Профилактика
зависимого поведения у студентов
Кошанская А.Г. клинический психолог, к.психол.н.,
доцент кафедры педагогической психологии
факультета педагогики и психологии Адыгейского
государственного университета, действительный
член ОППЛ, Адыгея, г.Майкоп.
Абдуллаев Ш.И. студент 5 курса факультета
педагогики и психологии по направлению
подготовки «Психология образование»
Адыгейского государственного университета,
Адыгея, г.Майкоп.
Аннотация: Проблема зависимого
(аддиктивного) поведения в современном
мире оказалась едва ли не самой запутанной
и трудноразрешимой из всех стоящих перед
человечеством. Особенно эта проблема
затрагивает молодёжь. В погоне за новыми,
яркими ощущениями или в попытках противостоять
воздействию повседневного стресса люди
часто прибегают к формам поведения, которые
могут вызвать зависимость. Например,
кто-то употребляет алкоголь, когда расстроен,
а кто-то пробует наркотик, чтобы испытать
новые ощущения. Сначала такое поведение
часто кажется безобидным и не вызывает
беспокойства, однако всегда есть высокий
риск того, что оно перерастёт в болезненную
зависимость. Видимость того, что не стоит
беспокоиться, иногда создаёт и отношение
в обществе.
Существует необходимость
оказания профилактической помощи студентам,
попавшим в ту или иную зависимость, направленную
на понимание сути проблемы, а также важности
и значимости сохранения себя и своего
Я.
Ключевые
слова: зависимость, аддиктивное
поведение, повседневный стресс, профилактическая
помощь.
Современное общество характеризуется
кризисными явлениями во многих сферах
общественной жизни. Трудные социально-экономические
условия в России в значительной мере
осложняют реальность. Происходит резкая
смена привычных стереотипов, дестабилизация
финансового положения и ситуации на рынке
труда. Для многих не решена жилищная проблема.
Эти и многие другие факторы способствуют
потере чувства безопасности у значительной
части населения нашей страны. Возникает
реальная проблема страха перед действительностью.
Этот страх порождает стремление уйти
от реальности. В большей степени этому
страху подвержены люди с низкой переносимостью
трудностей и низкими адаптационными
способностями. В поисках средств защиты
от напряжения, дискомфорта, стресса такие
люди часто прибегают к стратегиям аддиктивного
поведения.
Суть аддиктивного поведения заключается
в том, что стремясь уйти от реальности,
люди пытаются искусственным путем изменить
свое психическое состояние, что дает
им иллюзию безопасности, восстановления
равновесия. Существуют разные виды аддиктивного
поведения, как фармакологического, так
и нефармакологического характера. Они
представляют собой серьезную угрозу
для здоровья (физического и психического)
не только самих аддиктов, но и тех, кто
их окружает. Значительный ущерб наносится
межличностным отношениям. Наряду с экологическими
проблемами окружающей среды, аддиктивное
поведение становится реальной проблемой
экологии личностных ресурсов, что является
немаловажным звеном в полноценном функционировании
общества и дальнейших его перспективах.
В сложившихся условиях, на наш взгляд,
особого внимания заслуживают проблемы
профилактики аддиктивного поведения
в подростковом возрасте, т. к. этот возрастной
период характеризуется немалым количеством
кризисных явлений. Подростков настораживают
и пугают происходящие с ними пубертатные
изменения и изменения в психологических
процессах. Но наряду со сложными, порой
непредсказуемыми особенностями, в подростковом
возрасте формируются такие важные качества,
как стремление познать себя и других,
поиск идентичности, желание самоутвердиться,
формирование нравственных убеждений
и рефлексия. Обращение к этим качествам
могло бы стать значимым этапом в профилактике
аддиктивного поведения.
Но прежде чем говорить об аддиктивном
поведении, рассмотрим сначала классификацию
зависимого поведения.
Существует несколько классификаций зависимого
поведения, в основе большинства из них
лежит вид аддиктивного агента (объекта,
вида деятельности, отношения), посредством
которого осуществляется изменение настроения
и уход от реальности. По нашему мнению,
наиболее полной и исчерпывающей является
классификация (основанная на том же принципе),
предложенная Ц.П.Короленко и Н.В.Дмитриевой
в книге «Психосоциальная аддиктология».
Все виды аддикций здесь разделяются на
две большие группы: химические и нехимические,
выделяется также промежуточная группа,
объединяющая в себе свойства первой и
второй.
Классификация аддикций (Ц.П.Короленко
и Н.В.Дмитриевой):
гэмблинг (страсть к азартным играм),
аддикция отношений (созависимость),
шопинг (аддикция к трате денег),
ургентная аддикция и т.д.
наркомания и токсикомания.
3. Промежуточная
группа:
Следует понимать, что приведенная выше
классификация также несовершенна, т.к.
аддиктивный агент, к примеру, в группе
нехимических зависимистей действительно
не является веществом, но его одновременно
нельзя назвать однородным: в случае гэмблинга
и шопинга – это деятельность, в случае
созависимости или любовной аддикции
– это прежде всего отношения с другим
субъектом, которые включают, разумеется,
и деятельность по реализации этих отношений.
Тем не менее, основными психологическими
признаками любой зависимости является
триада:
-обсессивно-компульсивное
мышление, когда речь идет о предмете зависимости
(об алкоголизме,наркотиках);
- отрицание как форма психологической
защиты;
-утрата контроля.
Аддикция – болезнь, которая поражает
тело, психику человека, сферу его отношений
с окружающим миром. Более того, аддикция
– смертельная болезнь. Последнее утверждение
не вызовет сомнений, когда мы говорим
о химических зависимостях (алкоголизме,
наркомании, токсикомании). Последствия
злоупотребления ПАВ очевидны. Самое удивительное,
что нехимические зависимости приводят
практически к тем же последствиям, почти
к тем же болезням и, в конце концов, к смерти.
Проявления аддиктивного поведения касаются
всех сторон психической деятельности,
мировоззрения, поведения человека, системы
верований и ценностей, а также физического
здоровья.
У аддикта нарушена самооценка, он неадекватно
воспринимает реальность, а, следовательно,
неадекватно на неё реагирует. Аддикт
не в состоянии заботиться о себе, он не
осознает своих чувств (которые обычно
представлены у него в виде смутного сгустка
тревоги, вины и стыда), не осознает своих
потребностей и проблем, он не умеет решать
задачи, которые ставит перед ним жизнь,
он не может строить близкие, доверительные,
глубокие полноценные отношения с другими
людьми (близкими людьми, семьей, и вообще
с социумом).
Рассматривая институт семьи, мы можем
сказать , что для формирования аддиктивной
личности будет являться дисфункционалная
семья. Причин, по которым семьи становятся
дисфункциональными, много. Все семьи с наличием больного
химической зависимостью являются дисфункциональными.
Причинами дисфункциональности могут
быть и другие стрессорные события, помимо
алкоголизма. Но алкогольная семья всегда
дисфункциональна, так как может жить
нормально лишь какой-то небольшой промежуток
времени. К дисфункциональным семьям относят
также эмоционально-репрессивные семьи,
отношения в которых характеризуются
теми же признаками, что и в семье, где
есть больной химической зависимостью.
Современные представления о профилактике
аддиктивного поведения предполагают
проведение профилактических вмешательств
четырех видов:
1. Универсальные
профилактические вмешательства. Этот тип профилактики аддиктивного
поведения ориентирован на население
в целом или на его отдельные большие однородные
группы, члены которых идентифицируются
как личности, не имеющие предшествующего
риска развития аддиктивного поведения. В
целом, они определяются как имеющие усредненную
вероятность риска развития болезни, и
критерии риска развития заболевания
не являются основанием для выделения
каких - либо определенных групп населения
при данном виде профилактических вмешательств.
Универсальные профилактические вмешательства
осуществляются на уровнях:
а) семья
б) учебное заведение
в) место жительства (вне семьи
и вне школы).
Например: проводимые в рамках
школьных программ профилактические меры,
направленные на выработку социальных
навыков отказа от употребления психоактивных
веществ.
2. Выборочные, избирательные
профилактические вмешательства. Селективные профилактические
вмешательства ориентированы на отдельные
группы населения, подверженные риску
аддиктивного поведения. Селективные
профилактические вмешательства осуществляются
на аналогичных уровнях. Например: вмешательства,
ориентированные на детей, имеющих факторы
риска развития аддиктивного поведения
(ситуации развода родителей, смерти близкого
родственника, психического заболевания
родителей).
3. Профилактические
вмешательства по индивидуальным
показаниям. Индивидуально-ориентированная
профилактика аддиктивного поведения
нацелена на лиц, у которых имеется высокий
риск развития заболевания. Например: воздействия,
ориентированные на детей, имеющих признаки
депрессии, высокой тревоги и склонных
к агрессии. Имеющиеся у них в настоящее
время симптомы расстройств не достигают
уровня выраженности, необходимого для
постановки диагноза. Профилактические
вмешательства по индивидуальным показаниям
профилактические вмешательства осуществляются
на уровне разных уровнях.
4. Профилактика
аддиктивного поведения, ориентированная
на окружающую среду. Профилактические действия
по предупреждению аддиктивного поведения,
направленные на окружающую среду - это
предупреждающие вмешательства, нацеленные
на изменение социальной, экономической,
физической и культуральной сред обитания,
в которых люди делают свой выбор использования
психоактивных веществ или отказа от их
употребления. На результат выбора влияют
не только особенности личности человека,
но и такие особенности среды обитания,
как доступность табака, алкоголя и наркотиков,
особенности налогообложения и политики
ценообразования, рекламы. Например: возрастные
ограничения на продажу табака и алкоголя,
повышение их стоимости и дополнительные
налоги на них, юридические аспекты меры
противодействия вождению автотранспорта
в нетрезвом состоянии и запрета курения,
объявление его вне закона, ограничение
употребления алкоголя в общественных
местах).
Рассмотрим подробнее тип профилактики
аддиктивного поведения ориентирован
на население.
В г.Майкопе уже на протяжении нескольких
лет существует волонтерское движение
«Здоровый образ жизни», которым курирует
к.п.н., Кошанская А.Г.
В программу работы волонтеров-психологов
входит аргументированная и действеннаяпропаганда
здорового образа жизни, объяснение вредных
для здоровья факторов – алкоголизма,
курения, наркомании и токсикомании, формирование
правильных представлений у детей и подростков
о половом созревании, знаний и мер
профилактики СПИДа, обучение мерам по
предупреждению уличного и бытового
травматизма и правилам личной гигиены.
Всю свою деятельность по формированию
здорового образа жизни волонтеры проводят
с учетом возрастных и индивидуальных
морфофизиологических и психологических
особенностей детей. При этом особое
внимание уделяется таким возрастным
этапам, как подростковый и юношеский
возраст, когда имеет место особенно интенсивный
рост и перестройка
функционального состояния всех систем
жизнедеятельности развивающегося
организма.
«Здоровый образ
жизни» организовано в соответствии с
п. 10, р. II муниципальной целевой комплексной
программы «Молодёжь столицы Адыгея (2008
– 2010)» в целях расширения сферы деятельности организованного
отделом по делам молодёжи М. О. «Город
Майкоп» Телефона доверия «Шанс» в рамках
очного общения со студентами и школьниками.
Целью Волонтерского движения является формирование у школьников
негативной установки на употребление
ПАВ как способа решения своих проблем
или проведения досуга, ориентация их
на позитивные ценности через вовлечение
в психологическую работу по формированию
здорового образа жизни. Волонтеры нацелены
на информирование
подростков о том, к каким последствиям
может привести использование ПАВ, обучение
их адаптивному поведению в различных
жизненных ситуациях для формирования
нового, здорового поколения и психопрофилактики
различных видов зависимостей.
Только с 2010 года состав добровольческого
отряда увеличился с 12 до 62 человек. Только
за 2013-2014 учебный год волонтеры побывали
в нескольких десятках школах и Вузах,
вели тренинговые занятия более чем для
2000 учащихся.
Подводя
итоги, можно сказать, что профилактика
— это система комплексных государственных
и общественных, социально-экономических
и медико-санитарных, психолого-педагогических
и психогигиенических мероприятий, направленных
на предупреждение заболеваний, на всемерное
укрепление здоровья.