Прогнозирование в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 23:42, реферат

Описание работы

Так организмы выживают не потому, что «умеют» мгновенно реагировать на сиюминутное воздействие, а потому, что их реакции опираются на своеобразное воспоминание «о будущем», на закодированный в организме прогноз предстоящего состояния внешней среды. В мозгу человека перед совершением какого-либо действия создается модель «потребного будущего», и с этой моделью сверяются результаты, пока они не будут удовлетворены. Примерно по таким же законам живет как отдельный человек так и общество в целом, поэтому дня них очень важна функция прогноза.

Содержание работы

Введение
1. Сущность социального прогнозирования…………………………………1
2. Дж. Форрестер – основоположник прогнозирования…………………….4
3. Методы социального прогнозирования……………………………………7
4. Виды и типы прогнозов……………………………………………………11
5. Этапы социального прогнозирования…………………………………….13
Вывод………………………………………………………………………..15
Литература…………….…………………………

Файлы: 1 файл

Доклад по онищенко.docx

— 42.56 Кб (Скачать файл)

 

           Аналогом объекта может быть, например, его макет, чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения. Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоинство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.

 

           Самый практикуемый метод прогнозирования – экспертная оценка. По мнению Е.И.Холостовой, «экспертиза есть исследование трудноформализуемой задачи, которое осуществляется путем формирования мнения (подготовки заключения) специалиста, способного восполнить недостаток или несистемность информации по исследуемому вопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на «здравый смысл».

 

          Существуют такие сферы социальной жизни, в которых невозможно использовать другие методы прогнозирования, кроме экспертных. Прежде всего, это касается тех сфер, где отсутствует необходимая и достаточная информация о прошлом.

 

           При экспертной оценке состояния либо отдельной социальной сферы, либо ее составляющего элемента, либо ее компонентов учитывается ряд обязательных положений, методических требований. Прежде всего – оценка исходной ситуации:

 

- факторы, предопределяющие  неудовлетворительное состояние;

 

- направления, тенденции,  наиболее характерные для данного  состояния ситуации;

 

- особенности, специфика  развития наиболее важных составных;

 

- наиболее характерные  формы работы, средства, с помощью  которых осуществляется деятельность.

 

          Второй блок вопросов включает в себя анализ деятельности тех организаций и служб, которые осуществляют эту деятельность. Оценка их деятельности идет по выявлению тенденций в их развитии, их рейтинга в общественном мнении.

 

         Экспертную оценку проводят специальные центры экспертизы, научные информационно-аналитические центры, лаборатории экспертов, экспертные группы и отдельные эксперты.

 

        Методика экспертной работы включает в себя ряд этапов:

 

- определяется круг экспертов;

 

- выявляются проблемы;

 

- намечается план и  время действий;

 

- разрабатываются критерии  для экспертных оценок;

 

- обозначаются формы  и способы, в которых будут  выражены результаты экспертизы (аналитическая записка, «круглый  стол», конференция, публикации, выступления экспертов).

 

        Итак, социальное прогнозирование опирается на различные методы исследования, основными из которых являются экстраполяция, моделирование и экспертиза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Виды и типы прогнозов

 

            По своему содержанию и качеству социальная информация может быть истинной и ложной, научной и ненаучной. Характерной отличительной чертой научной информации является ее истинность. Содержательная ее сторона определяется следующими факторами: уровень познания объекта предвидения, компетентность субъекта предвидения, качество информации. Выделяют также такое понятие, как оптимальность социальной информации. Для социального предвидения особый интерес представляют такие основные виды социальной информации, как экономическая, политическая и правовая, а также источники информации: общественная деятельность, различные сферы общественной жизни, разнообразные документы, книги, журналы, патенты и т.д.

            Социально-экономические прогнозы составляют одну из наиболее развитых отраслей. Экономическое прогнозирование — это процесс формирования вероятностных суждений о состоянии экономических процессов я явлений в определенный момент в будущем и об альтернативных путях их достижения. Для получения достоверного социально-экономического прогноза необходимо изучить законы развития народного хозяйства, определить причины и движущие силы этого развития, основными факторами которого являются социальные потребности, технические возможности и экономическая целесообразность. В соответствии с этими факторами можно указать три конечные цели такого прогнозирования: установление целей развития народного хозяйства, изыскание оптимальных путей и средств их достижения, определение потребных ресурсов для достижения поставленных целей. Социально-экономический прогноз носит комплексный характер и разрабатывается с учетом данных демографического прогноза, прогноза ресурсов, прогноза спроса и предложения и т.д.

           Социологическое прогнозирование имеет три уровня исследований: общетеоретический, частнотеоретический и эмпирический. В социологических прогнозах общим объектом исследования является общество как социальный организм. Конкретные, частные объекты социологии — это социальные группы, институты, человек. Совокупность социальных механизмов обусловливает развитие и функционирование общества как социального организма; здесь проявляется конкретная социальная проблема, порожденная особенностью развития социальной системы.

           Проблема прогнозирования социально-психологических процессов имеет две стороны: психология поставляет определенные сведения об объектах прогнозирования в обществе, производстве, науке, культуре, поскольку эти объекты обладают специфическими психологическими характеристиками. С другой стороны, психология изучает субъекты прогнозирования: человека или коллектив люден, которые сами способны разрабатывать и претворять в жизнь прогнозные решения.

           Юридическое прогнозирование — это систематическое исследование перспектив развития государственно-правовых процессов, их темпов и особенностей, что в современных условиях становится важной функцией юридической науки, выделяется в самостоятельную область научно-практической деятельности с целью укрепления законности, совершенствования процесса правотворчества и законодательства. Объектом юридического прогнозирования являются государство и право. Данный вид прогнозирования затрагивает все элементы и подсистемы правовой надстройки общества, исследует все относящиеся к ней социальные объекты, характеризующиеся богатым набором различных признаков, качественными и количественными показателями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Этапы социального прогнозирования

 

            Работа над технологиями социального прогнозирования — это комплексный процесс, состоящий из ряда самостоятельных технологических этапов. В современных условиях любой сотрудник социальной службы прогнозирует свою работу. Это может быть как узкая перспектива (обслуживание одного клиента), так и прогноз развития деятельности социальной службы и всей социальной сферы. Прикладное значение социального прогнозирования состоит в том, что разработанные технологии способны влиять на управленческие решения по социальным вопросам, т.е. оптимизировать и корректировать их.

           Определить процент достоверности прогнозов в социальной работе можно, используя сопоставимые измерения уровня жизни и ее социальной стабильности: чем меньше прогнозируемый объект, тем проще создать для него сценарий прогнозного развития. Более достоверными являются технологии социального прогнозирования, рассчитанные на краткосрочные временные рамки. Более сложными по своему технологическому построению являются средне- и долгосрочные прогнозы.

          Поэтапно процесс социального прогнозирования может быть представлен следующим образом:

1) выбор объекта социального  прогнозирования; это может быть  любой социальный объект —  от индивида до человечества  как составной части ноосферы;

2) выбор направления исследования: экономическое, социологическое,  юридическое, собственно социальное  и т.д.; в исследованиях социальной  сферы очень трудно придерживаться  определенного направления, поэтому  значительная часть исследований  носит комплексный характер;

3) подготовка и обработка  информации по прогнозной проблеме; соответствующая требованиям информация  — одна из гарантии достоверности  прогноза, а значит, ключевой момент  технологии социального прогнозирования;

4) выбор способа прогноза, одного из методов или совокупности  методов в определенной последовательности, отвечающей требованию научности  исследования;

5) собственно прогнозное  исследование;

6) обработка результатов,  анализ полученной информации  применительно к проблеме исследования;

7) определение достоверности  прогноза.

         Возможность дать оценку проведенному прогнозному исследованию предоставляется лишь по прошествии того отрезка времени, на которое был рассчитан данный прогноз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

           Технологии социального прогнозирования — незаменимый инструментарий социального предвидения, исследования и разрешения социальных проблем современного мира. Опыт показывает, что их использование тем эффективнее, чем более узкий сегмент социального поля затрагивается.

          Прогнозное видение авторов отвергает неизбежность «единой» глобальной экологической катастрофы. Будущее человечества они представляют как цепь длительных, разнообразных кризисов — экологических, энергетических, продовольственных, сырьевых, демографических, — могущих постепенно охватить всю планету, если общество не воспримет их рекомендации перехода к «органическому росту», сводимого в их трактовке к сбалансированному и дифференцированному развитию всех частей планетарной системы по примеру живого организма, каждая клетка, каждый орган которого функционируют в интересах целого.

           Кризисы могут касаться не только человечества в широком понимании, они могут негативно влиять на отдельно человека и социума, который его окружает, вызывая тем самым невозможность их развития. Социальное прогнозирование направлено на предвиденье и преодоление намечающихся кризисов и проблем во избежание негативных последствий для данного человека и общества в целом.

          Здесь огромное значение играет информационный аспект в технологиях социального прогнозирования — совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, классами, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений между человеком, обществом и природой. Именно по итогам с совокупности этих данных формируются и разрабатываются социальные прогнозы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.Тепля Л.П., Иванова І.Б. Социальна робота (теория і практика). Навч. пособник. – К: ВМУРОВ «Украина», 2004.

2.Дудченко B.C. Инновационные технологии. — М., 1997.

3.Социальное прогнозирование и моделирование. — М., 1995, с. 249—250.

4.Технологии социальной работы: Учебник под общ.ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с

 5.Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2007 – 480с. – (Бакалавр)

6.Луков В.А. Социальное проектирование. - М.: 1997

 7.Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.

8. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192с.

 9.Тищенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд. – М., 1998

 10.Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 668с.

11.Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – М., 1995

 http//www.i – u/biblio/archive/socprogn

http//www.planetadisser/see/dis_54366.html

 


Информация о работе Прогнозирование в социальной работе