Профилактика возникновения стрессовых состояний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:56, контрольная работа

Описание работы

Изучение и проектирование таких систем создали необходимые предпосылки для объединения технических дисциплин и наук о человеке и его трудовой деятельности, обусловили появление новых исследовательских задач. Это задачи, связанные с описанием характеристик человека как компонента автоматизированной системы. Речь идет о процессах восприятия информации, памяти, принятия решений, исследованиях движений и других эффекторных процессах, проблемах мотивации, готовности к деятельности, стресса.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………....3стр.
2. Понятие стресса. Основные причины возникновения…….....4-5стр.
3. Способы выхода из стресса………………………………….....6-8стр.
4. Методы профилактики стресса………………………………...9-12стр.
5. Заключение……………………………………………………...13стр.
6. Список использованый литературы…………………………...14стр.

Файлы: 1 файл

Психология управления.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ  ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 По дисциплине: “Психология управления”

 Тема: “Профилактика возникновения стрессовых состояний”

 

 

 

 

 

 Преподаватель: Очеповская  О. А.

 Студент: Теканов   В.Ю.

 Факультет: “Экономика и менеджмент”

 Группа: ТМ-4(2003)

 

 

ТОЛЬЯТТИ  2005

 

 

Содержание

 

1. Введение………………………………………………………....3стр.

2. Понятие стресса. Основные причины возникновения…….....4-5стр.

3. Способы выхода из стресса………………………………….....6-8стр.

4. Методы профилактики стресса………………………………...9-12стр.

5. Заключение……………………………………………………...13стр.

6. Список использованый  литературы…………………………...14стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

По мере перехода к  комплексной автоматизации производства возрастает роль человека как субъекта труда и управления. Человек несет ответственность за эффективную работу всей технической системы и допущенная им ошибка может привести в некоторых случаях к очень тяжелым последствиям.

Изучение и проектирование таких систем создали необходимые  предпосылки для объединения технических дисциплин и наук о человеке и его трудовой деятельности, обусловили появление новых исследовательских задач. Это задачи, связанные с описанием характеристик человека как компонента автоматизированной системы. Речь идет о процессах восприятия информации, памяти, принятия решений, исследованиях движений и других эффекторных процессах, проблемах мотивации, готовности к деятельности, стресса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие стресса.

  Основные причины возникновения.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс.

В современной жизни  стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения  с окружающими и в семье.

     Что такое  стресс, как он возникает, как влияет  на организм человека и как с ним бороться?

Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у  человека, когда его нервная система  получает эмоциональную перегрузку.

Наиболее широко употребляемым определением является следующее:

" Стресс - это напряженное  состояние организма человека, как физическое, так и психическое". Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно.

Что же такое эмоциональный  стресс?

Любое событие, факт или  сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором.  Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т.д. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям.

 

При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит  не только от самой ситуации, но и  от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности  в себе и т.д. Особенно большое  значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

Значит, само возникновение, и переживание  стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.

Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший  интерес  представляют организационные факторы, которые  вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс. Кроме причин появления стрессов, анализируется стрессовое состояние организма - стрессовое напряжение, его основные признаки и причины.

Стресс - обычное и часто встречающееся  явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда  встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс.

 

 

Способы выхода из стресса

Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе, могут попытаться применить следующие методы.

     1.  Разработайте систему приоритетов в своей работе. Оцените свою работу следующим образом: "должен сделать сегодня", "сделать позднее на этой неделе"  и "сделать, когда будет время".                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

     2. Научитесь  говорить "нет", когда достигнете  предела, после которого вы  уже не можете взять на себя  больше работы. Объясните своему  начальнику, что понимаете важность  задания. Затем опишите конкретные  приоритетные работы, над которыми  в настоящее время работаете. Если он настаивает на выполнении нового задания, спросите, какую работу вы должны отложить до завершения нового задания.

     3. Наладьте  особенно эффективные и надежные  отношения с вашим начальником.  Поймите его проблемы и помогите  ему понять ваши. Научите вашего начальника уважать ваши приоритеты, вашу рабочую нагрузку и давать обоснованные поручения.

     4. Не соглашайтесь  с вашим руководителем или  кем-либо, кто начинает выставлять  противоречивые требования (конфликт  ролей). Объясните, что эти требования тянут вас в противоположных направлениях. Попросите устроить совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяснить вопрос. Не занимайте обвинительно-агрессивной позиции; просто объясните, какие конкретные проблемы создают для вас противоречивые требования.

     5. Сообщите  своему руководителю или сотрудникам,  когда вы почувствуете, что ожидания  или стандарты оценки вашего  задания не ясны (неопределенность  ролей). Скажите им, что вы несколько  не уверены относительно ряда  конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы иметь возможность обсудить эти вопросы  с ними.

  

 

    6. Обсудите чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своим руководителем. Еще раз учтите, не следует становиться в положение жалующегося. Объясните, что вы - сторонник требующей отдачи сил работы и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.

7. Найдите каждый день  время для отключения и отдыха. Закройте на пять минут дверь  каждое утро, поднимите и обоприте  на что-нибудь ноги,  полностью расслабьтесь и выбросите работу из головы. Обратитесь к приятным мыслям или образам, чтобы освежить мозг. Уходите время от времени из конторы, чтобы сменить обстановку или ход мыслей. Не обедайте там и не задерживайтесь подолгу после того, как вам следовало бы уже идти домой или заняться другой работой.

К другим факторам, связанным с  понижением вероятности стресса, относятся  соблюдение надлежащего питания, поддержание  себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.

Чтобы управлять другими, достигая при этом высокой производительности труда и низкого уровня стресса  можно предложить следующее:

     1. Оцените  способности, потребности и склонности  ваших работников и попытайтесь  выбрать объем и тип работы  для них, соответствующие этим факторам. Как только они продемонстрируют успешные результаты при выполнении этих задач, повысьте им рабочую нагрузку, если они того желают. В подходящих случаях делегируйте полномочия и ответственность.

     2. Разрешайте вашим  работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если необходимо, чтобы они выполнили это задание, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в их работе, чтобы дать необходимое время и ресурсы для выполнения дополнительного задания.

     3. Четко опишите конкретные  зоны полномочий, ответственности  и производственных ожиданий. Используйте   двустороннюю коммуникацию и  информацию своих подчиненных  (обратную связь).

     4. Используйте  стиль лидерства, соответствующий  требованиям данной ситуации.

     5. Обеспечьте  надлежащее вознаграждение за  эффективную работу.

     6. Выступайте  в роли наставника по отношению  к вашим подчиненным, развивая  их способности и обсуждая с ними сложные вопросы.

 

Итак, стресс - это напряженное  состояние организма, т.е. неспецифический  ответ организма на предъявленное  ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения.  Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы  профилактики стресса

Образ жизни - это наша повседневная жизнь с раннего  утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями  активного и релаксационного  образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха си сна, и взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и многое другое. Именно от нас зависит, каким будет наш образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.

Если нам удастся  положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью нашего образа жизни, то мы станем уравновешеннее и  будем более спокойно реагировать  на стрессогенные факторы. Необходимо знать, что мы в состоянии сознательно воздействовать на те или иные процессы, происходящие в организме, т.е. обладаем способностью ауторегуляции.

Можно выделить четыре основных метода профилактики стресса с помощью  ауторегуляции: релаксация, противострессовая "переделка" дня, оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса. Использование этих методов при необходимости доступно каждому.

Очень часто люди при  возвращении домой переносят  свою рабочую активность, возбужденность в семью. Что же нужно, чтобы избавиться от своих дневных впечатлений и, переступив порог дома, не вымещать на домашних свое плохое настроение? Ведь таким образом мы приносим домой стресс, а виной всему - наше неумение отрешиться от накопившихся за день впечатлений. Прежде всего, нужно установить хорошую традицию: возвратившись, домой с работы или учебы, сразу же проводить релаксацию.

Вот несколько рекомендуемых  способов релаксации за 10 минут.

  1. Сядьте в кресло, расслабьтесь и спокойно отдохните. Или же сядьте поудобнее на стул и примите релаксационную "позу кучера".
  2. Заварите себе крепкого чая или сварите кофе. Растяните их на 10 минут, старайтесь в этот отрезок времени ни о чем серьезном не думать.
  3. Включите магнитофон и послушайте свою любимую музыку. Наслаждайтесь этими чудесными мгновениями. Постарайтесь полностью погрузиться в музыку, отключившись от ваших мыслей.
  4. Если ваши близкие дома, выпейте чай или кофе вместе с ними и спокойно побеседуйте о чем-нибудь. Не решайте свои проблемы сразу же по возвращении домой: в состоянии усталости, разбитости это очень трудно, а порой невозможно. Выход из тупикового положения вы сможете найти после того, как пройдет немного времени и спадет напряжение трудового дня.
  5. Наполните ванну не очень горячей водой и полежите в ней. В ванне проделайте  успокаивающие дыхательные упражнения. Сделайте глубокий вдох через сомкнутые губы, опустите нижнюю часть лица и нос в воду и сделайте очень медленный выдох. Постарайтесь выдыхать как можно дольше (выдох с сопротивлением). Представьте себе, что с каждым выдохом общее напряжение, накопившееся за день, постепенно спадает.
  6. Погуляйте на свежем воздухе.
  7. Наденьте спортивный костюм, кроссовки и побегайте эти 10 минут.

Информация о работе Профилактика возникновения стрессовых состояний