Программа изменения установок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 13:00, реферат

Описание работы

Для данной работы я выбрала социальную установку, которая звучит следующим образом: все байкеры грубые, жестокие и неряшливые люди, из-за которых нарушается спокойствие на улицах города. Такая установка чаще встречается в сознаниях людей, живущих в более крупных городах, где обладатели мотоциклов собираются в целые сообщества. Вид такой специфичной группы людей сразу привлекает внимание и формирует почти мгновенно к себе отношение. Причем у женщин оно более негативное, так как внешний вид и атрибуты байкеров носят для них агрессивный характер. Описывать структуру и функции аттитюда я буду на примере женщины, в уме которой такая установка существует.

Файлы: 1 файл

ДЗизменение соц установок.docx

— 24.54 Кб (Скачать файл)

Национальный Исследовательский Университет

Высшая Школа Экономики

Факультет психологии

 Кафедра организационной психологии

 

 

 

 

Проект

Программа изменения установок

 

 

 

 

                                                                                               Студентка группы №283:

Калинина Дарья

 

 

                                                                                               Проверила: доцент кафедры организационной психологии

Агадулина Елена Рафиковна

 

 

Москва 2013

 

Введение

Современное российское общество достаточно расслоено и имеет внутри себя большое количество социальных групп, они делятся по самым разным признакам: возрасту, полу, деньгам, мировоззрениям и  т д. Между участниками существуют отношения как внутри своей группы так и межгрупповые.  Определенное закрепившееся отношения человека к какой-либо группе или ее отдельному представителю можно назвать социальной установкой. Множество социальных установок формируют поведение, а также они имеют определенную эмоциональную окраску.

Изучение социальных установок необходимо,  так как они работают на индивидуальном уровне, а человек,  имеющий эти установки, ведет свою деятельность в социуме, то есть установки влияют на взаимодействие людей в обществе.

Многие социальные установки, безусловно, полезны, они упрощают анализ информации, ускоряют процесс принятий решений относительно нового объекта, но проблема установок заключается в том, что они носят обобщающий характер. То есть, получив опыт взаимодействия с одним представителем какой-либо группы, человек формирует отношение к группе в целом. Зачастую такое обобщенное отношение не верно, и признак, который имел отдельный индивид, вся группа не обладает, поэтому необходимо изучать способы изменения социальных установок.

 

Описание установки

Для данной работы я выбрала социальную установку, которая звучит следующим образом:  все байкеры  грубые, жестокие и неряшливые люди, из-за которых нарушается спокойствие на улицах города.  Такая установка  чаще встречается  в сознаниях людей, живущих в более крупных городах, где обладатели мотоциклов собираются в целые сообщества. Вид такой специфичной группы людей сразу привлекает внимание и формирует почти мгновенно к себе отношение. Причем у женщин оно более негативное, так как внешний вид и атрибуты байкеров носят для них агрессивный характер.

Описывать структуру и функции аттитюда я буду на примере женщины, в уме которой такая установка существует.

Структура данной установки по М.Смиту:

  1. Осознание (когнитивный компонент), в этот компонент входят все знания, которыми обладает женщина о байкерах. Например, байкеры – это крупногабаритные мужчины в черной одежде с длинными волосами и  бородами. Их средство передвижения не комфортно, к тому же оно с громко ревущим мотором и глушителем.
  2. Оценка (аффективный компонент), в данный компонент включены все эмоции, вызванные байкерами. Одежда и волосы байкеров для нее не привлекательны, звуки мотоцикла раздражающие. Кроме того агрессивные звуки мотора и быстрая езда вызывают чувство настороженности и ощущение опасности. В сумме складывается негативное эмоциональное отношение к байкерам.
  3. Поведение (конатативный компонент), сюда относится все реакции, намерения и поведение относительно байкеров. Например, избегание контактов с представителями этой группы: работая официанткой в кафе, женщина, увидев в качестве клиента-байкера, может не захотеть его обслуживать из-за имеющейся установки. Или она может категорически запрещать своей дочери заводить отношения с молодым человеком, потому что он относится к группе байкеров.

Социальная установка – это целостная структура, изменение одного компонента приведет к изменению другого,  а значит и самой установки, что мы и попробуем сделать позже.

Функции данной установки:

1)Приспособительная. Установка  направляет женщину относительно  байкеров, в нашем случае от них.

2)Знание. Все когниции в сознании женщины определяют способ ее поведения в ситуациях столкновения с байкерами.

3) Защита. Функция защиты  выражается в том, что, имея знания об объекте, женщина ведет себя определенным образом, тем самым избегает неприятностей, которые, по ее мнению, могут возникнуть во взаимодействие с байкерами.

Способы изменения социальной установки

Изменения аттитюдов могут происходить как целенаправленно так и стихийно в результате сложившихся жизненных обстоятельств. Существует несколько известных теорий по изменению установок. Например, на основе «вероятностной модели обработки информации»( Р.Петти и Дж. Качоппо) предложим два различных таких способа.

  1. Центральный путь. Это способ, основанный на предоставлении информации, озвучивание всех «за» и «против», а также других аргументов в пользу изменения установки. Допустим, мы сообщаем нашей женщине информацию о байкере, который в остальное время от своего хобби занимает должность директора детского сада или школы, о том, что он является одним из спонсоров приюта для животных, и вообще он отличный семьянин. Также можно добавить статистических данных, которые бы подтверждали, что хулиганства и преступления в ее районе за последние полгода ни разу не были совершенны байкерами.  К тому же они собираются на определенных площадках, а не в спальных районах, дабы не мешать другим людям отдыхать.
  2. Периферийный путь. Это способ изменения аттитюдов через эмоциональную составляющую. Допустим, лучшая подруга женщины, имеющей такую установку на байкеров, от большой любви выходит замуж за  мужчину, представителя этой группы. Наверняка женщина проникнется пониманием и эмпатически почувствует радость за свою подругу, и изменится аффективный компонент аттитюда, а вследствие этого изменится и сама установка. Еще одним вариантом может быть просмотр фильма, где роль байкера играет любимый актер женщины, который для нее авторитетен.

Теперь рассмотрим данную установку через теорию намеренного поведения А. Айзена и М. Фишбайна. В этой теории помимо уже известных компонентов «аттитюда» и «поведения» добавляется срединный компонент «намерение».  Причем намерения (интенции) оказывают самое сильное влияние на поведении, по мнению авторов теории. Сами намерения определяются двумя факторами: первый — это аттитюд по отношению к поведению, а второй — субъективные нормы поведения человека (восприятие социального влияния). Наложим нашу установку на модель формирования  поведения:



 

 



                                                                                                                                                                                                                                                                                    


 

Таким образом, получается, что если мы хотим повлиять на поведение,  относительно которого действует установка, необходимо усилить эффективность субъективной нормы, то есть увеличив давление со стороны друзей и знакомых на принятие решения идти на вечеринку с байкерами. Так как на намерение совершить определенное действие, оказывает влияние субъективная норма — восприятие социального давления на поведение. Она, в свою очередь, складывается из убеждения, что определенные люди или группы ожидают такого поведения, и желания человека следовать этим ожиданиям.

После того как намерение будет сформировано, изменится и поведение, а, как известно, поведение- это один из компонентов социальной установки, изменение которого влечет за собой изменение самой установки.

Подводя итоги данной работы, можно сказать о том, что в современном обществе зафиксировалось множество аттитюдов, не все из которых могут быть полезными. Реализуя определенный тип поведения по отношению к социальному объекту, на который существует обобщенная установка, индивид может совершать ошибку, пренебрегая личностными качествами объекта. Кроме того социальная установка- это довольно устойчивая структура, так как она может сформироваться еще в детстве и подкрепляться в течение всей жизни. Но существуют способы, с помощью которых она может измениться. В качестве примера была разобрана одна социальная установка и несколько способов из различных теорий по ее изменению.

 

 

 


Информация о работе Программа изменения установок