патриотических настроений в молодежной среде, необходимо продолжить мероприятия по формированию всеказахстанского движения школьников и студентов "Наркомания - угроза будущему Казахстана", положив в его основу полномасштабную культурно-воспитательную работу и активную антинаркотическую пропаганду среди школьников, студентов, их родителей. 
                 Особое внимание должно быть уделено организации досуга несовершеннолетних детей и подростков на основе общественно ценных интересов и склонностей. Для этого необходимо повсеместно расширять сеть спортивных секций, творческих кружков по интересам, дворовых клубов, предусмотреть при организации детского досуга проведение дискуссий, дискотек, конкурсов плакатов и рисунков, викторин и других мероприятий антинаркотической направленности. 
            Наряду с этим, основываясь на Концепции гендерной политики в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 ноября 2003 года N 1190, а также в соответствии с Национальным планом действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 июля 1999 года N 999, необходимо проводить полномасштабную агитационную политику, направленную на устойчивое неприятие наркотиков женщинами, особенно фертильного возраста, с привлечением к этой работе центров здорового образа жизни, планирования семьи и других агентов социальной сферы. 
             Кроме того, формировать иммунитет к наркотикам должно само общество. Государству необходимо создать все необходимые условия для развития и поощрения инициативы институтов гражданского общества, различных общественно-политических и неправительственных организаций, отдельных граждан в борьбе с распространением наркомании и наркобизнесом. Необходимо более активно привлекать к профилактической работе неправительственные организации посредством размещения государственного социального заказа, осуществлять поддержку функционирующих и активно содействовать образованию новых общественных организаций, деятельность которых направлена на первичную профилактику зависимости от ПАВ, проводить научно-аналитическую и исследовательскую работу в этой области. 
Необходимо организовать более тесное сотрудничество с религиозными конфессиями по формированию устойчивого неприятия наркотиков верующими и их близкими. 
            Одним из основных направлений деятельности государства и общественных организаций также должно стать преодоление негативного отношения к лицам, страдающим наркоманией. 
             Комплекс данных мероприятий позволит сформировать общественный иммунитет к наркотикам и снизить влияние социокультурных факторов наркотизации общества.

   По оценкам независимых экспертов, каждые сутки от передозировки в Казахстане погибает до четырех человек. За 12 лет общее количество лиц, больных наркоманией, в стране увеличилось в 10 раз, в том числе среди подростков в 17 раз. Поэтому данная часть Стратегии предусматривает реализацию программы фундаментальных и прикладных исследований в сфере изучения основных механизмов распространения современных социальных эпидемий (наркотической зависимости с сопутствующими ВИЧ/СПИДом; психологической зависимости с вовлечением в преступные, религиозно-экстремистские, террористические организации); проведение исследований, связанных с разработкой технологий формирования психологической устойчивости населения к вовлечению в обозначенные выше социальные эпидемии и обеспечением эффективного блокирования их распространения на территории Республики Казахстан; организацию регионального Ресурсного научно-информационного центра по проблемам зависимости от ПАВ Управления по наркотикам и преступности Организации Объединенных Наций (далее - УНП ООН) в Центральной Азии и Казахстане на базе РНПЦ МСПН с целью разработки и распространения в странах Центральной Азии наиболее эффективных технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации зависимых от ПАВ; организацию диссертационных советов при РНПЦ МСПН по специальностям "наркология", "клиническая психология" и "социальная психология". 
                Для выполнения поставленных задач необходимо будет продолжить дальнейшее совершенствование законодательства Республики Казахстан в области обеспечения психического здоровья и психологической устойчивости к нарковлиянию населения страны, развитие системы психотерапевтической, консультативно-психологической, социально-психологической помощи в республике. 
              Привести структуры, технологии, штатное обеспечение и материально-техническую базу наркологических лечебно-профилактических учреждений Республики Казахстан в строгое соответствие с законодательно утвержденными стандартами организации современной наркологической помощи, а также структуры технологий, кадрового обеспечения учреждений (отделений, кабинетов) системы психотерапевтической, консультативно-психологической, социально-психологической помощи населению Республики Казахстан, непосредственно обеспечивающих формирование психологической устойчивости населения к вовлечению в современные социальные эпидемии, в соответствие с утвержденными профессиональными стандартами по данным спецификациям. 
              Разработать и утвердить новые квалификационные требования к подготовке специалистов по профилям наркологии, психотерапии, клинической и консультативной психологии, социальной работы в системе наркологической, психотерапевтической и медико-психологической помощи, а также программы их непрерывного обучения. Разработать специальную систему подготовки научно-педагогических кадров и проводить широкомасштабное обучение специалистов сферы здравоохранения и социальной сферы по профилю современных антинаркотических технологий. Проводить обучение перспективных специалистов в лучших зарубежных специализированных учебных заведениях и клиниках; распространять в специализированных учебных заведениях Республики Казахстан видеоматериалы, предназначенные для дистанционного обучения социальных педагогов, школьных психологов, валеологов, сотрудников центров здорового образа жизни; разработать и проводить специальные образовательные циклы по антинаркотической тематике для педагогов, школьных психологов, социальных педагогов, социальных работников и специалистов по социальной работе в системе воспитания и образования. 
                В ходе реализации Стратегии будет предусмотрен полноценный охват населения Республики Казахстан эффективными первично-профилактическими программами, обеспечивающими формирование психологической устойчивости граждан к вовлечению в современные социальные эпидемии (наркомания с сопутствующим ВИЧ/СПИДом, преступность, терроризм, религиозный экстремизм), групп повышенного риска, в том числе несовершеннолетних и женщин, специальными первично-профилактическими программами, обеспечивающими развитие психологической устойчивости к вовлечению в названные эпидемии; разработать и распространить во всех учебных заведениях Республики Казахстан специальные компьютерные программы автоматизированного психологического тестирования с определением степени риска вовлечения в химическую и психологическую зависимость у каждого тестируемого, с выдачей наиболее оптимальных рекомендаций по снижению данных рисков, а также два информационных пособия профилактической направленности: "Самоучитель эффективной семьи", "Самоучитель эффективного родителя"; обеспечить все учебные заведения Республики Казахстан школьной антинаркотической видеотекой и библиотекой, разработанными в научных лабораториях РНПЦ МСПН; обеспечить свободный доступ для всех нуждающихся к семейной антинаркотической видеотеке, разработанной сотрудниками Центра; организовать и оснастить научно-экспериментальную лабораторию психолого-педагогической профилактики, реабилитации и социальной реадаптации при РНПЦ МСПН, филиалы которой должны действовать во всех регионах Республики Казахстан. 
             Для вторичной профилактики необходимо разработать и внедрить клинические стандарты диагностики, лечения, реабилитации зависимых от ПАВ на основе передовых отечественных и зарубежных технологий, а также широкий ассортимент программ наркологической помощи с различными порогами доступа; организовать различные режимы оказания специализированной наркологической помощи (аутрич, внедиспансерный, амбулаторный, полустационарный, стационарный, специализированный стационарный, противорецидивный); полноценно охватить контингент зависимых от ПАВ различными методами и видами медико-социальной реабилитации, обеспечивающими длительную и качественную ремиссию и освобождение от наркотической зависимости у пациентов (до 25-30 %). 
                Для третичной профилактики необходимо разработать и внедрить в систему наркологической помощи Республики Казахстан разнообразные программы третичной профилактики (снижение вреда) с максимально возможным ассортиментом услуг (включая диагностику и лечение коморбидной патологии); охватить программами третичной профилактики не менее 80 % от реально существующих инъекционных потребителей наркотиков, обязательно включить в данные программы компонент мотивирующего консультирования и психотерапии с обеспечением 20 %-ного перевода от общего числа наркопотребителей, охваченных программами третичной профилактики, в рамки полноценных лечебно-реабилитационных программ ежегодно; проводить регулярный эпиднадзор среди инъекционных наркопотребителей с целью контроля за динамикой распространения ВИЧ/СПИДа и эффективностью первично-профилактической функции программ снижения вреда в отношении данной эпидемии. 
                С целью координации лечения и реабилитации необходимо консолидировать ресурсы социальной сферы (материально-технические, организационные, кадровые, информационные и т.д.) для решения проблемы распространения зависимости от ПАВ; разработать совместные планы антинаркотической деятельности служб психического здоровья и психологической помощи (наркологической, психиатрической,психотерапевтической, медико-психологической), а также медицинских служб, имеющих непосредственное и опосредованное отношение к данной проблеме (наркологической, центров здорового образа жизни, центров СПИДа, инфекционной, кожно-венерологической, терапевтической и др.); разработать совместные планы с основными агентами антинаркотической деятельности социальной сферы (профильными учреждениями здравоохранения, образования, воспитания, СМИ, неправительственными и международными организациями, фондами и др.). 
               В ходе реализации Стратегии необходимо наладить международное сотрудничество в сфере лечения и реабилитации наркомании, предусматривающее организацию на базе РНПЦ МСПН международного образовательного центра для подготовки специалистов антинаркотического профиля в социальной сфере в странах Центральной Азии, регионального Ресурсного научно-информационного центра по проблемам зависимости от ПАВ для укрепления системы наркологической помощи населению центральноазиатских стран (в рамках реализации утвержденной стратегии УНП ООН); обеспечить активное участие республиканских наркологических учреждений и национальных координаторов в реализации действующих и планируемых международных проектов антинаркотической направленности, проведение международных конференций по наркологии и психотерапии.[12]

2.2 Борьба с наркоманией в Республике Казахстан

Сегодня, несомненно, одной из наиболее серьезных задач, стоящих перед мировым сообществом является проблема распространения наркомании и наркобизнеса, поскольку она создает реальную опасность здоровью людей, генофонду любого государства и нередко является источником финансовых средств, направляемых на осуществление террористической деятельности.

Как известно, наркомания является одной из самых злободневных социальных проблем, волнующих все человечество, эта проблема стала проблемой вселенского масштаба. Серьезные опасения вызывают те негативные последствия, которые влечет за собой наркомания, как для потребителей, так и для всего общества в целом.

Одним из наиболее опасных преступлений является сбыт наркотических средств. Особая социальная опасность распространения наркотиков заключается в росте наркомании - заболевании, обусловленном зависимостью от наркотических средств или психотропных веществ, приводящим к тяжелым нарушением физических и психических функций организма. Причем эта пагубная страсть все больше распространяется не только среди взрослого населения, но и среди детей и подростков.

Изучение статистических данных показывает, что наркоситуация в области характеризуется увеличением количества зарегистрированных преступлений, связанных незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, так и увеличением количества изъятых из незаконного оборота наркосредств.

Так, согласно статистическим данным за 9 месяцев 2013 года органами уголовного преследования зарегистрировано 77 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и ядовитых веществ, против 55 преступлений, зарегистрированных в аналогичном периоде 2012 года, что на 40% больше.

В структуре наркопреступности преобладают преступления, предусмотренные ст.259 УК РК (незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ).

Всего в анализируемом периоде по указанной статье Уголовного кодекса зарегистрировано 50 преступлений (36), а их удельный вес от общего количества зарегистрированных преступлений данной категории составил - 72,1% (65,4%).

К примеру, 12.04.2013 г. сотрудниками ОВД Аральского района при сбыте был задержан Тажибаев Р. с наркотическим веществом в виде «марихуана».

Приговором суда Аральского района Тажибаев Р. осужден к 6 годам лишения свободы.

Наибольшее количество зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ приходится на г.Кызылорда 31.

Обращает на себя внимание и значительное распространение в области «тяжелых» видов наркотиков, таких как героин, потеснивший прежде традиционные в области наркотики каннабисной группы.

Информация о работе Профилактика наркомании в Республике Казахстан