Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:05, контрольная работа
Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных нравственных ориентации и представлений. Под отклонениями в поведении детей и подростков понимаются такие его особенности, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают родителей, учителей, общественность.
Программа коррекции девиантного поведения детей.
Цели и задачи программы.
Целью программы является: изменение девиантного поведения детей «группы риска» в результате целенаправленного педагогического воздействия.
Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных нравственных ориентации и представлений. Под отклонениями в поведении детей и подростков понимаются такие его особенности, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают родителей, учителей, общественность. Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонении от общественных норм, закона, но и представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.
Следовательно, придавая поступкам,
поведению ребенка значимость, мы
тем самым оказываем
Таким образом, педагог целенаправленно воздействует на развитие личности и ее формирование. Поэтому целью программы является: изменение девиантного поведения детей «группы риска» в результате целенаправленного педагогического воздействия.
В рамках программы должны быть решены следующие задачи:
Программа включает в себя 4 этапа:
Исполнители программы:
Социальные педагоги и классные руководители.
Ожидаемые конечные результаты:
Педагогические показатели - повышение мотивации учения, сохранность контингента учащихся «группы риска», их успеваемость, дисциплина, включенность во внеклассные занятия, улучшение показателей развития, уровня облученности, снижение педагогической запущенности.
Социально-психологические показатели - улучшение психоэмоционального состояния, положительное изменение образа «Я», сглаживание отклонений в поведении, социальная адаптация, как результат успешной социальной личности.
Структура программы.
Как известно, коррекцию принято
разделять на три типа: первичная
(направленная на предупреждение болезни);
вторичная (задержать развитие болезни);
третичная (предотвращение осложнений).
Очевидно, что коррекция девиантного
поведения подростков может быть и первичная,
и вторичная, и третичная.
Первичная коррекция девиантного поведения
подростков располагает двумя основными
методами - системой запретов и наказаний
и –просвещением. Вспомогательным приемом
может быть выявление групп риска среди
подростков.
Основной упор делался на первичную вербальную
коррекцию девиантного поведения подростков.
Обычно в лекционной форме разъясняется,
какой вред для психического и физического
здоровья носит злоупотребление алкоголем
и наркотиками. При этом не учитывалось,
что субъективная цена собственного здоровья
у современных подростков низка. В то же
время, широкое распространение сведений
о наркотиках и токсических веществах
может пробудить к ним нездоровый интерес.
Вызывает большие сомнения, что традиционная
пропаганда эффективна.
Становится очевидным, что малоэффективную
вербальную коррекцию девиантного поведения
подростков должна сменить конструктивная
коррекция девиантного поведения. Суть
- выработка альтернативы девиантному
поведению в виде здорового образа жизни.
Принципами должны быть: честность; максимальный
охват групп риска; говорить только о том,
что актуально в данной группе; комплексность
стратегий и методов; дифференцированный
подход; непрерывность и длительность;
максимальное участие всего общества.
В самом начале проведения первичной конструктивной
коррекции девиантного поведения необходимо
выяснить степень информированности об
асоциальном поведении у подростков в
группе, с которой проводится работа. Для
этого можно использовать анкетирование
с помощью специальных опросников и скриниг-тестов.
Степень информированности подростков
можно выявить и в процессе свободной
беседы.
Наиболее приемлемые формы проведения
занятий - это свободная дискуссия, вопросы
и ответы. При этом ведущий (педагог, психолог,
врач) должен максимально возлечь подростков
в обсуждение проблемы. Его задача - комментировать
высказывания, разоблачать наркотически
мифы, не навязывать собственного мнения,
а стараться, чтобы подростки сами пришли
к нему в результате свободного обсуждения.
Существенную помощь могут оказать тренинги,
направленные на развитие навыков поведения
в условиях проблемных жизненных ситуаций,
воспитание так называемой подростковой
коммуникативной компетентности. Эти
тренинги помогут выработать чувство
уверенности в себе, развить адекватную
самооценку, приобрести навыки преодоления
трудных жизненных ситуаций. Целесообразно
на тренинге проиграть ситуацию предложения
употребления наркотика. Научить подростков,
не теряя собственного лица в глазах сверстников,
находить аргументы для отказа в первой
пробе.
В процессе проведения группового занятия
необходимо увидеть лидеров группы, выявить
их позицию. В случае наличия положительных
социальных установок у лидера следует
сделать его помощником, воздействовать
на группу с его помощью. При нейтральной
позиции лидера - постараться как можно
быстрее развить эту установку и действовать
та первому варианту. При наличии нескольких
лидеров с разными установками представляется
целесообразным вызвать их на соперничество,
дискуссию так, чтобы победил лидер, имеющий
позитивную установку. Если в группе присутствует
единственный лидер уже вовлеченный в
асоциальное поведение, не поддающийся
коррекции, его следует удалить из группы
и работать с ним индивидуально с помощью
специалиста-нарколога.
Успех в первичной конструктивной коррекции
девиантного поведения подростков может
быть достигнут в случае объединения работы
всех специалистов на основе программы
профилактики и коррекции девиантного
поведения несовершеннолетних. Стиль
жизни в огромной степени определяют характер
поведения, в том числе и девиантного.
Принципы организации и осуществления психокоррекционной работы:
единство диагностики и коррекции;
нормативности развития;
системность развития психической деятельности;
деятельностный принцип коррекции;
нравственно-гуманистическая направленность психолого-педагогической помощи;
понимание и сочувствие;
прагматизм психолого-
приоритетность превентивности социальных проблем, их профилактика;
своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки;
творческое сочетание специализации и комплексности в школьной психологической работе;
1 этап - подготовительный
На данном этапе необходимо овладеть теоретическими знаниями по следующим аспектам:
Задача этапа заключается в формировании умений установления позитивных контактов с трудными подростками. Это становится возможным при овладении методикой Л.Б. Филонова, целью которой является: сокращение дистанции между людьми и его окружением.
В диагностических целях используется опросник для выявления признаков педагогической запущенности личности- положительные и отрицательные особенности личности (см. приложение). После изучения личности подростка ставится социальный диагноз и переход к следующему этапу.
2 этап – исследовательский
Задача этапа заключается
во включении в процесс
Универсальной считается
«Методика диагностики
Она содержит 7 шкал [98 вопросов]. Но данной методикой можно пользоваться при привлечении специалистов.
Показателем уровня сформированности данного этапа является умение соц. педагога составить психолого- психологическую характеристику трудного подростка и планировать коррекционную работу с ним. На этом этапе решается задача программы, раскрытие положительных качеств ребенка, выявление интересов и увлечений, выявление отрицательных факторов, влияющих на воспитание.
3 этап – продуктивный
Задача данного этапа заключается в целенаправленном педагогическом воздействии на развитие личности и ее формирование, формирование личностной и социальной компетентности подростков. Коррекцию их негативных поведенческий проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «я», чувство самоуважения, развития способности критически мыслить, принимать ответственные решения. Для того чтобы подросток умел делать выбор, его следует обучать умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами, научить неагрессивным способам реагировать на критику, сопротивление давлению со стороны других людей, умение противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально- позитивными средствами.
Работа по профилактике отклонений эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:
Оказываемая подросткам помощь при соблюдении данных требований позволяет обеспечить равномерное, гармоничное развитие личности, ее базисных структур и их проявлений в деятельности, поведении.
Положительные качества, которые выявляет педагог, являются базовым ориентиром в воспитательной работе. Опираясь на них, педагог может создать конструктивные взаимоотношения. А вера в ребенка восстанавливает у него чувство самоуважения, собственного достоинства.
Коррекционная работа также направлена на:
Принципы коррекции, которыми пользуется соц. педагог - это дифференцированность, комплексность, последовательность, преемственность, доступность, а функции:
Все результаты первоначального
диагностического тестирования подростков,
отметки об участии их в мероприятиях,
их поведение на них, изменения в
поведении подростков в течение
всего периода коррекции
4 этап – заключительный
Задача данного этапа заключается в подведении итогов и результативности. Проводится повторное тестирование, и сравниваются результаты. Если результат не совпал с ожидаемыми результатами, то производится анализ затрат и разработка рекомендаций.
При подготовке коррекционной программы могут быть использованы различные упражнения с элементами тренинга:
Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить "нет" в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.
Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения, основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.
Тренинг формирования жизненных
навыков. Под жизненными навыками понимают
наиболее важные социальные умения личности.
Прежде всего, это умение общаться,
поддерживать дружеские связи и
конструктивно разрешать
Информация о работе Программа коррекции девиантного поведения детей