Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 00:28, доклад
Суицид. Это слово пугает не только родителей и педагогов, но и многих школьных психологов. Это понятно, мало кто из них получал достаточную подготовку для работы с этой проблемой нашего времени. Но жизнь складывается так, что знания о подростковом суициде и его профилактике сегодня должны быть актуализированы. Школьный психолог и классный руководитель не только должны все знать об этом, одной из задач их деятельности становится профилактика суицида среди детей и подростков. Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство с целью обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых.
Хотянович Ольга Чеславовна,
классный руководитель
ГУО «Средняя школа
№1 г.п.Островец» Гродненской
Ostrovec_sc1@mail.grodno.by,
Профилактика суицида среди старшеклассников
Приложение 1.
Классный час «Мы выбираем жизнь!»
Цель занятия: раскрыть проблему суицидов среди подростков, повлиять на сокращение суицидов среди подростков
Целевая группа: учащиеся 10-11 классов
Методические материалы: презентация «Мы выбираем жизнь!», рассказ Г.Журбы «Уйти их жизни», стихотворение «Бездна» Екатерины Мозоль.
Предварительная работа: подготовить 4-х ведущих, провести и проанализировать анкету.
Длительность : 40 минут.
На доске плакаты с
«Лошади никогда не кончают самоубийством, потому что, будучи лишены дара речи, они не имеют возможность выяснять отношения» (В. Маяковский).
«Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь самую книгу» (Ж. Санд).
«Самоубийца – человек, погибший при попытке бегства от себя самого» (Веслав Брудзиньский).
«Убийца убивает человека, самоубийца – человечество» (Г. Честертон).
«Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал» (Р. Алев).
Мы
выбираем жизнь, они – смерть.
Мы пишем письма, они – предсмертные записки.
Мы строим планы на будущее, у них…
..............................
Кажется, что мы и они – из разных миров.
Но как велика пропасть между нами,
..............................
и теми, кто решился на самоубийство?
Как сильно нужно измениться человеку,
..............................
Всего лишь – шаг.
Они не были рождены самоубийцами,
..............................
Они продолжают умирать (слайд 2)
1-й ведущий: По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 1 000 000 человек. Среди них:
- 280 тысяч китайцев,
- 30 тысяч американцев,
- 25 тысяч японцев,
- 20 тысяч французов,
- 50 тысяч русских (слайд3)
2-й ведущий: В официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры - считается, что ежегодно в мире кончают с собой более 4 000 000 человек. По мнению судебных экспертов, причиной большинства так называемых "смертей от несчастного случая" (передозировка лекарственных препаратов, аварии на дорогах, падение с высоты и т.д) на самом деле являются суициды. 19 000 000 человек ежегодно совершают неудачные попытки самоубийства.
3-й ведущий: За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза. Основные причины суицида: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Ежегодно каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства. По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает первое место. (слайд 4)
4-й ведущий: Число законченных суицидов среди юношей в среднем в 3 раза больше, чем среди девушек. С другой стороны - девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши, но выбирают "щадящие" способы, которые реже приводят к смерти.
1-й ведущий: В 90% случаев родители не знают о попытках самоубийства, которые предпринимают их дети. Фактически 35–70% таких детей вообще никому не рассказывают об этом.
2-й ведущий: 60% всех суицидов приходится на лето и весну. Может быть потому, что именно в этот период особенно заметен контраст между расцветом природы и неизменностью внутреннего состояния.
Можно указать такие причины самоубийств:
- 19% - страх перед наказанием
- 18% – душевная болезнь
- 18% - домашние огорчения
- 6% - страсти
- 3% денежные потери
- 1,4% - пресыщенность жизнью
- 1,2% - физические болезни.
- 41% - неизвестны (слайд 5)
3-й ведущий: Самоубийство - последний шаг, к которому привели множество причин, и каждая причина, в свою очередь, является следствием бесчисленного множества других причин.
4-й ведущий: Причины самоубийств сильно отличаются в разных возрастных группах - так, суициды из-за неразделенной любви у подростков до 16 лет составляют практически половину от общего числа самоубийств, а после 25 лет по этой причине кончают с собой гораздо реже.
1-й ведущий: (слайд 6)
Она
стоит одна на крыше
И сердце очень сильно бьётся,
Ей ветер волосы колышет,
А тишина как враг смеётся.
Нахлынули воспоминанья,
Врезаясь как осколки в душу.
Они терзают подсознанье,
Остаток жизни этой рушат.
Нет смысла думать о вчерашнем,
Когда сегодня ВСЁ на грани.
Сейчас ничто уже не страшно,
Теперь никто не сможет ранить
Когда стоишь одна на крыше
И очень сильно сердце бьётся,
Тебя никто уже не слышит,
И пульс пропал, и ночь смеётся...
2-й ведущий: По данным Всемирной организации здоровья, в 1983 г. в мире покончили жизнь самоубийством более 500 тыс. человек, а 15 лет спустя — уже 820 тыс. человек, из них 20% приходится на подростковый и юношеский возраст.
3-й ведущий: За последние 15 лет число самоубийств в возрастной группе от 15 до 24 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах стоит на 2-3 местах.
4-й ведущий: Информация к размышлению. (слайд 7)
1-й ведущий: (слайд 8)
Не зря пословица
гласит,
Что жизнь прожить – не поле перейти:
Она не мало трудностей таит,
И место в ней своё найти
Бывает человеку нелегко.
Хотя у всех живущих на планете,
Стремленье к этому так велико,
Что через множество столетий
Далеких предков размышленья
Стучатся к нам в сердца сейчас.
Их мысли и сомненья
И нас тревожили не раз.
Ведь так не просто нам порой,
Решить, как поступить,
Чтоб честным быть перед самим собой
И в трудный час душой не покривить.
Что выбрать: совесть иль покой,
Благополучие иль честь,
Покорность или бой?
Отвагу или лесть?
2-й ведущий: (слайд 9)
Вопрос подобный задавал
Себе, конечно, каждый
И на него ответ мучительно искал.
Как путник, изнывающий от жажды,
Мечтает к роднику припасть.
Так человек стремится поскорей
С души привычки сбросить власть,
Стать справедливей и мудрей.
И, наконец, понять,
Каким же в этом мире быть,
Чтоб пред соблазнами любыми устоять,
И званье ЧЕЛОВЕКА заслужить?
Учитель: Вы прочитали рассказ «Уйти из жизни». (слайд 10)
( обсуждение рассказа)
3-й ведущий: Некоторые, уходя из жизни, оставляют свой след в записках к любимым людям, некоторые пишут стихи. Сейчас мы зачитаем вам стихотворение. Внимательно вслушайтесь в эти строки.
4-й ведущий: Бездна (слайд 11)
Обрыв... И бездна там...
И я стою одна на свете.
Душа болит от ярых ран
И нет мне места в мире этом...
Устала я искать ответы,
Мечту беречь, любовь искать!
Вся жизнь - одни людей запреты
И нечего судьбу терзать.
А так хотелось полюбить!..
А можно ли? Способна я?
Но чашу грусти подавить
Информация о работе Профилактика суицида среди старшеклассников